Государственная Третьяковская галерея, Москва

В центре безграничной каменистой пустыни под широким светлым не­бом сидит Иисус Христос, пребыва­ющий в напряжённом, скорбном раздумье. Для многих современников полотно читалось как понятное ино­сказание: образ Христа был симво­лом нравственного подвига, готовно­сти к жертве во имя людей. Крамской

хотел изобразить героя, совершивше­го нелёгкий выбор и предчувствую­щего трагическую развязку.

В 1873 г. в Ясной Поляне, усадь­бе Льва Николаевича Толстого, Крамской работал над его портре­том для галереи Павла Михайлови­ча Третьякова. Удивительное сходст­во — не главное достоинство этой работы. В ней прочитываются важ­ные свойства личности писателя: глубокий ясный ум, воля, спокойная уверенность. Основное внимание художник уделил лицу (руки не за­кончены, за свободными сборками блузы не ощущается тела).

Молодую женщину в мехах и бар­хате с высокомерным выражением лица, которая едет по Невскому про­спекту («Неизвестная», 1883 г.), кри­тики назвали «исчадием больших городов». В картине усматривали обличительный смысл. Однако в ли­це героини можно увидеть не толь-

Иван Крамской.

Портрет Л. Н. Толстого. 1873 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Иван Крамской.

Мина Моисеев. Этюд для картины «Крестьянин с уздечкой». 1883 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 70—80-х гг. Крамской создавал портреты крестьян. Характер Мины Моисеева — крепкого старика с мор­щинистым лицом и натруженными руками — не под­даётся однозначному определению. В усмешке кресть­янина — и ум, и простодушие; весь его облик оставляет ощущение величия: палка в руках кажется посохом, а ветхая одежда ниспадает с плеч, как мантия.

368

Иван Крамской.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: