То, что сегодня мы все живем, как на войне, я уверен, вряд ли кто станет оспаривать. И эта война до сих пор – война эпохи индустриализации, где жизнь общества определяется законами производства и потребления, диктующими нам, как жить, во что верить и что считать ценностями.
В подобном обществе имеет право на жизнь только то, что имеет денежный эквивалент; и только те, кто умеет добывать деньги и владеет ими. Это и есть бог сегодняшнего мира, которому поклоняются практически все. А те, кто нет, – аутсайдеры.
Но отвергает ли общество потребления ценности духовного порядка? Означает ли само его существование, что нравственность – это последнее и вовсе не обязательное из того, в чем оно нуждается? Далеко не праздные вопросы. И если мы не сумеем показать взаимосвязь между самой возможностью выжить, а не только жить, и необходимостью придерживаться духовных принципов и стремиться быть нравственными в своих действиях, то вряд ли общество потребления способно воспринять духовность как нечто, что имеет практическую ценность.
|
|
Но еще большей заслугой окажется то, если нам удастся доказать, что духовность гарантирует не только безопасность, но еще и большие эффективность и результативность, достигаемые при гораздо меньших издержках негативного характера, чем действия, не берущие в расчет ценность духовных и нравственных принципов.
Можем ли мы в действительности создать общество, чья жизнь могла бы проистекать из духовных и нравственных законов и принципов? Я знаю, что скажут скептики и прагматики. И даже те же самые идеалисты. И они будут правы, если исходить из представлений об абсолюте. Я же говорю о другом…
Должны ли мы стремиться к тому? И если да, то каким образом это может оказаться возможным? Я не ставлю вопрос, в какой степени, ибо нахожу его совершенно бессмысленным. Степень реализации определяется в данном вопросе не предположениями, а интенсивностью и искренностью прилагаемых нами усилий. Такова технология веры, творящей чудеса. Технология, о которой мало кто знает…
Являясь сам прагматиком, кто критерий истинности определяет в первую очередь опытом, а не просто слепой верой и умозрительными представлениями, могу с полной убежденностью сказать: современное общество не способно воспринять законы и принципы духовного мира просто тем, что возьмет их на веру. Ему нужны доказательства, причем получаемые им лично. И не в виде долгосрочной перспективы, подобно обещанному Раю, а в ближайшей и текущей жизни. Возможно ли это?
Да, возможно.
Что необходимо для этого?
Мировоззрение, идеология, политтехнология и методология. Не больше, не меньше…
|
|
Ответим на вопрос: что такое нравственное, духовное общество?
Ответ очевиден: общество, состоящее из духовных и нравственных людей. Выразимся точнее, реалистичнее: общество людей, стремящихся жить и живущих по духовным, нравственным законам.
Этим самым мы выводим значимость каждого и отдельного члена общества. Тем самым мы говорим: предмет наших забот – конкретный человек независимо от того, кем он является в обществе и чем занимается.
Общество не сможет жить по законам нравственности, если таковыми не являются ценности, принятые и установленные им и в нем.
Кто должен устанавливать эти ценности? Власть? Само общество?..
Поговорим…
ФАКТОР ВЛАСТИ: ПОЛЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Почему так важен персональный подход в решении вопросов духовности общества? Разве не стоит ограничиться тем, чтобы обеспечить приход во Власть людей духовных и нравственных?
Я постараюсь показать, что подобный подход к решению нашей задачи ошибочен. И нахожу это очень важным, так как знаю, как много среди нас тех, кто уповает на то, что реализация подобного суждения позволит создать общество высоконравственных и одухотворенных граждан и построить социально справедливое государство.
Итак, Власть…
Когда произносится словосочетание «нравственная Власть», ничего, кроме кислой улыбки, это не вызывает. Казалось бы, эти слова взаимоисключают друг друга.
И действительно, обремени себя сегодня Власть решением вопросов морали, она легко станет управляемой и уязвимой со стороны тех, для кого все средства хороши для достижения и осуществления власти.
Само понятие «власть», фактически, - обезличенный Принцип, посредством которого и осуществляется государственная и общественная деятельность как механизм реализации самоорганизующего начала человеческой цивилизации.
Иллюзии, подобные тому: «вот получу власть и все изменю», быстро рассеиваются, стоит ее получить. Человек начинает понимать, что он становится заложником той Реальности, что сформирована огромным количеством известных и неизвестных, явных и неявных реальностей, называемых полем жизненных интересов разных групп - политических, экономических, идеологических, этнических, социальных, корпоративных, личных и пр.
Такой человек, вначале все же попытавшийся что-либо изменить, получает такое количество разных по масштабам, интенсивности и значимости обратных ответных реакций, что начинает понимать: проще обслуживать эту Систему, чем пытаться ею управлять или что-либо в ней менять. Именно тогда он начинает понимать истинное значение тезиса «Мы имеем ту Власть, которую заслуживаем»; понимает – характер власти и ее деятельности формируется не столько его собственной волей, сколько волей и характером социума.
Исключение составляют реформаторы, чей феномен заставляет философов задумываться: история выявляет личность или личность определяет историю? Но феномен на то и феномен, что единичен, а не среднестатистичен.
Однако подобные суждения нисколько не умаляют значение и значимость человека, находящегося во Власти; несомненно, что и он является фактором влияния. Вопрос только в том, насколько масштабно и в какой степени. И когда мы говорим о нравственности общества, то понимаем важность того, насколько нравственным может быть человек, наделенный властными полномочиями.
ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Из вышепредставленных суждений выявляется совершенно очевидной главенствующая роль самого общества в определении того, нравственно оно или нет и насколько. Ибо оно и является основным заказчиком того, что определяет, какой будет Власть и по каким критериям она будет формироваться; того, каким образом она будет осуществлять свои функции и на основе каких принципов.
|
|
Мы знаем действительность сегодняшнего дня. Как знаем и то, что является желаемым. И вполне естественно наше желание привести их в соответствие. Для этого и необходима технология. Технология, позволяющая людям, стремящимся во власть, добиваться ее на основе духовных, нравственных законов и принципов. Это с одной стороны. А с другой – общество, стремящееся и готовое по ним жить.
Ясно, что подобная технология может реализоваться только на основе соответствующего мировоззрения, идеологии и культуры. В противном случае она утопична.
Кто или что способны дать нам мировоззрение, имеющее в основе своей законы духовного порядка?
Боюсь, что не философы и тем более не идеологи.
Только люди Науки, способные к системному способу мышления, по роду, характеру, специфике и еще чему-либо, связанному с областью их исследований и научных изысканий, обнаруживших метафизическую природу духовных, нравственных законов, как РЕАЛЬНЫХ и причинных, а стало быть, главенствующих и определяющих сферу и характер человеческого бытия, начиная от личного, заканчивая общечеловеческим, включая межличностное, семейное, коллективное, государственное и пр., пр. уровни и сферы бытия.
Подобных людей становится все больше и больше, открыто и смело заявляющих о необходимости дать людям новое мировоззрение, основанное на знании духовных законов, как реально существующих и доказуемых. Будь соответствующие политическая воля и понимание у властей предержащих, они уже сегодня способны были бы дать соответствующую государственную идеологию, способную быть мало чем отличающейся от общечеловеческой.
Но нет веры более слепой, чем вера в доброго царя. А посему долг любого сознательного человека, не дожидаясь чуда, прихода Миссии или того, что этот мир самоуничтожится, уже сегодня идти дорогой формирования подобной Власти и готовить общественное сознание, просвещая людей.
Последнее и представляется самым тяжелым и длительным процессом. Поэтому из политических партий мало кто этим занимается, предпочитая (или будучи вынужденными) решать краткосрочные и конъюнктурные задачи. Но, скорее всего, это не делается ими по причине неспособности к тому, да и по незнанию, что вероятнее всего.
|
|
Реализация любой идеологии предполагает и наличие соответствующего культурного и ментального пространства. Хотя и предполагается, что сама идеология призвана формировать их, все же благоприятная почва для ее приятия должна готовиться заведомо. Для этого изначально необходимо культивировать ценности нравственного характера. Это прерогатива государства и той политики, которую она проводит, а не только священный долг общественных институтов.
Сегодня же мы наблюдаем обратное: посредством СМИ формируется и пропагандируется культура бытия, не обремененного размышлениями о морали и нравственности. Раздуваемый и навязываемый культ потребления материальных ценностей сводит на нет деятельность любых общественных институтов, пропагандирующих приоритетность духовных и нравственных ценностей.
В подобных условиях даже самые высоконравственные люди во власти при всем их желании и усердии не способны будут строить социально справедливое общество и государство, чья идеология базировалась бы на духовных, нравственных законах и принципах.
Если бы мы жили во времена Моисея, мы еще могли бы увести народ свой в пустыню и там в течение сорока лет вновь воспитывать, готовя его сознание к восприятию того, что ценностью им уже не считается.
Но если такой возможности у нас нет, то, по крайней мере, мы способны отвратить людей от поклонения Золотому Тельцу, перестав выставлять этот идол на алтарь нашей жизни. И сделать это мы должны как первый шаг на пути духовного возрождения России.
Завершая главу, хочу еще раз подчеркнуть основной тезис: основа формирования нравственного, духовного общества и строительства социально справедливого государства начинается с просвещения масс и культивирования идеи приоритетности духовных ценностей, но без противопоставления их ценностям материальным.
И если мы говорим о необходимости руководствоваться духовными законами, то мы должны перевести их с языка метафизического на язык повседневной жизни, будь то быт или государственная деятельность. Сегодня подобное способны обеспечить только люди Науки, эмпирически выявившие мир духовный как объективную Реальность.
P.S. Я намеренно не упоминал о роли духовенства России в вопросах духовного просвещения и воспитания людей в силу того, что его деятельность, а порой даже просто уровень нравственности и просвещенности не выдерживают никакой критики. С уважением относясь ко всем конфессиям, я все же разделяю для себя понятия «функционер» и «духовник».
Другая же причина заключается в том, что иногда религиозный фактор используется в угоду идеологическим и политическим интересам, по сути своей не несущим в себе принципов духовности и нравственности.
Подобные «метаморфозы» и «издержки» только дискредитируют идеи духовности в глазах общественности, смущают умы людей и «запечатывают» их сердца.
Я приношу свои самые глубочайшие извинения тем священнослужителям, чей духовный подвиг и служение вызывают чувства уважения и восхищения и не имеют ничего общего с вышесказанным. Искренне надеюсь, что они поймут мою боль и разделяют ее.
ГЛАВА ВТОРАЯ