Роль интуиции в экономических исследованиях

 

Стоит отметить, что в конце ХХ века тема интуиции, нашла свое отражение и в экономических исследованиях.

Как известно, в 1888 году Никола Тесла запатентовал свой асинхронный двигатель, следом потяну за собой цепь удивительных идей, которые присудили Тесле славу «чернокнижника от науки». Ему даже приписывали умение вызывать землетрясения. Насчет интуиции и её роли в своих исследованиях, Никола Тесла указывал: «Интуиция – это что-то такое, что опережает точное знание». Интуиция в совокупности с серьезным европейским образованием определили способ работы, с помощью которого он создавал свои шедевры. Ощутив «что-то такое, что опережает точное знание», Тесла с присущей ему высокой работоспособностью всесторонне, глубоко и педантично это обдумывал, разрабатывая теоретические аспекты и выбирая вопросы, предполагающие проведение экспериментальной проверки, а затем «шел на результат». Тесла делал огромную ставку на совершенствование своей интуиции, позволившей осуществлять его потрясающие проникновения в возможности электричества. И ведь успех не только Никола Теслы, но и Билла Гейтса, Марселя Бича, Теда Тернера был связан именно с интуицией.

Стоит отметить и Генри Форда, чья склонность опираться в работе только на интуицию, отсутствие основательности и импульсивность были основными причинами, как и его успехов, так и неудач. Однажды Генри Форд решил начать выпуск нового двигателя, известного в настоящее время как У-8. Он хотел получить монолитный моторный блок с восемью цилиндрами и дал своим конструкторам соответствующее распоряжение. Те пытались его убедить, что такой двигатель изготовить невозможно, но после длительных работ это удалось. Генри Форд — яркий пример осуществления во многом позитивных и смелых перемен. Его практическая управленческая деятельность и методы внедрения инноваций, основанные во многом на интуиции, в первые годы после смерти Г. Форда активно критиковались, но затем получили широкое признание у исследователей проблем менеджмента как неотъемлемой составляющей эффективного поведения руководителя. Такие ученые как А. Невинс и Ф. Хилл рассматривали его карьеру «как, возможно, наиболее впечатляющую и наверняка как самую удивительную в истории американской промышленности».

У С. Хонды не было никакой ни инженерной подготовки, ни опыта (он окончил всего восемь классов), и ничего не знал ни о маркетинге, ни о финансах и точно не о дистрибьюторстве. Однако достиг успеха вопреки японским конгломератам, считавшим его бунтарем и аутсайдером. Когда в 1974 году на Японию обрушился нефтяной кризис, японские производители пришли к соглашению уменьшить объем производства продукции, а цены поднять. Только Хонда отказался и сделал все наоборот, в лучших традициях Генри Форда. Он сделал немыслимое, удвоив производство и снизив цены больше, чем Форд пятьдесят лет назад. Не имея никакого понятия о ценовой эластичности, С. Хонда оказался прав. Когда объем продаж компаний «Ниссан» и «Тойота» упал на 40 процентов, объем продаж «Хонды» вырос на 76 процентов и продолжал расти самым стремительным образом. К 1987 «Хонда» стала самой быстрорастущей компанией в мире. Именно рыночная интуиция дала жизнь одной из крупнейших в мире автомобильной корпорации.

Бартон Клейн из Гарварда в своей «Динамичной экономике» писал: «Если предприниматель хочет привлечь на свою сторону цифры, он должен при разработке новых гипотез положиться на интуицию. Богатство предпринимателя заключается в догадках, но если эти догадки неясны, предпринимателю необходимо довериться своей интуиции».

Современные исследователи отмечают, что интуиция – это прирожденная способность, и интуитивные способности нужно у себя выявлять и развивать. Важнейшим условием в этом вопросе является опыт.

Все вышеизложенное приобретает целостную картину, объединяя в себе точки зрения на интуицию и Томаса Куна, и Фрэнка Найта, и Рэндалла Коллинза в рамках цитаты Соичиро Хонды, автора 470 изобретений и 350 патентов, почетного доктора десятка университетов: «Многие люди мечтают об успехе. Мое мнение, что успех, может быть, достигнут только через повторяющиеся неудачи и самоанализ. Фактически успех – это только 1% вашей работы, а остальные 99% - это неудачи».

Проявление интуиции в экономике имеет свою специфику. Например, Бенджамен Франклин, когда перед ним возникала проблема, делил лист бумаги на две части: выписывая на одной половине все аргументы «за», а на второй соответственно «против». Систематизировав, таким образом мысли, далее он основывался на интуитивном принятии решения. Однако для этого сначала нужно освоить науку действовать на основе логики, сведя к минимуму потери и просчитав все возможные варианты.

Известный финансист Джордж Сорос испытывал специфические ощущения в спине, когда наставал момент принимать рискованное решение, которое впоследствии ему приносило миллиарды долларов. Интуиция Сороса проявлялась в умении предвидеть изменения на рынке акций в ту или иную сторону. Этому нельзя научиться ни в школе, ни даже в Лондонской школе экономики или Гарвардской школе бизнеса. Подобным даром обладают единицы. Обратная связь между ощущениями и реальностью, которую Сорос назвал рефлексивностью, послужила основой всей его теории. Сорос утверждал, что поведение финансовых рынков объясняет не теория совершенного рынка, но рефлексивная связь, которая существует между пристрастиями инвесторов и экономическим поведением фирм. Сорос отмечал, что именно «пристрастия» инвесторов к тем или иным акциям, положительные или отрицательные и вызывают рост или падение курса этих акций. Вызванные ими изменения курсов побуждают менеджеров к новым покупкам акций или даже слиянию, приобретению или выкупу данных компаний, что влияет на основные показатели акций. Соответственно, для успешных инвестиций самым важным становится узнать, в какой конкретно точке рынки приобретают самодвижущую силу. Определив эту точку, инвестор легко узнает, началась ли уже новая фаза типичного чередования подъёма и спада или вот-вот начнётся.

Таким образом, все вышеперечисленные примеры позволяют сделать вывод, что интуиция сыграла колоссальную роль в жизни каждого из этих исследователей. Никола Тесла делал огромную ставку на совершенствование своей интуиции, позволившей осуществлять его потрясающие проникновения в возможности электричества. Склонность Генри Форда опираться в работе только на интуицию привела к тому, что его карьеру рассматривали как, возможно, наиболее впечатляющую и наверняка как самую удивительную в истории американской промышленности. Рыночная интуиция С. Хонда дала жизнь одной из крупнейших в мире автомобильной корпорации. Известный финансист Джордж Сорос испытывая специфические ощущения в спине, когда наставал момент принимать рискованное решение, зарабатывал миллиарды долларов, впоследствии выведя это в теорию рефлексивности.

В основе практически всех научных методик ведения бизнеса лежат закономерности, впервые выведенные именно благодаря интуиции. Однако принято считать, что интуитивный этап формирования законов бизнеса завершился к началу ХХ века, обретя статус самостоятельной учебной дисциплины и прикладной теории. Но ведь в период, который этому предшествовал, практика коммерческой деятельности активно искала и генерировала оригинальные приемы ведения бизнеса, позволяющие увеличивать прибыль предпринимателя. И даже интуитивное их использование оказывалось настолько результативным, что они принимали форму правил успешной торговли и секретов предпринимательской деятельности ремесленников и купцов.

Между учеными и практиками все длятся споры о том, сможет ли наука полностью заменить интуицию. При общем согласии с возможностью формализации разработки инструкций, четких планов и стандартов, сторонники интуитивной модели утверждают, что люди далеки от механизмов. Кроме того, в большой группе действует большое количество социальных факторов, сложных для выявления, уже не говоря о том, чтобы точно измерить их значимость и величину. В итоге делается вывод о двойственной природе менеджерских решений, а также о том, что руководитель должен учитывать ограниченность научных исследований и применять выводы формальной теории только там, где это уместно, в других же ситуациях полностью полагаться на собственную интуицию.



Заключение

 

Таким образом, подытожив все вышесказанное, можно однозначно заявить, что при рассмотрении роли интуиции в науке важно как не переоценить, так и не недооценить её важность.

Изучением интуиции и её роли в науке занимались ученые различных сфер научных интересов и эпох. Уже в эпоху античности были высказаны интересные предположения. Например, Платон полагал, что каждый человек обладает уже определенным набором знаний с рождения, а познание нового – это всего лишь припоминание знаний, накопленных в прошлых жизнях. Однако Аристотель считал, что все знания должны быть основаны только на истинных доказательствах. В эпоху средних веков Фома Аквинский высказал мнение, что божественные тайны нельзя доказать только с помощью человеческого ума, а Уильям Оккам отмечал, что именно интуитивное познание является первичным. Несмотря на то, что проблема интуиции занимала умы философов античности, средневековья и эпохи Возрождения, она не получила должного развития в это время.

Более подробно изучением интуиции начинают заниматься в эпоху Нового времени, когда такие науки как геометрия, математика, естествознание, механика, получили свое бурное развитие. Р. Декарт ввел термин «интеллектуальная интуиция» - предельно логичная, рациональная и находящаяся в теснейшей связи с дедукцией и логическим процессом. Б. Спиноза полагал, что интуиция – это высшее проявление рациональных способностей человека. Немецкий философ Г. В. Лейбниц, утверждал, что: «интуиция является высшим уровнем познания, позволяющим осознать все рациональные истины». И. Г. Фихте, И. Кант, А. Бергсон, А. Шопенгауэр, Э. Гуссерль и другие философы признали важную роль в познании именно интуиции. До конца XIX века интуиция рассматривалась как разновидность рационального знания до тех пор, пока А. Шопенгауэр, а потом и Анри Бергсон, доказали, что интуиция – это не высшая степень интеллекта, а просто другой способ познания мира.

Ключевая роль отведена интуиции в работах Н. О. Лосского – основоположника интуитивизма, который выделил три вида интуиции — чувственную, интеллектуальную и мистическую и пришел к важному выводу, что интуиция входит в сознание познающего индивидуума независимо от процесса познания и наших знаний.

В число ученых XX века, введших понятие интуиция в научный оборот вошел Фрэнк Найт – американский экономист, который в какой-то степени уровнял «интуицию» и «логические умозаключения». Фрэнк Найт в своей работе указывал, что люди действуют в основном ориентируясь на оценки, а не на умозаключения, на основе интуиции или суждений, а интуитивное суждение очень похоже на вероятностное. Ученые исследовали и роль интуиции в научном творчестве, и в этом контексте стоит отметить Томаса Куна, который является одной из ключевых фигур в научном сообществе. Томас Кун впервые объединил «прошлый опыт» и «интуицию», введя в научную сферу интуицию в формате «неявного знания», который опирается на «прошлый опыт». Рэндалл Колинз, в своем исследовании также затрагивал тему интуиции. Он считал, что научная теория лишь дает определенный набросок исследуемого мира под конкретным радиусом, но мы всегда осуществляем интуитивный скачок, решая, имеют ли определенные измерения или другие наблюдения какое-то отношение к данной теории, или нет.

Проанализировав взгляды ученых на проблему интуиции и изучив всю историческую эволюцию данного понятия, можно сделать вывод, что все, что совершается интуитивно, должно быть неожиданно, непосредственно очевидно, внезапно, неосознанно быстро, безотчетно легко, вне созерцания и логики, но в тоже время логично, и основано на имеющемся чувственном опыте».

Самая распространенная классификация, которую можно встретить в исследованиях, посвященных интуиции, предложена М. Бунге, который различал чувственную и интеллектуальную интуицию. Одним из самых удачных исследований в отечественной научной литературе является работа Е. П. Хайкина и А. С. Кармина, предложивших классифицировать интуицию как «эйдетическую» и «концептуальную». Эйдетическая интуиция включает в себя построение новых наглядных образов, основываясь на тех понятиях, которые имелись ранее. Концептуальная интуиция наоборот формирует новые понятия на основе имеющихся ранее наглядных образов.

Успех многих ученых экономистов и изобретателей также связан именно с интуицией, чему есть многочисленные примеры в истории науки.  Интуиция бесспорно является важнейшим инструментов успешного ведения научной деятельности. Без сомнения, интуиция не должна заменять здравый смысл и научные методики – важно найти разумный баланс между этими компонентами успеха.

 

 

Список использованной литературы

1. Заборов А. В. Подсказки для интуиции. Как влиять на людей / А. В. Заборов. — М.: Олимп, 2009. — 254 с.

2. Розов М. А. Философия науки в новом видении / М. А. Розов. — М.: Новый хронограф, 2012. — 440 с.

3. Грановская Р. М., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект / Р. М. Грановская, И. Я. Березная – М: ЛГУ, 1991. – 272 с.

4. Кармин А. С., Хайкин Е. П. Творческая интуиция в науке / А. С. Кармин, Е. П. Хайкин. – М.: Знание, 1971. – 48 с.

5. Бунге М. Интуиция и наука / М. Бунге. – М.: Москва, 1967. – 187 с.

6. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Ф. Х. Найт. – М.: Дело, 2003. – 360 с.

7. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: АСТ Москва, Neoclassic, АСТ, 2009. – 320 с.

8. Ирина В. Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции: интуиция и разум / В. Р. Ирина, А. А. Новиков – М.: Наука, 1978. – 191 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: