Охарактеризуйте основные направления государственной политики в области охраны труда

Дайте краткую характеристику правовой основе охраны труда (основные законодательные документы)

 

В законе об охране труда принятом Народным Советом Донецкой Народной Республики 03 апреля 2015 года (Постановление №I-118П-НС) говорится о том, что:

1.Настоящий Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

2. Сфера действия настоящего Закона распространяется на всех субъектов хозяйствования, использующих наемный труд, независимо от форм собственности, вида деятельности и способа хозяйствования.

3. Законодательство Донецкой Народной Республики об охране труда основывается на Конституции Донецкой Народной Республики и состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.

4. Действие настоящего Закона распространяется на:

1) работодателей;

2) работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

3) членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

4) студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;

5) военнослужащих, направляемых на работу в организации, на предприятия и прочее;

6) граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

5. На граждан Донецкой Народной Республики, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Донецкой Народной Республики, распространяется законодательство об охране труда Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено международным договором Донецкой Народной Республики.

6. Если международным договором Донецкой Народной Республики установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.


 


Что представляет собой экологическое законодательство?

Экологическое законодательство — это совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права.

1. В соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности граждан, проживающих на территории Донецкой Народной Республики.

2. Настоящий Закон определяет правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально - экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

3. Настоящий Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Донецкой Народной Республики, а также на континентальном шельфе и в исключительной (морской) экономической зоне Донецкой Народной Республики.



Охарактеризуйте основные направления государственной политики в области охраны труда.

 

 

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

1) приоритет сохранения жизни и здоровья работников;

 2) ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда;

3) сотрудничество между работодателями и работниками;

4) комплексное решение задач охраны труда на основе республиканских, отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;

5) установление единых требований по охране труда для всех работодателей;

6) использование экономических методов управления охраной труда, участие государства в финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

7) информирование граждан и обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

 8) обучение работников, подготовка и повышение квалификации специалистов по вопросам охраны труда;

9) обеспечение сотрудничества и координации деятельности органов государственной власти, учреждений, организаций, объединений граждан, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), профессиональных союзов (далее – профсоюзы), работодателей, решающих проблемы здравоохранения, гигиены и безопасности труда;

10) международное сотрудничество в области охраны труда и использование международного опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда;

11) принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики;

12) государственное управление охраной труда; 13) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

14) расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

15) защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

16) установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

17) организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

    18) установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
6. Охарактеризуйте основные виды документов по охране труда на предприятии (организационно-распорядительные, отчетные, локальные).

 

Документы организационно-распорядительного и устанавливающего характера

· Приказы: об организации работ по охране труда, о назначении ответственных лиц за электрохозяйство, газовое хозяйство, исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, лифтов, сосудов, работающих под давлением, осуществление производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических и экологических требований, сбор и утилизацию ртутьсодержащих предметов, утративших потребительские качества, и медицинских отходов, о создании комитета (комиссии) по охране труда и комиссии по трудовым спорам, о назначении комиссий по проверке знаний требований охраны труда, по приемке спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, по организации работы автотранспортных средств, об утверждении и введении в действие локальных нормативных актов по вопросам охраны и безопасности труда и др.;

· Положения: о системе управления охраной труда и профессиональными рисками, о комитете (комиссии) по охране труда, о службе (специалисте) охраны труда, об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюза или трудового коллектива и др.;

· Инструкции по охране труда для работников исходя из их должностей, профессий и видов работ;

· Порядки: о проведении инструктажа по охране труда и об учения работников безопасным приемам и методам выполнения работ, о многоступенчатом административно-общественном контроле за условиями и охраной труда и др.;

· Регламенты: выполнения государственных нормативных требований охраны труда, о безопасном и устойчивом функционировании организации и др.;

· Планы: работы службы охраны труда (специалисты по охра­не труда), комитета (комиссии) по охране труда, кабинета охраны труда, мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по результатам специальной оценки условий труда и др.;

· Правила, нормы, стандарты организации и другие документы.

Локальные нормативные акты работодателя, связанные с вопросами ОТ и безопасности производства. Эти акты устанавливают организационно-управленческие правила соблюдения работниками требований ОТ и работодателем - государственных нормативных требований ОТ.

К ним относятся:

- правила внутреннего трудового распорядка,

- коллективный договор,

- Положение о СУОТ,

документы по обучению персонала (программы обучения, экзаменационные билеты, вопросники);

- программа вводного инструктажа; - программа инструктажа на рабочем месте;

- список профессий работников, освобожденных от инструктажей на рабочем месте;

- график проверки знаний по ОТ;

- программы обучения рабочих безопасным методам труда и приемам оказания первой помощи пострадавшим;

- перечень работ повышенной опасности;

- перечень должностей руководителей и электротехнического персонала, которые должны иметь квалификационную группу по электробезопасности (I группа для неэлектротехнического персонала);

- график проведения медицинских осмотров;

- перечень выдачи СИЗ работникам;

- списки на льготное пенсионное обеспечение;

- списки на предоставление дополнительного отпуска;

- списки на молоко и ЛПП;

- списки на доплаты за вредные и опасные условия труда.


 

7. Дайте краткую характеристику видам контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны труда промышленной и экологической безопасности в чрезвычайных ситуациях: государственный, ведомственный, внутрихозяйственный (работодателя), общественный.

 

Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов – государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

 

Государственный инспектор труда – должностное лицо федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях, наряду с Федеральной инспекцией труда, осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

 

К числу таких специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, относится Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

 

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 

Общим надзорным государственным органом является Прокуратура РФ, осуществляющая надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Прокуратура РФ не является специализированным органом по надзору и контролю в сфере труда. Но поскольку трудовое законодательство входит в общую систему законодательства, прокуратура уполномочена осуществлять надзор также и в этой сфере.

 

Статья 7. Полномочия органов государственной власти Донецкой Народной Республики в области охраны труда

1. К полномочиям Народного Совета Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда относится:

1) определение основных направлений и проведение единой государственной политики в области охраны труда на территории Донецкой Народной Республики;

3. К полномочиям Республиканского органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда:


 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: