Схема обследования больного психиатрического или наркологического профиля медицинской сестрой включает пять этапов:
I этап. Медико-психологический анамнез
Анализируется психосоматическое развитие человека, начиная с протекания беременности у матери (с оценкой ее психологического состояния, наличия конфликтов в семье, на работе, желательности или нежелательности беременности и пр.), периода новорожденности, младенчества.
Описываются особенности протекания возрастных кризисов (школьного, пубертатного). Анализируется связь появлявшихся в течение жизни расстройств с психоэмоциональными факторами, оценивается специфика реагирования во фрустрирующих ситуациях, в условиях психологического конфликта. Изучается традиционное для семьи пациента отношение к болезням и сохранению здоровья (соблюдению режима сна, питания, отдыха, наследственность).
Описывается психоэмоциональный фон при возникновении заболевания, динамика психического состояния. Оцениваются семейные и служебные взаимоотношения, эмпатичность или неэмпатичность окружающих по отношению к заболевшему, динамика взаимоотношений с близкими после начала заболевания, особенности реагирования на необходимость проведения диагностических процедур, обращения в медицинские учреждения, взаимоотношения с медицинским персоналом.
II этап. Анализ внутренней картины болезни
Изучается взгляд пациента на механизмы возникновения у него заболевания. Оценивается уровень медицинских знаний и околомедицинских суеверий пациента, приоритетные и желанные методы терапии.
Рациональность или иррациональность в оценке механизмов происхождения заболевания и выборе способов терапии. Анализируется локус контроля пациента (экстернальный или интернальный), его представление о возможных исходах заболевания.
Особое внимание уделяется анализу пациентом роли появившегося у него заболевания для семейных (в том числе, родительских) и служебных отношений, прогнозирование исходов болезни и его дальнейшей судьбы.
Проводится изучение критичности пациента к собственному заболеванию (наличие анозогнозии).
Ill этап. Анализ актуального психического состояния пациента
Включает в себя изучение особенностей функционирования различных сфер психической деятельности, темпераментальных, характерологических и личностных особенностей пациента, производимый в процессе клинического психологического интервьюирования. Упор делается на эмоциональных и поведенческих аспектах, возможных ухудшениях состояния, неадаптивных реакциях.
IV этап. Экспериментально-психологическое обследование
Включает проведение тестирования. Выбор методик зависит от выявленных в процессе клинического психологического интервьюирования особенностей
V этап. Вынесение заключения о психическом состоянии
Больного и необходимости проведения психокоррекционных
И психотерапевтических мероприятий
Квалифицированное описание психического (психологического) статуса больного является крайне важной составной частью работы медицинской сестры. От того, насколько феноменологически точным и терминологически выверенным оно окажется, зависит верная интерпретация психического состояния человека, оценка его состояния в категориях нормы или патологии, а также выбор методов и способов оказания ему медико-психологической помощи.
Основополагающим принципом формулирования заключения о психическом состоянии испытуемого является описательный, а не оценочный характер наблюдаемых феноменов. Даже если диагност наблюдает психопатологические симптомы, он, в соответствии с принципами феноменологического подхода, обязан на первом этапе использовать при их описании общежитейские (не жаргонные) или литературные слова, а не психиатрические (медицинские) термины. Психологический статус не должен содержать научных психолого-психиатрических терминов, которые могут применяться при вынесении заключения и лишь после феноменологического описания с использованием обоснования наблюдаемого явления или феномена.
Формулирование заключения о психическом состоянии пациента, базирующееся на клиническом психологическом интервьюировании, строится по определенному плану. Вначале приводится феноменологическое описание внешности, походки, жестикуляции, манеры говорить испытуемого, особенностей его обращения к врачу, стилю предъявления жалоб, описания жалоб и проблемы.
В дальнейшем — более пристальное внимание уделяется оценке деятельности различных сфер его познавательной деятельности, индивидуально-психологических особенностей, мировоззрения.
Следует подчеркнуть, что описанию подвергаются лишь существенные для понимания психического состояния больного феномены, а не все имеющиеся.
Приведем развернутую схему феноменологического описания психического статуса больного, разделы, по которым следует оценивать состояние испытуемого, а также примеры формулирования тех или иных состояний.
В схеме не содержатся более тонкие феноменологические описания.
Внешность
Одежда, обувь, головной убор, прическа, макияж; цветность, яркость или блеклость; сочетаемость или несочетаемость (различных деталей, цветов, материала, стилей), гармоничность или дисгармоничность; модность, оригинальность или банальность, традиционность; новизна, чистота и изношенность; соответствие или несоответствие времени ситуации болезни, года, суток.
Отношение к собственной внешности: аккуратность или неаккуратность использования одежды, обуви, прически; отношение к ней со стороны испытуемого в процессе беседы.
Примеры.
· «На испытуемой в момент, когда она вошла в кабинет, была ярко-желтая блузка с красными цветами, вокруг шеи был обмотан шелковый зеленый шарфик с бантом, который она часто во время беседы поправляла».
· «Ноги были обуты в шерстяные носки и изношенные «бабушкины» калоши, несмотря на то, что на улице стояла жара».
· «Пиджак был цвета хаки, военного покроя, застегнутый на все пуговицы; судя по тому, что испытуемый часто проводил руками по внутренней стороне ворота, пиджак сжимал ему грудь и горло».
· «Края рукавов белой рубашки испытуемого были неаккуратно заштопаны красными нитками».
· «Он сел на стул, предварительно аккуратно разгладив полы пиджака».
· «Тщательно вытер ноги о половик перед тем, как войти в комнату».
· «Во время беседы несколько раз поправлял галстук и однажды, в момент, когда разговор прервался на короткий промежуток времени, внимательно рассмотрел свою одежду в зеркале и резкими движениями руки стряхнул что-то с плеч».
· «Он вошел в кабинет в черном выходном костюме, из-под коротких брюк которого были видны кроссовки красного цвета, надетые на белые в зеленый горошек носки».
· «После того как на брюки случайно попала капля борща, резко отодвинулся от стола и начал лихорадочно сыпать на пятно соль».
Мимика
Глаза, взор, взгляд: выразительность, живость, подвижность; соответствие или несоответствие иным мимическим движениям и жестикуляции;
Лицо (губы, нос, рот, щеки, лоб): особенности движений губами, носом, ртом; соответствие или несоответствие иным мимическим движениям и жестикуляции.
Отношение к собственным мимическим движениям: наличие осознанности и произвольности; стремление изменить мимические проявления.
Примеры.
- «Глаза были малоподвижные, застывшие, он смотрел в одну точку, мимо собеседника, обращая на него взор лишь при многократном обращении по имени».
- «Когда в комнату вошел посетитель, она мимолетно взглянула на него, но затем часто бросала на него опасливый взгляд исподлобья».
- «Во время беседы на лице испытуемого сохранялось выражение безразличия, при разговоре рот открывался не широко, углы рта оставались малоподвижными».
- «При рассказе о трагическом событии беззвучно заплакал, не стал вытирать слезы, и они крупными каплями стекали по лицу, подбородку, падая на грудь».
- «Отмечалось частое появление и быстрая смена гримас — от брезгливости до безудержного смеха».
- «Периодически у обследуемого возникало подергивание верхнего века правого глаза, и он, волнуясь, что это может быть понято как симуляция, оправдывался: «Это я не специально, нервы пошаливают».
Жестикуляция
Движения руками, ногами, туловищем, походка: выразительность, сила и иные особенности рукопожатия; выразительность и живость жестикуляции; особенности позы и ее динамика; специфика походки; содружественность движений, координация и моторная ловкость или неловкость.
Отношение к собственной жестикуляции: наличие осознанности и произвольности; стремление изменить жестикуляцию.
Примеры.
· «Войдя в кабинет, твердым шагом направился к столу и подал руку для рукопожатия первым, держа ее вытянутой в локтевом суставе; затем, не спрашивая разрешения, сел на стул».
· «Часто сопровождала свой рассказ вычурными движениями рук — вывертывала кисти согнутых в локтях рук вовнутрь, театрально прикладывала растопыренные пальцы рук к голове».
· «Подошел к столу шаркающей походкой». «Шел медленно мелкими шажками, широко растопырив и наклонив руки вперед».
· «Походка была быстрая и стремительная, движения порывистые и резкие».
· «Она вошла в комнату крадучись и оглядываясь».
· «Сев в кресло, положил ногу на ногу, откинулся назад».
· «Первые минуты она сидела в напряжении со скрещенными на груди руками».
· «Испытуемый не мог долго усидеть в однообразной позе, несколько раз менял положение тела, то вытягивая ноги вперед, то подгибая их под стул».
· «Войдя в кабинет, на несколько минут застыл в однообразной позе с опущенными, как плети, руками; попытки сдвинуть его с места не приводили к успеху, так как мышцы всего тела были напряжены».
· «Время от времени вне связи с темой разговора совершал круговые движения головой, подмигивал, надувал щеки».
· «После того, как непроизвольно резко поднимал плечи, извинялся».
Поведение и влечения
Целостная характеристика двигательно-волевых качеств, описание доминирующего стиля поведения.
Специфика влечений, желаний, ожиданий.
Примеры
· «Склонен к вызывающему поведению, часто провоцирует врачей на конфликт».
· «На похоронах вызвалась сказать речь и оскорбила присутствующих тем, что стала упрекать в лицемерии тех, кто пришел на панихиду и говорил теплые слова в адрес умершего».
· «Проявляет повышенный интерес к собственной внешности, может долгими часами просиживать у зеркала, делая макияж».
· «Большую часть своего времени тратит на занятия спортом, чередуя в течение дня марафонский бег, плавание, массаж и посещение сауны, причем тяготится нахождением на рабочем месте».
· «Часто высказывает мысль о желании надолго уехать из дома, жить вместе с единоверцами, посвятить себя служению Богу».