: Взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира; Идеи бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); (из тетради
Внутренние: Тексты (по тому же принципу). Выводы - Состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать); Характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый. Нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание); То, что теория Раскольникова нечеткая, противоречивая, поэтому герой мечется между собой и теорией. В центре урока — наблюдения за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.
- Итак, мы с вами проанализировали ТЕОРИЮ Раскольникова и ответили на многие важные вопросы по ПРЕСТУПЛЕНИЮ. Скажите, пожалуйста, а что получает человек, совершивший преступление? Наказание. Давайте посмотрим, какое наказание получает Раскольников, преступив через эти три черты, которые вы вывели.
|
|
(Социальное наказание. - лишение свободы; философское наказание. - опровержение теории, её крах; нравственное наказание. - одиночество, утрата всех жизненных ценностей).
-Хорошо, ребята. Ребята, скажите, пожалуйста, а почему у главного героя романа такая фамилия? (Раскол – происходит внутренний раскол его)
- То есть что происходит с героем в момент совершения преступления и наказания? (Герой раскалывается)
- А что значит раскалывается? (Значит он теряет гармонию с окружающим миром и с миром внутренним.)
Выводы.
Итак, уважаемые ученики, напоминаю вам о том, что сегодня в начале урока я сказала о глобальной проблеме, которую поднимает Достоевский. Проблеме всех времен и народов. Продолжите эту мысль – (на доске записано – «Можно ли… (учащиеся заканчивают (лишать человека жизни ради идеи?)
- Как бы вы ответили на этот вопрос? Ваши мнения. (Любая теория абсурдна. Строить жизнь по теории нельзя!)
.
- Совершенно верно, ребята. Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман-предупреждение. Человечество постоянно страдает от безумных идей, которые также как и идеи Раскольникова приводят к страданиям и смерти невинных людей. История разных веков доказывает нам это.
-Наполеон Бонапарт хотел завоевать и подчинить себе весь мир. «Осталась одна Россия, но я раздавлю и её.» (конец цитаты)
- В 1917году, чтобы не дать возможности восстановления монархии, большевики расстреливают всю царскую семью. Во имя этой идеи не один раз покушались и на царя Александра 2.
|
|
- Владимир Ленин был одержим идеей установления Советской власти. В итоге произошел раскол общества на белых и красных, что привело к братоубийственной гражданской войне.
- Адольф Гитлер создал человеконенавистническую идею о превосходстве арийской нации над другими народами.
- Иосиф Сталин создал культ своего имени, ради чего был уничтожен цвет нации, тысячи жизней ученых и писателей унесли сталинские лагеря по всей России. Он превратил жизни людей в маленькие винтики огромной бездушной машины.
- Исламские радикалы ежегодно совершают десятки террористических актов по всему миру, бессовестно и неоправданно прикрываясь своей верой.
- Нациналисты совершают преступления против памяти и оскверняют памятники и кладбища. Их идея основана на уникальности одной нации и выраженнной агрессии против всех других.
Обратная связь: фотографируем выполненную письменно работу и отправляем мне в личные сообщения.