Характерные черты петровского барокко: контрастность окраски; пилястры (прямоугольные полуколонны) и волюты (лепные завитки); белые наличники и мелкие стекла окон; рустовка стен, шпили, флюгера, однокупольные церкви.
Архитектура 18 века делилась на – нарышкинское барокко (русское барокко), барокко, классицизм.
Нарышкинское барокко
Нарышкинским данный стиль называют благодаря тому, что наиболее заметные объекты, относящиеся к нему по ряду схожих признаков, были построены по заказу боярина Льва Нарышкина, одного из родственников Петра Первого. Впервые такие черты стиля, как возведение храма лепестковой формы, расположение глав в соответствии со сторонами света, деление фасада по этажам, наличие в декоре ордерных элементов проявились при строительстве Большого собора Донского монастыря.
Под «нарышкинским стилем» подразумевают группу зданий (особенно храмов), выстроенных боярским родом Нарышкиных, и в целом комплекс московской архитектуры конца XVII – начала XVIII в. К ним относят церкви в Филях, Троицком-Лыкове, Уборах, Дубровицах, Успения на Маросейке.
Черты:
Композиция церкви противоположна барочной - отдельные объёмы не сливаются в единое целое, пластично переходят друг в друга, поставлены один на другой и жёстко разграничены, что соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества.
Нарышкинский стиль исконно русское архитектурное явление.
Нарышкинскому барокко характерны ярусность, центричность, а также равновесие и симметрия, наличие белых элементов на красном фоне.
пирамидальные структуры (восьмерики на четверике) или вертикальный параллелепипед.
Богатое рельефное убранство, пластичность декора, многообразие орнамента, двухцветность (кирпич и белый камень) и широкое введение ордерных элементов
Контрасты большого и малого, целого и детали, стены и пятен декора, устремление построек ступенями вверх, многообразие фантастических и реальных мотивов в декоре (картуши, раковины, виноградные лозы и гроздья, головки подсолнухов, цветы, «петушьи гребешки») создают сложное впечатление праздничности и драматизма, внешней статики и внутренней динамики. В некоторых церквах нарышкинского барокко сохранились высокие ступенчатые иконостасы.
Большой собор Донского монастыря
Церковь Покрова в Филях
("лёгкая кружевная сказка... чисто московская, а не европейская красота..." - русский искусствовед Игорь Грабарь;
нарядная, многоярусная - пятиглавый храм, из красного кирпича с некоторыми белокаменными декоративными элементами).
Имя архитектора церкви Покрова в Филях доподлинно неизвестно, однако ряд конструктивных особенностей роднит ее с произведениями известного русского зодчего того времени Якова Бухвостова, который действительно строил для Нарышкиных. Также считается установленным, что общий проект сооружения составлял сам заказчик (Василий Федорович Нарышкин).
Троицкая церковь в Троице-Лыково (Москва)
Спасская церковь в селе Уборы
Барокко.
Элементы западного влияния сказались в творчестве крупного мастера начала XVIII в. ^ И.П. Зарудного (?—1727). Выходец с Украины, Зарудный был очень одарен: ему удавались и живопись, и резьба по дереву. По проекту Зарудного в 1701—1707 гг. была возведена знаменитая Меншикова башня в Москве (церковь Архангела Гавриила, «что у Чистого пруда»). Вертикальная устремленность башни и мотив шпиля в ее завершении явно предвосхищает торжественную архитектуру светского типа. Однако подлинное обновление стилистики зодчества состоялось лишь с рождением петербургской регулярной архитектуры. Характерные черты барокко: необыкновенная пышность, нарядность, применение лепнины густо покрывающей стены дворцов, применение характерных орнаментов - например, рокайля (изогнутой кривой в форме закрученного в спираль завитка), стены зданий окрашены в голубые или жёлтые цвета, а колонны, пилястры и наличники окон - в белые.