Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.
Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.
1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.
Учитель: От чего имени ведётся рассказ?
Учащиеся: Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.
Учитель: Почему дети любили ужинать со взрослыми?
Свои ответы дети подтверждают словами из текста.
Учитель: Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?
Учитель: Как наказал отец Миньку и Лёлю?
Учитель: Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.
Учитель: Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?
Лексическая работа.
Учитель: Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания.
/Работа в группах по 4 человека. Дети советуются и дают объяснение./
Учащиеся:
Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.
|
|
Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.
Желала загладить происшествие -исправить положение
Физкультминутка
Учитель: Сейчас, мы проверим, насколько вы внимательны.
Учащиеся выполняют команды, только в том случае если учитель скажет «пожалуйста».
Упражнения
1. И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1-3 – одновременные круговые движения руками назад; 4 – и.п.
2. И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – поворот налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же направо.
3. И.п.: о.с., руки на пояс. 1-3 – медленно присесть; 4 – вернуться в и.п.
Методические указания
Направлено на формирование правильной осанки. Дыхание равномерное, круговые движения выполнять с полной амплитудой.
Выполнять повороты, спину держать прямо.
Имитирует «пружинку», сохранять равновесие.
Продолжение чтения произведения
2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.
Учитель: Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?
Учитель: Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?
Учитель: Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.
Учитель: Как изменилось поведение Лёли и Миньки?
Учитель: Почему это произошло?
Учитель: Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Чтение рассказа до конца.
Учитель: Почему папа назвал их поведение глупым?
Учащиеся: Лёля и Минька беспрекословно исполняли приказания. Но всё надо делать с умом, с учётом изменившейся обстановки. Иначе получится абсурд.
|
|
2. Каждому ученику предлагается тест (Приложение 2). Дети работают самостоятельно. Проверка. Ответы на вопросы, является подготовкой для следующего этапа работы.
3. На доске дается план в деформированном виде. Задание: восстановить правильно порядок событий. Ребята объединяются в группы по 4 человека, каждая группа получает задание (Приложение № 3).
Слайд № 6
4. Работа в группах. Выбери правильное слово. Объясни свой выбор. Задание даётся каждой группе (Приложение № 4).
Слайд № 7,8
Подведение итогов урока.
Беседа о смысле выражения «золотые слова».
Учитель: Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце»?
Учащиеся: Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд (152 стр.).
Учитель: Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».
Учитель: Помогает ли понять основную мысль произведении название рассказа?
Учитель: В чем она заключается?
Учащиеся: Мальчик не сразу понял папины слова, но зато впоследствии он их понял и оценил. И всегда придерживался во многих случаях жизни. И может быть поэтому, он стал сравнительно счастливым человеком. И людям, может быть, поэтому не так много огорчений.
Прием «Эссе»
Предварительный этап:
- работа в черновиках;
- внесение поправок (может осуществляться в паре в процессе взаимообмена);
- редактирование, исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
Чтение перед классом.
Учитель: Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?
Учитель: Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых, мне бы не хотелось, чтобы со мной не произошла такая история, как с героями этого рассказа. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.
Ученик: Мне очень хочется быть воспитанным человеком. Я знаю волшебные слова и постараюсь, как можно часто применяет их в своей речи. Своим поведением никого не буду ставить в неловкое положение других людей. Чтобы не оказаться на месте героев рассказа, буду всё делать с умом.
Домашнее задание.
· Составить краткий пересказ текста.
· Выразительное чтение по ролям.
Ребята в группах готовят выразительно чтение любого отрывка по ролям.