Кристиан Готлиб Нефе (1748-1798) — немецкий композитор, дирижёр, органист, музыкальный писатель. Много лет работал в Боннском курфюрстском Национальном театре, исполняя обязанности композитора, дирижёра, режиссёра, аккомпаниатора на чембало. С 1780 г.служил придворным органистом. Здесь же обучал Бетховена игре на фортепиано, органе, а также композиции. Нефе был первым, кто оценил талант Бетховена и помог ему в его развитии.
Гейне Генрих (1797-1856) — великий немецкий поэт.
Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832) — великий немецкий поэт и мыслитель. Самыми известными его произведениями являются романы: «Страдания молодого Вертера», «Годы учёбы Вильгельма Мейстера», «Годы странствия Вильгельма Мейстера», драматическая поэма «Фауст». Бетховен написал музыку к героической драме Гёте «Эгмонт».
Крейцер Родольф (1766-1831) — французский скрипач, композитор, дирижёр и педагог. Бетховен посвятил ему свою скрипичную сонату, назвав её «Крейцеровой» (соната №9, 1803 г.).
Разумовский — граф, меценат, владел игрой на скрипке. С 1792 г. русский посол в Вене. С 1808 по 1815 гг. содержал струнный квартет. В 1809 г. Бетховен пишет «3 русских квартета» (№7, №8, №9), которые посвятил графу Разумовскому.
|
|
Рельштаб Людвиг (1799-1860) — немецкий поэт романтик, который дал фортепианной сонате №14 Бетховена название «Лунная».
Шекспир Вильям (1564-1616) — великий английский драматург и поэт. Один из любимых писателей Л. ван Бетховена.
Шекспир был актёром и ставил свои пьесы в лондонском театре «Глобус».
Шекспир — автор 37 пьес, 2 поэм и 154 сонетов. Творчество Шекспира является одной из вершин художественной культуры эпохи Возрождения. Большинство его пьес ставится в театрах всего мира до наших дней. Наиболее известны: «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта», «Укрощение строптивой», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и другие.
Шиллер Иоганн Фридрих (1759-1805) — великий немецкий поэт и драматург. Наиболее известны его драмы: «Разбойники», «Коварство и любовь», «Дон Карлос», «Вильгельм Тель». Бетховен в заключительном хоре симфонии №9 использовал слова из оды Шиллера «К радости».
IV. Основные произведения
Бетховен является автором:
• одной оперы — «Фиделио»;
• двух месс;
• девяти симфоний;
• нескольких увертюр («Элеонора», «Эгмонт», «Кориолан» и др.);
• пяти фортепианных концертов, одного концерта для скрипки, виолончели и фортепиано;
• шестнадцати квартетов, шести струнных трио, струнного квинтета, септета, квинтета для фортепиано и духовых инструментов, семи фортепианных трио и других камерных произведений;
• 36 фортепианных сонат, множества иных произведений для фортепиано, а также песен.
|
|
V. Выполни задания
Задание 1. Вставь пропущенные слова.
1. Бетховен — великий________________ композитор конца ______ — начала
____________ века.
2. Так же. как Гайдн и Моцарт, Бетховен принадлежит к________________ классикам.
3. Бетховен был современником важного исторического события — Великой
________________________ ________________________ 1789 года.
4. Демократические лозунги революции — ___________________, равенство и
________________ — были близки молодому композитору.
5. От музыки Гайдна и Моцарта музыку Бетховена отличает___________________
звучание, связанное с революцией.
6. Главный вид творчества Бетховена — не вокальная, не оперная, а ______________музыка.
7. Бетховен — один из__________________ симфонистов мира. В его творчестве жанр___________________ достигает величия, мощи и размаха. Композитор написал
______ симфоний и _______ симфонических увертюр.
Задание 3. Допиши жанры и названия произведений.
1. «Патетическая»_______________
2. «Героическая» ________________
3. «Торжественная» ________________
4. ______________________ «К далекой __________________
5. «Лунная» ______________
6. «Пасторальная» ________________
7 ______________ «Ярость по _____________________
8. «Крейцерова» ____________________
Задание 4. Ответь на вопросы.
1. Сколько сонат для фортепиано написал Бетховен? __________
2. Какие из них имеют названия? __________________________________________
3. Какая соната посвящена молодой красавице-аристократке, отвергшей любовь композитора? _____
4. Какой подзаголовок она имеет?_____________________________________
5. Что необычного в строении этого сонатного цикла? _______________________________
6. Название какой сонаты переводится как «страстная»? ____________________________
Задание 5. Найди на корабликах ответы на данные вопросы и впиши последовательно буквы с парусов в клеточки. Правильно выполнив задание, ты полностью восстановишь высказывание известного русского музыкального критика В. В. Стасова о Бетховене.
«Бетховен только и думал об истории и всем человечестве как об одной огромной массе. Это -
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1. Тональность Пятой симфонии Бетховена. __________________________
2. Ведущая тема, лейтмотив этого произведения.______________________
3. В финале — это заключительный раздел праздничного, ликующего характера. _____________
4. Форма II части. _________________
5. Революционная песня — основа одной из тем II части.____________________
6. III часть симфонии. ______________________
7. Форма III части._______________________
8. Способ изложения темы в середине III части. __________________
9. Часть симфонии, главная тема которой близка «Гимну Свободе». _______________
10. Тональность, в которой заканчивается симфония.____________________
11. Часть, в которой мотив судьбы меняет свое звучание. ________________________
Задание 6. Впиши слова из списка в свой собственный кроссворд и составь вопросы к ним (по желанию).
4
Бонн
Нефе
кода
Вена
Гёте
5
месса
Кёльн
рондо
6
рефрен
Лунная
Людвиг
7
Фиделио
Леонора
Вегелер
реприза
8
Брунсвик
Кореолан
клавесин
органист
Задание 7. Перед тобой портреты великих современников Бетховена – Фридриха Шиллера и Иоганна Вольфганга Гёте. Что ты знаешь об этих людях? Какие сочинения написал композитор по их произведениям?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Подчеркни правильный ответ.
1. 1-й номер из музыки Бетховена к трагедии Гёте — это: а) прелюдия; б) увертюра; в) интродукции.
2. Ее содержание: а) никак не связано с основными событиями трагедии; б) частично связано с сюжетной линией трагедии; в) в сжатой форме повествует об основных событиях трагедии.
3. Ее название: а) имя писателя; б) имя героя; в) имя испанского короля.
|
|
4. Ее форма: а) двойные вариации с медленным заключением; б) рондо-соната с вступлением и дополнением; в) сонатное аллегро с медленным вступлением и быстрой кодой.
5. Ее окончание передает: а) праздничное ликование; б) философскую сосредоточенность; в) стремительную полетность.
Задание 9. Заполни пропуски в предложениях.
1. Бетховен — величайший ________ мира.
2. Он написал_______ симфоний и ________ симфонических _____________.
3. Героическое начало ярче всего проявилось в его ___________ симфониях.
4. Кроме героических, у Бетховена есть и симфонии другого характера: ______________.
5. Третья симфония сначала была посвящена ______________.
Позже композитор убрал посвящение и назвал симфонию «______________________».
6. Тему борьбы человека с судьбой раскрывает ___________ симфония.
7. Содержание _________ симфонии связано с образами природы. Она получила
название _____________________».
8. Бетховен обновил классическое строение симфонического цикла: 1) заменил танцевальный менуэт III части более энергичным и подвижным________; 2) увеличил количество частей в Шестой симфонии до_________ вместо традиционных четырех; 3) ввел хор в финал ________симфонии.
9. Чтобы придать звучанию величие и мощь, Бетховен значительно увеличил состав
_________ оркестра по сравнению с оркестром Гайдна и Моцарта.
Он добавил в него_________________, расширил группу ударных за счет_
Задание 10. Реши чайнворд.
1. Программная симфония Бетховена, посвященная образам природы. Состоит из пяти частей.
2. Первое слово в длинном названии популярного рондо для фортепиано Бетховена.
3. Отец композитора — певец... в капелле Боннского архиепископа.
4. Имя женщины, на которой Бетховен собирался жениться.
5. Имя богини утренней зари в римской мифологии, ставшее названием одной из сонат композитора.
6. Название одной из самых остродраматичных фортепианных сонат, переводится с латинского как «Страстная».
7. Темп, характерный для первых частей сонатно-симфонического цикла, употребляется со словом «сонатное».
8. Жанр поэтического произведения Шиллера «К радости», которое композитор использовал в финале 9-й симфонии.
|
|
9. Название коллектива из нескольких исполнителей.
10. Фамилия князя — друга Бетховена.
11. Имя композитора — венского классика, у которого молодой Бетховен брал уроки в Вене.
12. Название единственной оперы Бетховена.
13. Должность, которую 13-летний мальчик занимал в Боннской придворной капелле.
14. Особые разговорные..., ими приходилось пользоваться оглохшему композитору.
Раздел пятый