ТЕМА: Этика и ее роль в современном обществе. Основные этические понятия: добро и зло, стыд и совесть, добродетель, долг, справедливость, счастье. Объект, предмет биоэтики

Авходиев Г.И., Кот М.Л.

БИОЭТИКА

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ЧИТА - 2019

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Авходиев Г.И., Кот М.Л.

БИОЭТИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ЧИТА - 2019

УДК: 614.253 (07)

Авходиев Г.И., Кот М.Л.

Биоэтика: Учебно-методическое пособие. – Чита, 2019. – 245с.

В учебно-методическом пособии рассматриваются актуальные морально-этические проблемы, возникающие в сфере современной науки и здравоохранения, представлен материал, касающийся истории возникновения и развития биоэтики как науки, ее теоретические основы. Анализируются такие аспекты биоэтики, как достоинство пациента, свобода личности и информированное согласие, «право на смерть», дилеммы, возникающие в различны областях медицины.

Пособие предназначено для студентов медицинских ВУЗов по специальностям лечебное дело, педиатрия, стоматология.

Рецензенты:

    Заведующий кафедрой патологической анатомии ФГБОУ ВО

    Читинской государственной медицинской академии,

    профессор В.П. Смекалов;

    Заведующая кафедрой гистологии и эмбриологии ФГБОУ ВО

    Читинской государственной медицинской академии,

    к.м.н., доцент В.И.Обыденко

                                  © Авходиев Г.И., Кот М.Л., 2019

                                  © ЧГМА, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

ЗАНЯТИЕ 1.  Этика и ее роль в современном обществе. Основные этические понятия: добро и зло, стыд и совесть, добродетель, долг, справедливость, счастье. Объект, предмет биоэтики……………………………………………

ЗАНЯТИЕ 2. Ценностные ориентиры и приоритеты современной биоэтики. Этическое и правовое регулирование в области биоэтики………………..

ЗАНЯТИЕ 3. История биоэтики. Основные этические теории, принципы…….

ЗАНЯТИЕ 4. Деонтология как учение о моральном долге. Права и моральные обязательства врачей. Основные правила биоэтики. Права пациентов….

ЗАНЯТИЕ 5. Модели взаимоотношений врача и пациента. Ятрогенные заболевания. Врачебные ошибки. Этические нормы медицинского сообщества…………………………………………………………………………

ЗАНЯТИЕ 6. Медицина и проблема смерти: история вопроса. Паллиативная медицина. Хосписы………………………………………………

ЗАНЯТИЕ 7. Право человека на смерть. Эвтаназия. Критерии смерти. Понятие смерти мозга…………………………………………………..

ЗАНЯТИЕ 8. Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов от живых доноров. ……………………………………………………….

ЗАНЯТИЕ 9. Моральные проблемы пересадки органов и тканей от трупов. Ксенотрансплантация в России…………………………………………

ЗАНЯТИЕ 10. Моральные принципы проведения экспериментов на животных. Моральные принципы проведения экспериментов на человеке………….

ЗАНЯТИЕ 11. "Нюрнбергский кодекс" и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации и другие этико-правовые документы, регламентирующие проведение клинических испытаний на человеке……………………………………………………………………………

ЗАНЯТИЕ12. Этические проблемы вмешательства в репродукцию человека. Аборт, контрацепция, стерилизация…………………………………

ЗАНЯТИЕ 13. Морально-этические проблемы искусственного оплодотворения и суррогатного материнства………………………………..

ЗАНЯТИЕ 14. Моральные проблемы медицинской генетики…………………….

ЗАНЯТИЕ 15. Этико-правовые аспекты психиатрии и психотерапии……………

ЗАНЯТИЕ 16. Эпидемиология и этика. Вич-инфекция /СПИД – этико- правовые аспекты……………………………………………………………….

ЗАНЯТИЕ 17. Система здравоохранения и биоэтика. Справедливость в здравоохранении и медицине…………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..

 

ВВЕДЕНИЕ

«Спешите делать добро!»

Ф.П. Гааз

Биоэтика – это новая и притом очень широкая область междисциплинарных научных исследований, хотя, как это будет показано, она не ограничивается одним лишь исследованиями. Сам термин «биоэтика» возник немногим более тридцати лет назад, однако, изучаемые биоэтикой проблемы во многом являются новыми для науки. Это не значит, что они удалены от повседневной жизни рядового человека и представляют интерес только для специалистов.

Развитие биомедицинской этики было обусловлено революционными достижениями в сфере высоких биомедицинских технологий, разработкой концепции «смерти мозга» в неврологии и реаниматологии, фундаментальными открытиями в трансплантологии, психофармакологии, в области экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона, молекулярной биологии и медицинской генетики (генодиагностика и генотерапия) и т.д. Значительное влияние на развитие биоэтики, как специализированной теоретической дисциплины, оказали идеи экологического и правозащитного движения. 

Биомедицинская этика представляет собой адекватный современным общественным условиям этически обоснованный ответ на старейшие моральные проблемы, поставленные прогрессом медицинской науки и биомедицинских технологий. Основополагающие положения биоэтики (такие, к примеру, как правилодобровольного информированного согласия) составили теоретическое основание для сформировавшегося в последнее десятилетия нового международного признанного этического стандарта в медицинской практике, нашедшего свое выражение в многочисленных документах международного права, национальных законодательствах (включая российское законодательство в области здравоохранения), этических кодексах и декларациях международных и национальных медицинских ассоциаций.

Отсутствие систематического образования отечественных врачей в области современной биоэтики негативно сказывается на имидже российского врача в глазах международного медицинского сообщества.Ставит их в невыгодное положение по отношению к более подготовленным в данной области зарубежным коллегам (например, при разработке совместных программ научного сотрудничества), проблематичным становится вопрос конвертируемости дипломов, выдаваемых выпускникам российских медицинских вузов, препятствует формированию новых отношений в отечественном здравоохранении, более адекватно отвечающих современным политико-экономическим условиям.

 

 

ЗАНЯТИЕ 1

ТЕМА: Этика и ее роль в современном обществе. Основные этические понятия: добро и зло, стыд и совесть, добродетель, долг, справедливость, счастье. Объект, предмет биоэтики.

 

Перечень вопросов для самоподготовки к данному занятию:

1. Этика как философская дисциплина. Дать определение понятия этика.

2. Этический кодекс студента.

3. Основные этические понятия: добро и зло, стыд и совесть, добродетель, долг, справедливость, счастье. Добро и зло в медицине.

4. Сострадание и милосердие как нравственные ценности врачевания.

5. Свобода и моральная ответственность врача.

6. Сущность и специфика морали. Ее структура и функции.

8. Структура современного этического знания. Место биомедицинской этики в структуре этического знания.

9. Особенности профессиональной этики. Медицинская этика как разновидность профессиональной этики.

10. Понятие, объект, предмет биоэтики. Взаимосвязь с биомедицинской этикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: