Возникновение экспериментальной психологии сознания и структурализм

 

Экспериментальная психология - общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов. Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку.

Экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX в. в физиологических лабораториях изучением элементарных психических функций - ощущений, восприятий, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания экспериментальной психологии. как особой науки, отличной от философии и физиологии.

Первый план разработки экспериментальной психологии выдвинул В. Вундт, у которого получили подготовку многие психологи из различных стран, ставшие в дальнейшем инициаторами создания экспериментально-психологических учреждений.

Если первоначально главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции), то в дальнейшем эксперименты проводятся над животными (К. Ллойд-Морган, Э.Л. Торндайк), исследуются душевнобольные, дети.

Основные события в создании

* XVI век - первые сведения о психологических экспериментах.* XVIII век - начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).* 1860 - публикация книги Г.Т. Фехнера "Элементы психофизики", основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.* 1874 - публикация книги В. Вундта "Физиологическая психология".* 1879 - основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа. * 1885 - публикация работы Г. Эббингауза "О памяти", в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

СТРУКТУРАЛИЗМ - течение в психологии, воплощающее тот же подход, что обеспечил успех химии и физики: расчленение на составляющие элементы. Восходит к В. Вундту, который интересовался структурой сознания и считал главной задачей психологии изучение элементов сознания и выявление законов, по коим образуются связи между элементами. Он и его сторонники попытались применить его в анализе осознаваемого внутреннего опыта, назвав его "мыслительной материей" и стараясь выявить и описать его простейшие структуры. Сознание было разбито на психические элементы - своего рода "атомы". Приверженцы этой элементаристской доктрины были убеждены, что основной материал сознания - ощущения, образы и чувства. Роль психологии они сводили к возможно более детальному описанию этих элементов. Для достижения этого они применяли метод интроспекции экспериментальной - лучший, по их мнению, для психологии, отличающий ее от других наук. Но в этом методе обнаружились серьезные недостатки, да и "атомы" сознания оказались мало похожи на физические атомы, ибо склонны постоянно меняться и развиваться. Поэтому вскоре пришлось отказаться от взгляда на психологию как науку о структурах сознания, хотя в течение ряда лет он пользовался успехом.

 

Кризис

 

Кризис идеалистической психологии в капиталистических странах Западной Европы и в США, возник вскоре после того как психологи-экспериментаторы провозгласили свое отпочкование от философии. На протяжении текущего столетия о нем много говорили и говорят сами психологи. Так, в 1929 г. один из видных немецких психологов, К- Бюлер, в книге "Кризис психологии" заявил, что для психологии пробил решительный час, что психология вступила в кризис, от разрешения которого зависит вся ее дальнейшая судьба. Три года спустя на X Международном психологическом конгрессе в Копенгагене другой немецкий психолог, В. Кёлер, отметив возникновение в психологии большого числа школ и течений, выразил опасение за состояние этой науки. Если в ближайшее время, писал он, не будут найдены связующие нити психологии, она окончательно атомизируется.

"Атомизируется" - это значит, что перестанет существовать единая психологическая дисциплина, которая распадется на ряд отдельных, не связанных между собой дисциплин. Несмотря на многочисленные попытки, предпринятые и предпринимаемые сейчас рядом буржуазных психологов, вывести идеалистическую психологию из кризиса, последний, как с горечью признает П. Гофштеттер, все еще продолжается и в ближайшем будущем нет никаких перспектив на его окончание. Оснований для подобного пессимистического заявления больше чем достаточно.

Буржуазные психологи немало времени и сил уделяют выяснению причин хронического кризиса современной психологии в странах капитала, имея в виду идеалистические ее направления. Однако их объяснения в большинстве случаев отличаются поверхностностью и не в состоянии вскрыть истинных причин этого явления. Так, например, западногерманский психолог Г. Аншютц, отмечая, что кризис психологии проявляется во многих противоречиях, угрожающих распадом, в наличии многих направлений и методов в этой науке в наши дни, считает, что он порожден большим числом вопросов, вставших перед психологией в связи с теми изменениями, которые произошли в хозяйственной, политической, духовно-культурной и религиозной жизни общества (что это за "изменения", Аншютц не поясняет). Он утверждает далее, что кризис психологии возник из- за потери психологами "понятия души". Таким образом, психолог-идеалист непосредственную причину кризиса видит в отходе некоторых психологов в капиталистических странах от откровенно теологической концепции в этой науке, рассматривает кризис как результат отпочкования психологии от идеалистической философии. Но в действительности как раз сохранение идеалистических представлений в арсенале психологии, связь ее с идеалистической философией являются причинами того, почему буржуазная психология вот уже столько десятилетий не может сделаться подлинной наукой.

Этапы:

1)Введение эксперимента в психологию, было ограничено его применение областью элементарных процессов. Позже эксперимент проникает во все области психологии.

2)Открытый в начале 20 века психология переживала серьезных методологический кризис. Найти объективный метод фактически невозможно. Новые теоретические исправление психологии.

Причины кризиса:

1)Сложность и противоречивость социальной ситуации

2)Понимание ученым практической и теоретической не особо состоятельности старых установок

3)Интенсивное развитие биологии, меняла представления о сознании как о замкнутом мире субъекта

4)Расширение сферы

Причины по Выготскому:

1)Психологи отказывались от философии, но все же опирались на нее

2)Отношение к прикладной психологии ка к чему-то неважному

Основное содержание кризиса являлось формирование новых направлений психологии, каждая из которых выдвигало свой предмет и свои методы исследования

1) Гештальт психология

2) Бихевиоризм

3) Психоанализ

4) Гуманистическая

5) Когнитивная

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: