XV в. - это время зарождения новой культуры и буржуазного мировоззрения, освобожденного от средневековых устоев. Складывается культ всесторонне развитого человека, который лег в основу гуманизма, явления, ставшего отличительным признаком всей культуры Ренессанса. В период Кватроченто появляются первые портреты реальных людей с ярко выраженными сильными характерами.
Раннее Возрождение (конец XIV–XV вв.) было представлено плеядой блестящих художников:
1) Мазаччо (1401–1426);
2) Донателло (1386–1466);
3) Сандро Боттичелли (1445–1510) и десятками других выдающихся художников, полотна которых украшают музеи мира.
Живопись
Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Средний уровень итальянского искусства этой эпохи был очень высоким.
В искусстве итальянского Возрождения господствующее место занимала Монументальная (настенная) живопись.
Художественное творчество носит интеллектуальный характер, проникается духом анализа и порядка. Художники постигают этот мир научным путем - через математику, анатомию. Они учатся строить пространство в картинах за счет линейной перспективы, правильно рисовать человека, моделировать объем. Одним словом, Кватроченто - это школа, разработавшая строгую систему знаний.
|
|
Флорентийская школа
С конца XIV в. власть во Флоренции переходит к дому Медичи.
Мазаччо (1401–1426)
Реформатором в живописи Раннего Возрождения был Мазаччо, "один из самых независимых и последовательных гениев в истории европейской живописи, основатель нового реализма". За свою короткую жизнь (27 лет) он сумел решить в живописи сложнейшие задачи: поместил фигуры в пространстве, прочно поставил их на землю и заставил по ней ходить, связал фигуры с пейзажем. В капелле Бранкаччи церкви Сайта Мария дель Кармине Мазаччо написал сцену изгнания Адама и Евы из рая. Это первые в истории западноевропейского искусства реально написанные и верно поставленные нагие фигуры.
Там же, в капелле Бранкаччи, он написал серию фресок, посвященных жизни св. Петра. Самая гениальная по своей убедительности сцена - "Чудо со статиром". Образы написаны с таким мощным правдоподобием, что, увидев их однажды, поверишь в реальность данного события навсегда. Каждый образ наделен психологической характеристикой. Капелла Бранкаччи становится своего рода академией: здесь будут учиться, копируя Мазаччо, целые поколения мастеров вплоть до Микеланджело.
Стиль позднего флорентийского Кватроченто связан с эпохой правления Лоренцо Великолепного, внука Козимо Медичи. Знаток и любитель искусства, Лоренцо сумел привлечь к себе немало художников, музыкантов, поэтов. Искусство Флоренции этого периода отмечено чертами рафинированной утонченности, элитарности. Оно предназначалось не для широкого круга зрителей, а для ценителей и знатоков, которые могут оценить изысканность формы.