Розничная торговая сеть — это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.
Функции розничной торговой сети: закупка товаров; продажа товаров; транспортировка; хранение; принятие риска; финансовая деятельность; информирование рынка, получение информации о рынке; подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.
Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно с минимальной затратой сил и времени, приобретать нужные товары и услуги, в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.
Виды розничной торговой сети — характеризуются по двум признакам: стационарности и товарно-ассортиментному профилю.
По первому признаку различают 3 вида сети: стационарную (магазины); полустационарную (павильоны, палатки, ларьки, киоски); передвижную (развозная и разносная).
По второму признаку различают: смешанную (торгующую продовольственными и непродовольственными товарами на одном рабочем месте продавца); специализированную (торгующую товарами одной или двух-трех групп или комплексов); узкоспециализированную (торгующую отдельными подгруппами и видами товаров); универсальную (торгующую всеми группами или продовольственных, или непродовольственных товаров).
|
|
Структура розничной сети - это соотношение различных типов предприятий:
1) Соотношение предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами.
2) Удельный вес специализированных магазинов в общем количестве торговых предприятий.
3) Используемые формы продажи и методы обслуживания.
4) Соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров.
5) Продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы).
6) Соотношение торговой площади предприятий, расположенных в отдельно стоящих и встроенных зданиях.
7) Удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в т.ч. предприятий, торгующих скоропортящимися товарами.
8) Средний размер торговой площади одного магазина.
Специализация торговой сети — это ограничение деятельности отдельных предприятий по торговле отдельными группами товаров.
Типизация — система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов.
Типизация торговых предприятий включает наличие следующих показателей: торговая площадь, товарный ассортимент, форма продажи товаров.
Типизация магазинов позволяет сократить затраты на строительство, упорядочить ассортимент, обеспечить уровень обслуживания.
|
|
Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети:
1. Плотность торговой сети — количество торговых единиц, приходящихся на 10000 жителей.
2. Обеспеченность населения розничной торговой сетью — торговая площадь, приходящаяся на 1000 жителей.
3. Доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети.
4. Уровень специализации розничной торговой сети — отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли.
5. Общая численность торговых предприятий.
6. Средняя торговая площадь магазина.
7. Соотношение торговой и неторговой площади магазина.
Методы размещения розничной торговой сети:
1. Равномерный — с целью максимального приближения к населению.
2. Концентрический или ступенчатый — выделяется общегородской тип, тип жилых районов.
3. Групповой — предполагает создание торговых улиц, торговых центров.
Торговый центр — это комплекс функционально и пространственно связанных предприятий торговли, массового питания, бытового и
других видов обслуживания, который обеспечивает населению широкий выбор товаров и услуг в одном месте и экономию времени.
Факторы, влияющие на размещение розничной сети:
1. Градостроительные — величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, административных, культурных и спортивных центров;
2. Транспортные — направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта.
3. Социальные — возможность снижения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижения высокого уровня обслуживания.
4. Экономические — эффективность капитальных вложений, оптимальный уровень их доходности.
Материально-техническая база (МТБ) магазинов включает здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути, кабельные линии, техническое оборудование (водопровод, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое оборудование, инструменты и прочий инвентарь.
Виды зданий магазинов:
1. Встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и учреждений);
2. Встроенно-пристроенные:
3. Кооперированного пользования, где подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй — предприятия бытового обслуживания;
4. Отдельно стоящие.
Требования, предъявляемые к торговым зданиям: технологические, архитектурно-строительные, технические, эстетические, экономические.
Технологические требования — наличие специальных помещений для организации торгового процесса и рационального движения покупательских, товарных потоков; условия для механизации трудоемких операций, обслуживания покупателей с минимальными затратами труда и средств.
Архитектурно-строительные требования — использование современных индустриальных методов строительства отдельных помещений; возможность реконструкции и расширения отдельных помещений, наличие удобных подходов и подъездов к магазину.
Технические требования — обеспечение соответствующей оптимальности качества воздуха, освещения.
Эстетические требования — оформление и отделка помещений в соответствии с их назначением.
Экономические требования — эффективность торгового процесса, выбор условий, обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строительство, эксплуатацию.
Рабочее место в магазине — это зона работы одного или группы людей, ограниченная определенной площадью и оснащенная оборудованием, предназначенным для совершения различных операций, связанных с обслуживанием покупателей (рабочее место продавца, кассира-контролера, продавца-консультанта и др.).
|
|
Требования, предъявляемые к организации и обслуживанию рабочих мест:
1. Высокий уровень технического оснащения.
2. Соответствие оборудования требованиям эргономики (психофизиологическим и антропометрическим возможностям человека в процессе труда).
3. Размещение оборудования, инструментов, товаров, упаковочных материалов в удобном для работы порядке.
4. Обеспечение безопасности труда и удобной рабочей позы.
5. Бесперебойное пополнение запасов товаров, упаковочных материалов.
6. Своевременный ремонт оборудования и инвентаря.
Виды помещений (площадей) магазина: торговые и неторговые.
В группу торговых помещений и площадей магазина включаются: торговые залы, залы кафетериев, места для продажи соков, игровых автоматов.
Неторговые помещения составляют 5 групп по признаку их назначения. Первую группу неторговых помещений составляют помещения и площади для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Ко второй группе относятся помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов: хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора и др.).
Третья группа — административно-бытовые помещения. Четвертая группа — технологические помещения. Пятую группу составляют коридоры для перемещения товаров и движения работников магазина.
Технологическая планировка магазина — это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.
1. Торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже.
2. Кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными.
3. Приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров.
|
|
4. Помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал.
5. Планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; оптимально использовать площади, создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов.
6. Планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок, создать максимальную видимость выложенных товаров и обеспечить обозримость ассортимента, стимулировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары.
Виды технологических планировок торгового зала — линейная, боксовая, смешанная, выставочная, свободная. Зависит от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи.
Линейная планировка торгового зала — размещение товаров и проходов для покупателей спланировано в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может быть — продольная, поперечная, смешанная.
Боксовая планировка — торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при продаже через прилавок.
Смешанная планировка — расстановка оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.
Выставочная планировка торгового зала применяется при продаже товаров по образцам. Крупногабаритные товары размещаются на различном оборудовании, образуя выставку товаров.
Свободная планировка — предполагает расстановку оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.
Дизайн розничного предприятия, планировки и распределения площадей — неотъемлемая часть стратегии управления, которая создает среду функционирования.
Три основных аспекта дизайна магазина:
1. Инженерно-экономический
2. Эстетико-психологический
3. Коммерческий.
Принципы дизайна в магазине:
1. Обеспечение в торговом зале гибкого и свободного передвижения людей, товаров и оборудования;
2. Создание условий экономичности и простоты санитарного ухода и технического обслуживания;
3. Создание привлекательного интерьера магазина путем оснащения соответствующей мебелью, торговым оборудованием, инвентарем, подбора цветового решения, светового освещения.
Размещение отделов в магазинах. При принятии решения о размещении необходимо учитывать следующие факторы: величина площади магазина, конфигурация помещений, специфические особенности покупательских контингентов, их навыки и привычки, специфика и широта ассортимента, ценность площади, которой располагает магазин, этажность здания магазина, возможность привлечь максимальное количество покупателей и предложить им для осмотра и выбора максимальное количество товара. В одноэтажном магазине специалисты выделяют 4 зоны, различающиеся ценностью, или объемом товарооборота, приходящегося на 1 м2 торговой площади. В зоне, непосредственно примыкающей к передней, фасадной стене магазина, реализуется примерно 40% всего оборота магазина, следующая зона по направленности к противоположной от входа стене зала дает 30% оборота, последующие зоны дают соответственно 20 и 10%.
При размещении отделов принимают во внимание специфические особенности товаров, входящих в их ассортимент. Товары импульсивного спроса, полуфабрикаты и другие товары, предоставляющие покупателям дополнительные удобства, располагаются в тех местах, где покупательские потоки наиболее интенсивны, где посетители магазина пройдут наверняка (покупатели не будут специально разыскивать эти товары в торговом зале).