Техника «Моя жизнь».
Техника «Автопортрет».
Техника «Мой герб».
(Все методы описаны в семинаре у Лены Пятиловой)
Игровая терапия с детьми
В условных обстоятельствах игра дает ребенку или подростку возможность переживать удачи, успех в борьбе, раскрывать свои физические и умственные способности. В процессе арт-терапевтической работы с детьми, ставшими жертвами насилия, особое значение приобретает оснащение игровой комнаты (игрушки и игровые материалы, для каждой игры - разные, зависит от содержания).
Игра с реалистичной кукольной семьей.
Дети, которые не испытали сексуального насилия, воспроизводят в игре свою повседневную жизнь. Дети, пережившие сексуальное насилие, часто ведут себя следующим образом: они раздевают кукол, разглядывают то, делают сексуальные замечания, кладут их вместе в кровать, проигрывают сексуальные роли (маленькие дети с эмоциональными нарушениями), они могут проявлять страх, агрессивно реагировать и тд.
Обе группы детей играют так, как это происходило и происходит с ними на самом деле.
|
|
Реакции детей, испытавших и не испытавших сексуального насилия, совершенно разные. Дети, не перенесшие, сексуальное насилие, проявляют любопытство, незнание, задают вопросы (иногда глупые), дотрагиваются до половых органов, рассматривают их, нажимают на них и т. д. Они спрашивают, почему у кукол есть то-то и то-то. Главное, что интерес к кукле угасает.
Арт-терапевтическая методика работы с женщинами, пострадавшими от насилия:
Методика «Прорыв за один день», «Создание метафоры будущего».
Моделирование с фольгой в индивидуальной или групповой работе способствует развитию творческого потенциала и позволяет создать новый образ человека и его ситуации. Скульптура, созданная из фольги самим участником группы, является наглядным средством обучения. Методика позволяет совершить прорыв в осознании и понимании ситуации в личной и деловой жизни с целью определения готовности к предстоящим изменениям и их принятие.
Область применения:
- Индивидуальное консультирование;
- Групповая работа;
- Семейная психокоррекция.
Форма проведения — интенсивный однодневный тренинг. Продолжительность — одна или две арт-терапевтические сессии.
Этапы работы в методике:
Этап 1. Построение модели существующей ситуации «как есть» и ее субъективная оценка самой участницей, (диагностика эмоционального состояния, диагностика взаимоотношений в семье, с партнером, с детьми или на работе).
Терапевт задает вопрос или предлагает представить: «Как может выглядеть женщина, которая перенесла насилие, стала жертвой насилия, потеряла работу и т. д.? Вы можете создать ее образ, используя лист фольги». Каждой участнице раздается по листу фольги размером 30 х 30 см и ведущий (терапевт) показывает, как создается фигура человека. Сначала делается голова - это центр планирования, контролирования и мышления. Затем создаются ноги — это та часть тела, которая предназначена для стабилизации равновесия, поддержки, утверждения, укоренения себя в мире.
|
|
После переходят к созданию рук и полностью формируют фигуру человека. Эта область представляет наше стремление к самовыражению.
Когда будет создана вся фигура человека создана, участникам предлагается разместить ее в пространстве листа размером А4. Лист символизирует пространство ситуации жизни, в которой сейчас находится каждая участница.
Затем из второго листа фольги моделируется образ партнера или человека, который совершает (совершил) насилие. (На этом этапе наблюдается размещение фигур в пространстве листа сидящими или лежащими).
Этап 2. Вербализация, «Обсуждение — рассказ».
Участницы дают название своей скульптуре и коротко рассказывают о ней. Остальные участники тренинга выслушивают и высказывают свое видение и понимание данной скульптуры. Возможно, на этом этапе обсуждения приходит понимание того, что речь идет о самих авторах — создателях скульптур. Затем каждой участнице предлагается показать (продемонстрировать) телесно, то есть повторить состояние созданной ей же фигуры и сказать, что она чувствует в данный момент, в какой части тела возникает наибольшее напряжение, о чем она думает и что хочется сделать сейчас.
Ведущий объясняет, что происходило и почему возникали неприятные ощущения. Предлагается рассмотреть четыре пространства своей личности.
Узнавая таким образом новое о себе и других участницах, открываясь себе и другим, они получают больше шансов для осознания, понимания, принятия себя в кризисной ситуации и для принятия решения проблем.
Этап 3. Внесение изменений в созданную модель и создание модели взаимоотношений «Как будет».
После участницы вносят изменения в скульптуру. Ведущий выкладывает много листов фольги и других материалов для творческой деятельности и сообщает, что это возможности для внесения изменений в образ скульптуры. Предлагается изменить все, что хочется и как хочется. Создается модель «Как будет».