Вторая научная революция конца XVIII века — 1-я половина XIX века

· Переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, кдисциплинарно организованной науке

· Появление дисциплинарных наук и их специфических объектов

· Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой

· Возникает идея развития (биология, геология)

· Постепенный отказ эксплицировать любые научные теории в механистических терминах

· Начало возникновения парадигмы неклассической науки

· Максвелл и Больцман признавали принципиальную допустимость множества теоретических интерпретаций вфизике, выражали сомнение в незыблемости законов мышления, их историчности

· Больцман: «как избежать того, чтобы образ теории не казался собственно бытием?»

Третья научная революция конец XIX века — середина XX века

· Фарадей — понятия электромагнитного поля

· Максвелл — электродинамика, статистическая физика

· Материя — и как вещество и как электромагнитное поле

· Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики

· Лайель — о медленном непрерывном изменении земной поверхности

· Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы

· Шлейден, Шванн — теория клетки — о единстве происхождения и развития всего живого

· Майер, Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество,магнетизм и т. д. переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает изничего и не исчезает.

· Дарвин — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость

· Беккерель — радиоактивность

· Рентген — Лучи

· Томсон — элементарная частица электрон

· Резерфорд — планетарная модель атома

· Планк — квант действия и закон излучения

· Бор — квантовая модель атома Резерфорда-Бора

· Эйнштейн — общая теория относительности — связь между пространством и временем

· Бройль — все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами(квантовая механика)

· Зависимость знания от применяемых исследователем методов

· Расширение идеи единства природы — попытка построить единую теорию всех взаимодействий

· Принцип дополнительности — необходимость применять взаимоисключающие наборы классических понятий(например, частиц и волн), только совокупность взаимоисключающих понятий дает исчерпывающуюинформацию о явлениях. Это совершенно новый метод мышления, диктующий необходимостьосвобождения от традиционных методологических ограничений

· Появление неклассического естествознания и соответствующего типа рациональности

· Мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором

· Научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами ирассудком исследователя реальность

· Тезис о непрозрачности бытия, блокирующий возможности субъекта познания реализовывать идеальныемодели и проекты, вырабатываемые рациональным сознанием.

· Допущение истинности нескольких отличных друг от друга теорий одного и того же объекта

· Относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.

Об относительной истине и условности научного знания писал американский физик Ричард Фейнман:

«Вот почему наука недостоверна. Как только вы скажете что-нибудь об области опыта, с которойнепосредственно не соприкасались, вы сразу же лишаетесь уверенности. Но мы обязательно должныговорить о тех областях, которых никогда не видели, иначе от науки не будет проку. Поэтому, если мы хотим,чтобы от науки была какая-то польза, мы должны строить догадки. Чтобы науке не превратиться в простыепротоколы проделанных опытов, мы должны выдвигать законы, простирающиеся на еще неизведанныеобласти. Ничего дурного тут нет. Только наука из-за этого оказывается недостоверной, а если вы думали, чтонаука достоверна — вы ошибались».

Четвертая научная революция конец XX века[13][14]

· Постнеклассическая наука — термин ввёл В. С. Степин в своей книге «Теоретическое знание»

· Объекты её изучения: исторически развивающиеся системы (Земля, Вселенная и т. д.)

· Синергетика, базирующаяся на представлении, что исторически развивающиеся системы совершаютпереход от одного относительно устойчивого состояния к другому, и при этом появляется новая уровневаяорганизация элементов системы и их саморегуляция.

· Воздействие субъекта познания на такого рода системы может стать тем "небольшим случайнымвоздействием", которое обусловит необратимый (и нежелательный для исследователя) переход системы содного уровня организации на другой.

· Историческая реконструкция как тип теоретического знания стала использоваться в космологии, астрономиии физике.

· Субъект познания не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта.

· Наука впервые обращается к изучению исторически развивающихся систем, непосредственнымкомпонентом которых является сам человек: биосфера (глобальная экология), медикобиологические ибиотехнологические (генная инжерения) объекты и т.д.

· При изучении такого рода сложных систем идеал ценностно-нейтрального исследования неприемлем.

· Рациональное познание утрачивает приоритет перед дорациональными и внерациональнымипознавательными формами.

· Космология как научная дисциплина.

· Теория эволюции Вселенной способствует появлению в постнеклассическом типе рациональностиэлементов античной рациональности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: