III. Указатель имён к биографии

Кристиан Готлиб Нефе (1748-1798) — немецкий композитор, дирижёр, органист, музыкальный писатель. Много лет работал в Боннском курфюрстском Национальном театре, исполняя обязанности композитора, дирижёра, режиссёра, аккомпаниатора на чембало. С 1780 г.служил придворным органистом. Здесь же обучал Бетховена игре на фортепиано, органе, а также композиции. Нефе был первым, кто оценил талант Бетховена и помог ему в его развитии.

Гейне Генрих (1797-1856) — великий немецкий поэт.

Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832) — великий немецкий поэт и мыслитель. Самыми известными его произведениями являются романы: «Страдания молодого Вертера», «Годы учёбы Вильгельма Мейстера», «Годы странствия Вильгельма Мейстера», драматическая поэма «Фауст». Бетховен написал музыку к героической драме Гёте «Эгмонт».

Крейцер Родольф (1766-1831) — французский скрипач, композитор, дирижёр и педагог. Бетховен посвятил ему свою скрипичную сонату, назвав её «Крейцеровой» (соната №9, 1803 г.).

Разумовский — граф, меценат, владел игрой на скрипке. С 1792 г. русский посол в Вене. С 1808 по 1815 гг. содержал струнный квартет. В 1809 г. Бетховен пишет «3 русских квартета» (№7, №8, №9), которые посвятил графу Разумовскому.

Рельштаб Людвиг (1799-1860) — немецкий поэт романтик, который дал фортепианной сонате №14 Бетховена название «Лунная».

Шекспир Вильям (1564-1616) — великий английский драматург и поэт. Один из любимых писателей Л. ван Бетховена.

Шекспир был актёром и ставил свои пьесы в лондонском театре «Глобус».

Шекспир — автор 37 пьес, 2 поэм и 154 сонетов. Творчество Шекспира является одной из вершин художественной культуры эпохи Возрождения. Большинство его пьес ставится в театрах всего мира до наших дней. Наиболее известны: «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта», «Укрощение строптивой», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и другие.

Шиллер Иоганн Фридрих (1759-1805) — великий немецкий поэт и драматург. Наиболее известны его драмы: «Разбойники», «Коварство и любовь», «Дон Карлос», «Вильгельм Тель». Бетховен в заключительном хоре симфонии №9 использовал слова из оды Шиллера «К радости».

 

IV. Основные произведения

Бетховен является автором:

• одной оперы — «Фиделио»;

• двух месс;

• девяти симфоний;

• нескольких увертюр («Элеонора», «Эгмонт», «Кориолан» и др.);

• пяти фортепианных концертов, одного концерта для скрипки, виолончели и фортепиано;

• шестнадцати квартетов, шести струнных трио, струнного квинтета, септета, квинтета для фортепиано и духовых инструментов, семи фортепианных трио и других камерных произведений;

• 36 фортепианных сонат, множества иных произведений для фортепиано, а также песен.

 

V. Выполни задания

Задание 1. Вставь пропущенные слова.

1. Бетховен — великий________________ композитор конца ______ — начала

____________ века.

2. Так же. как Гайдн и Моцарт, Бетховен принадлежит к________________ классикам.

3. Бетховен был современником важного исторического события — Великой

________________________ ________________________ 1789 года.

4. Демократические лозунги революции — ___________________, равенство и

________________ — были близки молодому композитору.

5. От музыки Гайдна и Моцарта музыку Бетховена отличает___________________

звучание, связанное с революцией.

6. Главный вид творчества Бетховена — не вокальная, не оперная, а ______________музыка.

7. Бетховен — один из__________________ симфонистов мира. В его творчестве жанр___________________ достигает величия, мощи и размаха. Композитор написал

______ симфоний и _______ симфонических увертюр.

 

Задание 3. Допиши жанры и названия произведений.

1. «Патетическая»_______________

2. «Героическая» ________________

3. «Торжественная» ________________

4. ______________________ «К далекой __________________

5. «Лунная» ______________

6. «Пасторальная» ________________

7 ______________ «Ярость по _____________________

8. «Крейцерова» ____________________

 

 

Задание 4. Ответь на вопросы.

1. Сколько сонат для фортепиано написал Бетховен? __________

2. Какие из них имеют названия? __________________________________________

3. Какая соната посвящена молодой красавице-аристократке, отвергшей любовь композитора? _____

4. Какой подзаголовок она имеет?_____________________________________

5. Что необычного в строении этого сонатного цикла? _______________________________

6. Название какой сонаты переводится как «страстная»? ____________________________

 

Задание 5. Найди на корабликах ответы на данные вопросы и впиши последовательно буквы с парусов в клеточки. Правильно выполнив задание, ты полностью восстановишь высказывание известного русского музыкального критика В. В. Стасова о Бетховене.

«Бетховен только и думал об истории и всем человечестве как об одной огромной массе. Это -

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

1. Тональность Пятой симфонии Бетховена. __________________________

2. Ведущая тема, лейтмотив этого произведения.______________________

3. В финале — это заключительный раздел праздничного, ликующего характера. _____________

4. Форма II части. _________________

5. Революционная песня — основа одной из тем II части.____________________

6. III часть симфонии. ______________________

7. Форма III части._______________________

8. Способ изложения темы в середине III части. __________________

9. Часть симфонии, главная тема которой близка «Гимну Свободе». _______________

10. Тональность, в которой заканчивается симфония.____________________

11. Часть, в которой мотив судьбы меняет свое звучание. ________________________

 

Задание 6. Впиши слова из списка в свой собственный кроссворд и составь вопросы к ним (по желанию).

 

4

Бонн

Нефе

кода

Вена

Гёте

5

месса

Кёльн

рондо

6

рефрен

Лунная

Людвиг

7

Фиделио

Леонора

Вегелер

реприза

8

Брунсвик

Кореолан

клавесин

органист

 

 

Задание 7. Перед тобой портреты великих современников Бетховена – Фридриха Шиллера и Иоганна Вольфганга Гёте. Что ты знаешь об этих людях? Какие сочинения написал композитор по их произведениям?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 8. Подчеркни правильный ответ.

1. 1-й номер из музыки Бетховена к трагедии Гёте — это: а) прелюдия; б) увертюра; в) интродукции.

2. Ее содержание: а) никак не связано с основными событиями трагедии; б) частично связано с сюжетной линией трагедии; в) в сжатой форме повествует об основных событиях трагедии.

3. Ее название: а) имя писателя; б) имя героя; в) имя испанского короля.

4. Ее форма: а) двойные вариации с медленным заключением; б) рондо-соната с вступлением и дополнением; в) сонатное аллегро с медленным вступлением и быстрой кодой.

5. Ее окончание передает: а) праздничное ликование; б) философскую сосредоточенность; в) стремительную полетность.

 

Задание 9. Заполни пропуски в предложениях.

1. Бетховен — величайший ________ мира.

2. Он написал_______ симфоний и ________ симфонических _____________.

3. Героическое начало ярче всего проявилось в его ___________ симфониях.

4. Кроме героических, у Бетховена есть и симфонии другого характера: ______________.

5. Третья симфония сначала была посвящена ______________.

Позже композитор убрал посвящение и назвал симфонию «______________________».

6. Тему борьбы человека с судьбой раскрывает ___________ симфония.

7. Содержание _________ симфонии связано с образами природы. Она получила

название _____________________».

8. Бетховен обновил классическое строение симфонического цикла: 1) заменил танцевальный менуэт III части более энергичным и подвижным________; 2) увеличил количество частей в Шестой симфонии до_________ вместо традиционных четырех; 3) ввел хор в финал ________симфонии.

9. Чтобы придать звучанию величие и мощь, Бетховен значительно увеличил состав

_________ оркестра по сравнению с оркестром Гайдна и Моцарта.

Он добавил в него_________________, расширил группу ударных за счет_

 

Задание 10. Реши чайнворд.

1. Программная симфония Бетховена, посвященная образам природы. Состоит из пяти частей.

2. Первое слово в длинном названии популярного рондо для фортепиано Бетховена.

3. Отец композитора — певец... в капелле Боннского архиепископа.

4. Имя женщины, на которой Бетховен собирался жениться.

5. Имя богини утренней зари в римской мифологии, ставшее названием одной из сонат композитора.

6. Название одной из самых остродраматичных фортепианных сонат, переводится с латинского как «Страстная».

7. Темп, характерный для первых частей сонатно-симфонического цикла, употребляется со словом «сонатное».

8. Жанр поэтического произведения Шиллера «К радости», которое композитор использовал в финале 9-й симфонии.

9. Название коллектива из нескольких исполнителей.

10. Фамилия князя — друга Бетховена.

11. Имя композитора — венского классика, у которого молодой Бетховен брал уроки в Вене.

12. Название единственной оперы Бетховена.

13. Должность, которую 13-летний мальчик занимал в Боннской придворной капелле.

14. Особые разговорные..., ими приходилось пользоваться оглохшему композитору.

Раздел пятый


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: