Образование государства Русь

1. Предпосылки и особенности формирования государства Русь. Возникновение любой государственности представляет собой сложный и длительный процесс. На формирование древнерусского государства оказал воздействие целый комплекс как внутренних, так и внешних факторов.

15

В результате развития в Среднем Поднепровье двупольного севооборота возникли излишки продукции, что создавало условия для развития торговли. Начинают быстро расти торгово-ремесленные образования — города, играющие важную роль в укреплении социально-экономических связей между племенами. Из общины происходит выделение племенной верхушки, которая начинает присвоение избыточного продукта, идёт процесс формирования наследственного характера княжеской власти. Принцип всеобщего вооружения народа уступил место профессиональному критерию организации дружины, старшая часть которой выполняла и управленческие функции. В этих условиях возникла насущная по­требность в создании таких норм правовых отношений, которые будут закреплять новый порядок вещей. Таким образом, возникновение государства как аппарата принуждения было законо­мерным.

16

Государство у восточных славян формировалось и под воздей­ствием внешних факторов, к которым следует отнести влияние на славянскую общность ближайших соседей. Наличие государственности у хазар и булгар, политическая активность варягов также способствовали созданию княжеско-дружинных группировок у славян, изолирующихся от рядовых общинников и подчинявших себе племенные структуры. Нельзя исключать и заимствование славянами некоторых общественно-политических форм жизни соседей.

2. Дискуссии о происхождении государства Русь. Образование древнерусского государства вызвало много ожесточённых идеологических споров. Более 200 лет назад в исторической науке зародилась так называемая норманнская проблема. Дело в том, что древнейшие русские летописи упоминают о призвании в 862 г. в славянские земли князей-варягов, которых исследователи часто отождествляют с жителями Скандинавского полуострова, условно именуемыми норманнами.

«“Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И вызвалось трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли... к славянам. <...> И сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля» — так писал в самом начале XII в. знаменитый летописец Нестор.

Идеологические дискуссии вокруг «призвания варягов» начались ещё позже — в XVIII в., после реформ Петра I и образования Академии наук.

В первые десятилетия существования академии её членами становились в основном учёные иностранного, как правило немецкого, происхождения. Именно немецкие исследователи Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер создали норманнскую теорию, которая утверждала, что русская государственность была привнесена извне в силу изначальной неспособности славян к государственному существованию. Её основателями назывались не славяне, а пришельцы — скандинавы, бывшие якобы носителями более высокой культуры. Однако следует отметить, что норманны не имели собственной государственности, за исключением жителей полуострова Ютландия (современная Дания).

17

Уже в XVIII в. вслед за норманнской появилась альтернативная ей теория — антинорманнская, создателями которой можно считать М.В. Ломоносова и В.К. Тредиаковского. М.В. Ломоносов справедливо называл славян древним народом, чья история началась задолго до прихода варяж­ских князей.

Большинство историков XIX в. в той или иной степени были сторонниками норманнской теории. Вопрос о достоверности летописного сообщения ставился довольно редко, а дату призвания варягов считали началом русской государственности. В исторической науке ХХ в. норманнская теория подверглась беспощадной критике. Непримиримым её противником стал крупный отечественный учёный Б.А. Рыбаков.

Существует также точка зрения, что варяги были представителями южнобалтийского славянства, о чём есть упоминания в исторических источниках (С.А. Гедеонов, А.Г. Кузьмин и др.).

Современная наука (А.Н. Сахаров, В.В. Седов, А.Н. Кирпичников, О.Н. Трубачёв и др.) не отрицает наличие скандинавского элемента в среде древних русов, но констатирует небольшой его процент в составе первых дружин, состоявших в основном из восточных, южных и западных славян, а также представителей финно-угров, балтов и степных народов. Вопрос о происхождении легендарного вождя Рюрика из скандинавской или славянской (южнобалтийской) среды современные учёные считают неразрешимым и, по сути, второстепенным.

3. Внутренняя и внешняя политика первых русских князей. Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика. В предании о варяжских основателях династии русских князей нет ничего необычного. Правители всех времён и народов считали почётным иметь в своих родословных знатных иностранных предков. Сведений о жизни и деятельности Рюрика очень мало. Гораздо больше известно о его преемниках.

После смерти Рюрика власть захватил Олег. Фактически это первый правитель Древней Руси, о котором сохранилась достоверная информация. Согласно «Повести временных лет», он приходился родственником Рюрику. В 882 г. он захватил Киев, в котором до этого, по летописному преданию, правили Аскольд и Дир. Олег назвал свою столицу «матерью городов русских» и подчинил Киеву древлян, северян, радимичей. Принято считать, что Олег, обложив подвластные Киеву племена данью, ввёл полюдье — периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. Так возникло объединённое государство восточных славян. Олег удачно совершил поход на Константинополь в 907 г., собрав значительное войско. В 911 г. между Русью и Византией был заключён договор. Его текст, сохранившийся в «Повести временных лет», стал первым международным договором государства Русь, дошедшим до нас.

18

Наследником Олега стал Игорь, который, вероятно, был сыном Рюрика. При Игоре продолжился процесс включения в состав единого государства различных племенных союзов. После не очень удачной русско-византийской войны 941–944 гг., когда русским дружинам не удалось получить желаемой добычи, регулярный сбор полюдья закончился трагедией. В 945 г. киевский князь с дружиной собрал дань с древлян и поехал к Киеву. Но дружинники стали упрекать своего князя, что взято было мало. Игорь решил вернуться и потребовать ещё. Совет племени отказался удовлетворить княжеские требования: «Повадится волк к овцам, то перетаскает всё, если не убить его». Возмущённые древляне убили князя и дружинников. Восстание привело к отделению Древлянской земли, возникла угроза распада государства.

Власть по малолетству сына Игоря, Святослава, перешла к Ольге. По летописным сведениям, Ольга была псковитянкой, дата её встречи с Игорем, 903 г., считается датой первого упоминания о Пскове. Летописи сохранили яркую легенду о мести княгини за убитого во время полюдья мужа. Древляне предложили Ольге стать женой своего князя Мала. Первый раз послы древлян были заживо закопаны в землю, во второй — сожжены. Затем дружинники Ольги перебили древлян на поминальном пиру. В конце концов, по легенде, княгиня жестоко отомстила непокорному племени, прослыв колдуньей, когда с помощью птиц спалила их столицу Искоростень.

Ольга провела первую в истории государства реформу: отменив полюдье, она ввела уроки и погосты. Уроки устанавливали определённый размер дани, которую свозили в оговорённое место — погосты. Ольга — первая из русских, принявшая христиан­ство. Произошло это в 957 г. в Константинополе. Русские летописи приводят красивую легенду о крещении княгини. Она якобы очаровала византийского императора Константина. «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей», — сказал ей Константин. Ольга ответила: «Я язычница. А если хочешь, чтобы я крестилась, то крести меня сам — иначе не крещусь». По просьбе Ольги император стал её крёстным отцом, после чего вновь предложил стать своей супругой. «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь», — ответила Ольга. Византийский владыка вынужден был признать, что Ольга перехитрила его. Одарив русскую княгиню богатыми дарами, он с честью отпустил её домой. Эта романтическая история — не более чем легенда, однако факт принятия Ольгой христианства историками под сомнение не ставится. Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых как равноапостольную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: