Оценка проводилась по трехбалльной системе.
В итоге экспертных оценок начинающие боксеры были условно разделены на группы перспективных, мало- и неперспективных.
Перспективных, по данным тренеров, оказалось 16 детей, малоперспективных и неперспективных - 21. До и после тренировок у них определялись следующие показатели: скорости зрительно-моторной реакции, подвижности основных нервных процессов, реакции на движущийся объект; проводилось определение быстроты зрительного различения, точности воспроизведения движения, моделирование ситуации страха с оценкой кожно-гальванической реакции и уровня физиологического тремора; выявлялись показатели кратковременной образной памяти, мышечного тонуса и вестибулярной устойчивости.
С учетом данных этого исследования составлена программа начальной подготовки юного боксера психомоторной направленности, в которую были включены упражнения, способствующие формированию психомоторики занимающихся (на развитие специализированных восприятий, оперативного мышления, быстроты реакции и др.), с использованием методов наглядного обучения и домашних заданий.
|
|
Перед составлением программы начальной подготовки занимающихся боксом школьников психомоторной направленности на основании анализа методических работ ведущих теоретиков и практиков в области юношеского бокса (К.В. Градополов, 1944; Н.А. Худадов, Г.О. Джероян, В.И. Огуренков, 1953,1956; В.М. Романов, 1959, и др.) были сформулированы принципы овладения основами искусного бокса, которые должны были формировать внутренние установки и двигательное поведение обучаемых в специальных (боксерских) упражнениях.
В программу секционных занятий входили общеразвивающие упражнения из разных видов спорта, специальные упражнения с партнёром в парах и условных боях и специальные подготовительные упражнения боксера, способствующие овладению стойками, передвижениями, развитию координации и быстроты ударных и защитных движений и др. В занятиях активно использовись метод круговой тренировки и упражнения "граффити".
Объем технических средств, составляющий содержание специальных упражнений, был ограничен ложными атакующими и контратакующими действиями, одиночными и двойными прямыми ударами на дальней дистанции с ограничением их силы и резкости и включал значительное количество защитных средств.
Были включены упражнения на концентрацию внимания, нервно-мышечное расслабление, снятие нервного напряжения, нервно-психическую мобилизацию, для развития оперативного мышления и воображения, простейшие приемы самоконтроля и саморегуляции психического состояния и самовнушения.
|
|
На следующем этапе методом случайной выборки была отобрана группа младших школьников спортивного класса (17 человек) 9-10 лет, с которыми в течение шести месяцев (с ноября 2000 г. по апрель 2001 г.) был проведен тренировочный цикл занятий психомоторной направленности с системой домашних заданий по разработанной программе.
В качестве контрольной служила группа детей-боксеров (13 человек) того же возраста из другой секции (другой школы), занимающихся по общепринятой программе.
У юных боксеров опытной и контрольной групп до и после педагогического эксперимента проводилась психофункциональная диагностика, изучались показатели общей физической подготовленности, проводился анкетный опрос, определялась антимикробная неспецифическая резистентность организма методом бактотеста по А.А. Иванову и др. [5].
Экспериментально установлено, что перспективные по оценке тренеров юные боксеры отличаются от малоперспективных более высоким уровнем показателей скорости зрительно-моторной реакции, уравновешенности и подвижности нервных процессов, более высокими данными образной кратковременной памяти, хорошей чувствительностью зрительного анализатора, более высоким уровнем эмоциональной устойчивости к стрессовым ситуациям.
По показателю кожно-гальванической реакции (КГР), свидетельствующему об эмоциональной устойчивости, в группе перспективных юных боксеров сразу же после ситуации страха отмечено лишь незначительное снижение показателя (на 5,5 кОм), а в группе малоперспективных - явное снижение показателя на 24,2 кОм.
Уровни соответствия психомоторных особенностей организма юного боксера требованиям перспективности
Показатели | Уровни соответствия | |
перспективные | недостаточно перспективные | |
Зрительно-моторная реакция, мс | 216 и менее | 249 и более |
Уравновешенность нервных процессов в у.е. (ошибка без учета знака реакции) | 2,0-2,2 | 3,1-3,6 |
Показатель подвижности нервных процессов на частоте 2 Гц | 5,6 | 4,1 |
Показатель образной кратковременной памяти (колич. запомн. образов) | 8,8 | 7,6 |
Сдвиги после стрессовой ситуации КГР | незначит. снижение | значит. снижение |
В результате занятий, проводимых по экспериментальной программе, зафиксировано улучшение состояния психомоторных качеств и связанных с ними психофизиологических функций юных боксеров опытной группы, проявившееся в лучшей динамике и более высоком уровне показателей по сравнению с контрольной группой:
- лучших показателях подвижности нервных процессов. Разница между показателями опытной и контрольной групп после цикла тренировок психомоторной направленности с частотой 1 Гц составила 0,59 ед.;
- значимых различиях в уровне показателя кратковременной памяти. Разница составили 0,9 обр.;
- меньшей на 0,88 усл.ед. средней ошибке РДО без учета знака реакции;
- в улучшении самооценки координации у опытной группы на 0,7 балла, лучших сдвигах во внимании (в опытной группе - на 1,1 балла, а в контрольной - на 0,5 балла).
В результате занятий по экспериментальной программе отмечены положительные сдвиги со стороны нервно-мышечного и двигательного аппаратов:
- по данным тонусометрии отмечен рост показателя прироста упругости в опытной группе после тренировки - на 85 мкН, в контрольной группе - без сдвигов;
- снижение уровня физиологического тремора (уменьшение числа касаний) на 12,7;
- выраженный рост силы мышц кисти: правой - на 1,6 кГ, левой - на 1,4 кГ;
- более высокий рост физической работоспособности. Индекс Гарвардского степ-теста у школьников-боксёров опытной группы вырос на 11,95 усл.ед.
Проведение тренировочных занятий по экспериментальной методике с упражнениями психомоторной направленности и системой домашних заданий оказало влияние на показатели физической подготовленности юных боксеров (испытания по программе мэра г. Москвы), что выразилось в сравнении с данными контрольной группы:
|
|
- в улучшении результата теста "челночный бег" на 0,97 с;
- в улучшении результата в подтягивании на 0,7 раза;
- в улучшении результата в наклоне вперед сидя на 1,2 см.
В результате работы получены данные, свидетельствующие о правомерности использования разработанных психомоторных показателей как критериев для отбора юных боксеров для занятий в центральных секциях СЮШОР и ДЮСШ и обоснования необходимых тренировочных воздействий.
В целом приведенные данные говорят об определенных различиях в состоянии психомоторики в зависимости от перспективности юных боксеров в сторону более высоких показателей у перспективных.
В качестве ориентиров при отборе в группы ДЮСШ и для направленной тренировки отстающих функций предложена следующая градация психомоторных показателей (см. таблицу).
Тестирование антимикробной неспецифической резистентности организма боксёров показало, что их индивидуальные значения были в пределах нормы для здоровых людей (результаты не превышали верхней границы нормального индивидуального значения: до 100 колоний на пластинке).
Таким образом, лиц с повышенным риском заболеваемости или в состоянии предболезни ни в опытной, ни в контрольной группе не было.
Оказалось, что в динамике педэксперимента в опытной группе действительно произошло улучшение состояния антимикробной резистентности организма юных боксёров, что проявилось в значимом снижении количества колоний в отпечатках с кожи (p<0,05).
Вместе с тем в контрольной группе показатель числа колоний за этот же период времени также несколько (недостоверно - р>0,05) снизился, что подтвердило гигиеническую значимость начальной подготовки психомоторной направленности юных боксеров-школьников и ее эффективность в усилении защитных сил организма.
Заключение. Официальная возрастная граница начала занятий боксом по программе психомоторной направленности при соблюдении правил безопасности и принципов искусного боксирования может быть снижена с 11 до 9 - 10 лет.
|
|
Эффективность подготовки будет выше при наличии предварительного тестирования психомоторных возможностей на раннем этапе занятий по специальной программе с соблюдением принципов искусного бокса, психомоторной направленности подготовки и с учетом общефизических кондиций юных боксеров - младших школьников, что сохраняет оздоровительную направленность первоначального этапа их спортивной подготовки.
Таким образом, данные исследования подчеркивают важность проблемы определения научно обоснованных сроков начала занятий видами спорта, особенно в боевых единоборствах. Эта проблема в равной степени педагогическая, гигиеническая и психологическая, и решать ее нужно совместными усилиями.
Литература
1. Гаськов А.В. Структура средств общей и специальной физической подготовки юных боксеров: Автореф. канд. дис. - М.: ГЦОЛИФК,1985. - 23 с.
2. Дубровский В.И. Спортивная медицина. - М.: Владос, 1999. - 479 с.
3. Евстигнеев И.В., Фролов О.П. Исследование процесса психофизиологической адаптации боксеров к обучению и тренировке //Ежегодник: Бокс. - М.: ФиС, 1982, с. 25-27.
4. Жданов Ю.Н. Многолетняя возрастная динамика специальных двигательных реакций юных боксеров: Автореф. канд. дис. - М.: ВНИИФК,1997. - 24 с.
5. Иванов А.А., Клемпарская Н.Н., Шальнов Г.А. и др. Инструкция по применению теста аутомикрофлоры кожи у человека для выявления контингентов и отдельных лиц с повышенным риском заболевания. - М.: МЗ СССР, 1988. - 6 с.
6. Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников: Метод. разраб. М, 1989. - 109 с.
7. Кофман Л.Б. Система повышения уровня физической подготовленности учащихся//Настольная книга учителя физической культуры. - М.: ФиС, 1998, с. 159 - 166.
8. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учебник для ин-тов и техникумов физ. культ.- М.: ФиС,1990.
9. Лаптев А.П., Минх А.А. Гигиена физической культуры и спорта: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1979. - 288 с.
10. Мартынов М.В. Программа психомоторной подготовки юных боксеров /Спортивные единоборства и боевые искусства в ХХI веке. Медико-биологические проблемы спортивных единоборств и боевых искусств.- М.: РГАФК, 2001, с. 61 - 64.
11. Медведев В.А., Чёрный В.Г. Психологическая подготовка боксеров: Метод. разраб. для слушателей высшей школы тренеров, факультета повышения квалификации Академии. - М.: РГАФК,1992. - 35 с.
12. Морозов А.А. Психомоторные тесты в системе отбора борцов различной квалификации: Автореф. канд. дис. М., 2001. - 24 с.
13. Муйжникс Я.Я. Исследование особенностей начальной подготовки школьников по боксу: Автореф. канд. дис. - М.: ГЦОЛИФК, 1970. - 25 с.
14. Правила проведения всероссийских соревнований по боксу (общ. ред. судьи МК АIBA Э. Абдульманова) /Федерация бокса России. Официальный текст - издание 2001 года. - 48 с.
15. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. -М.: ФиС, 1973. - 216 с.
16. Романов В.М. Бокс. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (группы начальной подготовки, 1-й и 2-й годы обучения). - М.: Спорткомитет СССР, 1984. - 105 с.
17. Силин А.И. Исследование особенностей спортивной подготовки и воспитания школьников при обучении боксу: Автореф. канд. дис. - М: ГЦОЛИФК,1967. - 22 с.
18. Снигирёв В.П. Исследование методов отбора способных и перспективных юношей в боксе: Автореф. канд. дис. - М.: ВНИИФК, 1972. - 22 с.
19. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ./ Под ред. В.Л. Карпмана. - М.: ФиС, 1987. - 304 с.
20. Супов Б.П. Методы обучения боксеров экстренному изменению действий в ходе спортивного поединка: Автореф. канд. дис. - М.: ВНИИФК, 1984.
21. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина,1991. - 270 с.
22. Худадов Н.А., Мартынов М.В., Андреев М.Л. Формирование основных физических и психомоторных качеств юных боксеров-новичков. (Метод. указ.). Пенза, 2001.- 16 с.
23. Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксера. -М.: ФиС, 1968. - 160 с.
24. Худадов Н.А. Методика обучения боксу подростков 13-14 лет/Всесоюзная конференция по вопросам состояния и дальнейшего развития юношеского бокса в СССР. Тез. докл. - М.: Спорткомитет СССР,1957, с. 9 - 10.
25. Худадов Н.А., Фролов О.П. Вопросы психологического отбора боксеров. (Метод. письмо). - М.: ВНИИФК, 1970. - 41 с.
26. Худадов Н.А., Циргиладзе И.В. Всё о боксе. М, 1995. - 212 с.
27. Фролов О.П., Худадов Н.А., Ванаев Г.В. Некоторые психологические показатели, определяющие достижения в боксе/Бокс. Ежегодник. - М.: ФиС, 1978, с. 14 - 16.
28. Чёрный В.Г. Профилактика травм в юношеском боксе. Метод. реком. - М.: Спорткомитет СССР, 1985. - 25 с.
29. Шаненков Ю.М. Совершенствование правил соревнований по боксу. - М.: РГАФК, 1993. - 34 с.
30. Энциклопедия бокса. -М.: Терра-спорт, 1998, с. 305.