Звучит песня «Арабская ночь»)

Молодцы! Думаю, что вы справились с заданием!

Сюита «Шехерезада» которую мы с вами прослушаем сейчас Состоит из четырех частей, в них можно услышать и увидеть чудеса, о которых рассказала мудрая и прекрасная Шехеразада грозному султану Шахриару. Части сюиты объединены не только одним замыслом, но и общими музыкальными темами. С помощью симфонического оркестра Н.А.Римский-Корсаков не иллюстрировал сказку, а воссоздавал ее. Композитор сотворил неповторимые музыкальные образы, среди них и танцевальные, и песенно-лирические, и воинственные.

Итак, сейчас мы с вами прослушаем и  проанализируем фрагменты 4частей сюиты.

001 Слушание "Море. Синдбадов корабль"1 часть

Часть 1. Первоначально композитором этой части было дано название "Море. Синдбадов корабль". Сюита открывается воинственной фразой тромбонов, тубы, контрабасов. Тема звучит грозно, величаво, рисуя образ восточного повелителя. На смену этой теме на фоне мягких аккордов арфы солирующая скрипка поет пленительную мелодию. Она вьется тонким, извилистым восточным узором. Мягкая, задумчивая, обаятельная мелодия умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтичная восточная мелодия в русской музыке, сочиненная композитором Н.А.Римским - Корсаковым. Тема мудрой рассказчицы Шехеразады всегда звучит у скрипки соло. Композитор придал ей своеобразный ладовый колорит. Мелодия главной партии основана на теме Шахриара, но она становится темой героя сказки - отважного путешественника Синдбада. У этой темы сохранен суровый характер. Главной теме контрастирует тема Синдбадова корабля, она светлая. Симфоническое развитие 1 части динамично, темы в ней изложены неустойчиво, текуче, что способствует созданию впечатления непрерывного движения, характерного для морской стихии.

002 Слушание"Рассказ царевича Календера" 2часть.

Часть 2 Первоначально она носила название " Рассказ царевича Календера". Вновь звучит голос Шехеразады, начинается новая сказка. На первый план выступает новый рассказчик - Календер. И поэтому солирующую скрипку сменяет солирующий фагот. Композитор создает музыкальный портрет Календера, а потом изображает его фантастические приключения. Так возникает сказка в сказке. Эта часть сюиты - одна из самых ярких и оригинальных по сказочно-восточному колориту и эпическому складу. Основная тема 2 части построена на интонациях восточных народных песен, звучит она повествовательно, спокойно. Затем следуют яркие симфонические вариации. Тема звучит, меняя гармоническое сопровождение, меняя облик, переходя от одного инструмента к другому. В середине части слышатся тревожные фанфарные призывы тромбонов. С наступлением репризы повествовательная тема Календера звучит тревожно, в конце появляется суровая тема Шахриара.

003 Слушание "Царевич и царевна".

Часть 3 Первоначально она носила название " Царевич и царевна". Она наиболее лирическая из всех частей сюиты. Первая тема создает образ Царевича. Она певучая, широкая, полная глубокого любовного чувства, напоминает восточную народную мелодию. Тема содержит интонации лейтмотива Шехеразады, в последующем проведении тема поручается виолончелям, затем к ним присоединяются гобои, английский рожок, кларнет. Благодаря этому теплота в звучании темы нарастает. Вторая тема - это образ Царевны, женственный, грациозный. В развитии темы ярко выявляется ее ритмическая острота, танцевальность. В середине части задумчиво звучит голос скрипки - это тема Шехеразады, рассказывающей удивительную сказку. Музыка этой части наполнена восточным колоритом. Он проявляется и в мелодических оборотах, и в орнаментальных наигрышах, которые напоминают звучание восточных народных инструментов.

 

004 Слушание "Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником"

 

Часть 4 Особенно яркой частью сюиты является финал, в котором объединяются темы всех предшествующих частей, что придает ему роль итоговой части. Он выделяется яркостью оркестровой фантазии, огненным темпераментом. Композитор назвал эту часть "Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником". Это последняя сказка Шехеразады, рассказанная жестокому Шахриару на фоне доносящегося шума праздника в восточном городе. Основная тема 4 части звучит в ритме и характере восточного танца. Постепенно музыка становится все более драматичной, звучит могучая тема морской стихии. После кульминации звучит грустная тема Шехеразады и укрощенная, покорная ей тема Шахриара. Шахриар даровал жизнь прекрасной, мудрой восточной красавице и рассказчице сказок Шехеразаде.

Задание. После прослушивания фрагментов каждый из вас почувствовал и увидел что то своё расскажите какие картины представляли вы когда звучали музыкальные фрагменты.

Вы хорошо поработали и немного устали.

А сейчас давайте немного отдохнём и споем песню «Аист на крыше».

Распевка.

Слушание песни«Аист на крыше»

Исполнение песни

Где это было? Когда это было? В детсве? А может, во сне?
Аист на крыше гнездо для любимой свил по весне.
Чудился мне он и в странствиях дальних символом верной любви.
Люди, прошу, не спугните случайно аиста вы.
Источник text-pesni.com

Люди, прошу вас, потише! Потише!
Войны пусть сгинут во мгле!
Аист на крыше, аист на крыше – мир на Земле.
Аист на крыше, аист на крыше – мир на Земле.

Аист на крыше гнездо с аистенком ночью и днем бережет.
Ну, а в том доме, под крышей, девчонка счастья так ждёт.
Люди в Нью-Йорке, в Берлине, в Париже, верьте друг другу и мне.
Аист на крыше – счастье под крышей и на Земле.

Люди, прошу вас, потише! Потише!
Войны пусть сгинут во мгле!
Аист на крыше, аист на крыше – мир на Земле.
Аист на крыше, аист на крыше – мир на Земле.

 

Ну, вот мы немного отдохнули и сейчас начинаем вторую часть нашего урока и я предлагаю вам попробовать себя в роли поэтов.

ЗАДАНИЕ Перед вами куплет знакомой вам песни вам в течении минуты необходимо самим придумать припев для этой песни изменив уже существующий. Итак, выбираем одну из  песен №1, №2 или №3

№1«Куда уходит детство»

Куда уходит детство
В какие города
И где найти нам средство
Чтоб вновь попасть туда
Оно уйдет неслышно
Пока весь город спит
И писем не напишет
И вряд ли позвонит
припев
И зимой и летом
Небывалых ждать чудес
Будет детство где-то, но не здесь
И в сугробах белых
И по лужам у ручья
Будет кто-то бегать
Но не я

 

№2Детство, детство, ты куда бежишь?
Детство, детство, ты куда спешишь?
Не наигрался я ещё с тобой.
Детство, детство, ты куда? Постой.

Припев:
А я хочу, а я хочу опять
По крышам бегать, голубей гонять,
Дразнить Наташку, дёргать за косу,
На самокате мчаться по двору.

 

№3 «Крылатые качели»

В юном месяце апреле
В старом парке тает снег,
И весёлые качели
Начинают свой разбег.
Позабыто всё на свете!
Сердце замерло в груди!
Только небо. Только ветер.
Только радость впереди. (2 раза)

Припев:
Взмывая выше ели,
Не ведая преград,
Крылатые качели
Летят, летят, летят! (2 раза)

Видите как сложно самим, что- то придумать или даже изменить в уже придуманных произведениях. Поэтому, прослушивая произведения на уроках музыки, помните насколько это сложно.

 

Итак, вы показали нам какие вы композиторы а теперь покажите нам насколько вы эрудированны

И последнее задание  «Музыкальные ребусы»

Расшифруйте фамилии композиторов.

 

БЕРТШУ ДИВЕР ПЕНШО СМАРБ   

ТСИЛ КАГЛИН КОФЬПРОЕВ РАУСШТ ЦАРТМО

(Шуберт, Верди, Шопен, Брамс, Лист, Глинка, Прокофьев, Штраус, Моцарт)

Рефлексия
















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: