Стадии развития в теории когнитивного развития Ж.Пиаже

1.    Стадия сенсомоторного интеллекта. От рождения до 2 лет.

Выстраивание собственных схем физических действий (стояние, хватание, нанесение ударов), чтобы установить контакт с окружающим миром.

1) Использование рефлексов. От рождения до 1 месяца.

Схемой действия может быть любой паттерн действий, обеспечивающий контакт с окружающей средой (разглядывание, хватание, удары руками, ногами). Младенец уже способен конструировать схемы и последующие структуры посредством собственных действий (благодаря биологической активности). Первые схемы состоят из врожденных рефлексов (сосательный). Организм проявляет активность лишь в случае, когда появляется что-то, что его стимулирует. Ребенок ассимилирует возможные объекты, встраивая их в схему.

2) Первичные циркулярные реакции. От 1 до 4 месяцев.

Ц. реакция происходит, когда ребенок случайно совершает какое-либо действие и пытается его повторить. Большая часть первичных ц.реакция включает в себя организацию двух ранее независимых схем. (сосание руки, неудача, повторные попытки > неудача > новая схема)

3) Вторичные циркулярные реакции. От 4 до 10 месяцев.

Воспроизведение интересных действий вне своего тела. «Продление интересных зрелищ». Дети наслаждаются собственной способностью вызывать действие снова и снова.
4) Координация вторичных схем. От 10 до 12 месяцев.

Малыш научается координировать 2 независимые схемы, для достижения результата. Это заметно, когда младенец сталкивается с каким-либо препятствием. Вырабатываются базовые категории восприятия пространства и времени. Ребенок может найти полностью спрятанный объект. Но! Может удерживать лишь одну связку. (пункты А и Б) (пример: коробок, спрятанный за рукой; соединяет схемы отталкивания руки и хватания коробка).

5) Третичные циркулярные реакции. От 12 до 18 месяцев.

Дети начинают экспериментировать с различными действиями с целью получения различных результатов (струя воды в ванной). Причина – собственная активность ребенка. Дети могут проследить за рядом перестановок, если видят, как мы их выполняем. Следуют точно за объектом (мяч > стол > стул > дверь; ребенок за мячом > стол > стул > дверь).
Все 5 стадий дети формировали схемы, исходя из врожденного любопытства к окружающему миру.

6) Начало мышления. От 18 месяцев до 2 лет.

Дети – маленькие ученые. Все открытия сделаны детьми из любопытства и собственных физических действий. Дети на этой стадии продумывают ситуации, прежде чем произвести действия (пример: коробок с цепочкой). Кроме того, они способны к отложенной имитации и действий, и поведения (повтор через дня 2).

2.    Дооперациональная стадия. От 2 до 7 лет.

Дети научаются мыслить, используя символы и внутренние образы. Мышление нелогично, несистематично, слишком отлично от мышления взрослых. Ребенок способен совершать хорошо организованные и систематические действия, позволяющие ему контактировать с окружающей средой. Дети начинают использовать символы, используют один объект или действие для представления другого отсутствующего. (Увидев лоскуток, похожий на подушку, девочки начали на него укладываться). Характерен рост символической активности. Символы далее переходят в речь. Развитие речи (2-4 года): речь ребенка нелогична, ребенок не владеет планом понятий, речь трансдуктивна (от частного к частному). Движущая сила развития логического мышления – действия, через которое оно развивается. Дети впервые начинают проявлять во внеш.деятельности свои умозаключения. Дети учатся понимать сохранение постоянства объектов (жидкость, количество, классифицирование).

Эксперименты (овладение логическим мышлением).

1) Сохранение объемов жидкостей (переливание воды из стаканов; дети не способны понять принцип сохранения). Ребенок ориентируется лишь на один параметр. На второй подстадии ребенок делает шаги в сторону понимания принципа сохранения, но еще не овладевает им. Ориентируется уже на два параметра, но не учитывает их одновременно. Далее демонстрирует «интуитивные регулировки», но не осознает, что изменение одного параметра компенсирует второй. Только к 7 годам понимают принцип сохранения объема жидкости. Используют 3 довода: - довод идентичности (ты ничего не доливала=>количество не изменилось), - довод компенсации (один стакан выше, другой шире), - довод инверсии (в обоих стаканах жидкости одинаково, т.к. если мы перельем обратно, то будет то же количество). В основе доводов – логические операции.
2) Эксперимент сохранения количества (яйца и рюмки).
-) выравнивание по размеру (на все расстояние выкладывают кучей яйца)
-) интуитивный порядок (по одному яйцу возле рюмки; перцептивный порядок)
-) дети осознают, что в каждом ряду должно быть одно и то же количество, а не длина рядов.

Эгоцентризм (восприятие ребенком пространства; 3 макета гор и кукла, «Что видит кукла?», говорили о том, что видят сами) – неспособность отделить свою точку зрения от другой. Играть друг с другом, вместе не получается. Дети преодолевают эгоцентризм только когда научаются взаимодействовать не только со взрослыми, но и со сверстниками. 

Анимизм – одушевления предметов. Не проводят различий между одушевленными и неодушевленными предметами. Физиогномия – приписывает черты характера неодуш.предметам.

Жизнь-любой вид активности (4-6 лет) -> Живое то, что движется (6-8 лет) -> Живое-растения и животные (к 8 годам).
Нравственные суждения. 2 базовые нравственные установки: гетерономия (слепое подчинение правилам; сущ.некий закон, которому все должны подчиняться) и автономия (рассматривает правила как изобретение людей, созданное равноправными участниками ради сотрудничества). 4-7 лет: каждый считал, что он победитель. После 7 лет: совместно решали, кто победил, правила неизменны. К 10 годам: понимают, что правила можно изменить при общей договоренности.

3.    Стадия конкретных операций. От 7 до 11 лет.

Овладение способностью мыслить систематично. Но только в случае, когда могут опираться на конкретные объекты и действия. Ребенок может использовать все три типа доводов Основа – логические операции. Решение задач типа «Рост Пети- 150 см, а рост Саши на 4 см выше. Какой рост у Саши?».

4.    Стадия формальных операций. От 11 лет до зрелости.

Овладение способностью мыслить систематически в абстрактном и гипотетическом плане. Начинают оперировать более отвлеченными, абстрактными понятиями (любовь, свобода, справедливость). Эксперимент с 5 колбочками (подписи от 1 до 4 и колбочка с буквой «Г»). Смешать жидкости в колбочках так, чтобы жидкость стала желтой. Рассматривают множество вариантов (как любой ученый). Эта стадия оказывает влияние на соц.взаимодействия подростков (оценка своих поступков, ставит себя на место др.человека). Эгоцентризм может появиться в подростковом будущем, когда подростки приписывают своим мыслям безграничную власть (идея идеального будущего).

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: