Факторы, определяющие психическое развитие

Предмет психологии развития.

Предмет психологии развития — раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов, становление и развитие деятельности, сознания и личности и причин перехода от одного периода к другому, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики - её изменение в процессе деятельности, общении, познании (по Г.Д. Марцинковской). Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Основные закономерности психического развития и развитие личности.

По Выготскому.

1 – Цикличность.

Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и месяца жизни определяется тем, какое место он занимает в циклах жизни. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяется на протяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются спадом, затуханием. Такие циклы характерны для отдельных психических функций (память, речь, интеллект и т.п.) Любой возраст как стадия развития представляет собой такой цикл, со своим особым темпом и содержанием.

2. Гетерохромность развития.

Разные стороны личности и психические функции развиваются неравномерно, непропорционально. На каждом возрастном этапе происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межэмоциональных связей она включена.

3. «Метаморфозы» в детском развитии.

Развитие не сводится к количественным изменениям, это всегда цепь качественных изменений, превращение одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и мало умеет. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени. Она качественно отлична от того, что было раньше и от того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.

Процессы «обратного развития», вплетаются в ход эволюции: то, что развивалось на предыдущем этапе отмирает или преобразуется.

Предпосылки и условия психического развития.

По Мухиной.

- без человеческого мозга не может возникнуть человеческая психика,

- социальная среда

- социальное наследование
Условием развития человека как личности, помимо данной реальности самой природы, является созданная и создаваемая человечеством культурная реальность (реальность - то, что существует в действительности; реалия – всякая вещь материального мира; предметы, явления, знаки). Реальность определяет условия развития и бытия личности. Условия развития личнтсти требуют своего раскрытия в контексте человеческой деятельности.

Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека можно классифицировать следующим образом:

1) реальность предметного мира; То как чел. относится к вещам определяет его психику. На отношениях предметного мира строится большинство общественных норм.

2) реальность образно-знаковых систем; Образы и знаки формируют некие системы, которые предшествуют каждому отдельному человеку, образуя реальность чел. бытия.

3) реальность социального пространства; Общение как вид деятельности. Мимика. Личностный смысл. Субъективное отношение человека к тому, что он выражает с помощью языковых знаков.

Игра (3-7 лет). Учебная деятельность. Подростковый возраст – общение. Взрослый возраст – мир трудовых отношений. Пожилой возраст – общение.

4) природная реальность. Переломный момент в отношениях чел. - природа произошел, когда чел. перестал вести хаотич. деятельность, он стал организовывать вокруг себя среду

5) реальность внутр. пространства. Любое событие из прошлого влияет на восприятие остальных жизненных ситуаций. мех-м идентификация-обособление

чел. всегда предстает 2 ипостасях: - как представитель общества(соц. единица) - уникальная личность

Эти реальности в каждый исторический момент имеют свои константы и свои метаморфозы. Поэтому психологию людей определенной эпохи следует рассматривать в контексте культуры этой эпохи, в контексте значений и смыслов, придаваемых культурным реальностям в конкретный исторический момент.

К предпосылкам относят природные свойства организма человека. Ребенок проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений. Предпосылки развития – природные свойства человека как представителя своего вида и его врожденные генотипические свойства.


Внутренняя позиция личности

Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию, становление личностных смыслов, на основе чего человек строит свое мировоззрение, через содержательную сторону самосознания.

Система личностных смыслов каждого человека определяет индивидуальные варианты его ценностных ориентации. Человек с первых лет жизни усваивает и создает ценностные ориентации, которые формируют его жизненный опыт. Эти ценностные ориентации он проецирует на свое будущее. Именно поэтому столь индивидуальны ценностно-ориентационные позиции людей. Развитие личности определяется не только врожденными особенностями (если речь идет о здоровой психике), не только социальными условиями, но и внутренней позицией - складывающимся уже у малого ребенка определенным отношением к миру людей, к миру вещей и к самому себе.

Факторы, определяющие психическое развитие

1.Биологический фактор: генотип, наследственность, противопост. большой палец, строение головного мозга. Высшие психические функции развиваются в социуме. Участок мозга, отвечающий за инстинкты, у человека освобожден, туда могут в процессе развития закрепится ВПФ. Нет одной точки мозга, где они сосредоточены.

2. Социальный факторМакро, микро, мезо, мега факторы социализации. Соц. Среда – это общество, культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, религиозные течения. Под особенностью социального и культурного развития зависит принятые в нем сист воспитания и обучения. Социум – ближайшее окружение личности не посредственно влияющие на психику личности.

3. Личностный фактор. Внутренняя позиция личности, активность, направленность личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: