Щуку тощую с реки На скамейку я встаю,
Притащили рыбаки. Еле ящик достаю.
Щука хищная страшней, Открываю ящик,
Чем страшилище Кощей. Голубой, блестящий.
Мы ей дали овощей Посыпались из ящика
И погуще жирных щей. Письма настоящие.
Щука шлепнула хвостом,
Словно щелкнула хлыстом,
И таким ударом крепким
Расщепила стол на щепки. Е. Ефимовский
Послушай и перескажи рассказ.
* * *
Мама сварила настоящий овощной суп и говорит: «Если я туда положу свежую капусту, получатся свежие капустные щи. А если добавлю квашеной капусты — получатся кислые щи. А вот если добавлю свеклу — получится настоящий борщ. Что хотят больше всего мои толстые щечки?» — спросила мама у Сени. «Щи, щи, свежие щи из хрустящей капусты!» — запищал маленький сыночек. «Ну, что ж, сварю капустные щи», — сказала мама.
* * *
Часовщик чинит наши сломанные часы, на которых стрелки несутся вскачь. Сварщик сваривает металл, а сыщик ищет преступников. Носильщик носит тяжелые вещи, а стекольщик вставляет блестящие стекла. У дрессировщика звери умеют выполнять чудесные вещи, а косилыцик косит траву на сено. Все эти профессии вызывают у нас настоящее восхищение.
* * *
Для Васи самое вкусное угощение — сгущенка, а еще сладкий щербет и сливки. В каждое свое посещение магазина Вася тащит домой сладости и другие вкусненькие вещи. «У Васи такие толстые щечки, — говорят соседи. — Видно, Вася любит есть каши и щи!» «Нет, — отвечает розовощекий Вася, — я люблю только сладкие вещи, я сладкоежка!»
* * *
В густой роще на тонкой хворостинке сидит щегол. Не простой щегол, а особенный, хвастливый. У щегла не нос, а носище, не хвост, а хвостище. Вот только усищ нет. Зато голос у щегла звонкий. Настоящий голосище, а не голос. Распевает щегол свои песенки про себя самого — вся роща звенит, и все птицы в восхищении замолкают и слушают этого щегла. Пусть щегол хвастливый, но как поет!
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (Ч—Г) И (Ч—С) 1. Повтори слоги:
А) ТЯ-ЧА ЧА-ТЯ СЯ-ЧА ЧА-СЯ
ти-чи чи-ти си-чи чи-си
ТЕ-ЧЕ ЧЕ-ТЕ СЕ-ЧЕ ЧЕ-СЕ
ТЁ-ЧО ЧО-ТЁ СЁ-ЧО ЧО-СЁ
ТЮ-ЧУ ЧУ-ТЮ СЮ-ЧУ ЧУ-СЮ
2. Повтори слова. См. слова в приложении 3(с. 17).
3. Назови картинки. См. приложение 3 (с. 17).
4. Повтори фразы. См. фразы в приложении 3 (с. 17).
5. Вспомни фразы по картинкам. См. картинки и фразы в приложении 3
(с. 17).
Повтори и выучи стихи.
Птички
Влетели к девочке в окно Две птички — невелички. Потом за ними заодно Еще четыре птички. Порхали птички над столом, Чирикали и пели Почти минутку, а потом Куда-то улетели. Обратно порх через окно Одна, за ней четыре! Так сколько с девочкою той Осталось их в квартире?
Лодочки
Из ореховых скорлупок Вышло 10 легких шлюпок... Спичка с красным лоскутком — Мачта посередочке. И поплыли ручейком Лодочки-лебедочки. Ручейки звенят-поют, То и знай, встречаются. Наши лодочки плывут, На волнах качаются.
Е. Благинина
Перчатки
Пять мальчиков, Пять чуланчиков. Разошлись мальчики В темные чуланчики. Каждый мальчик — В свой чуланчик.
Часы
Интересней нет усов, Чем у часиков-часов. Посмотри — один короче, А другой длинней чуть-чуть Совершает долгий путь.
/. Лютнин
Тайка
Четыре утайки У девочки Тайки. Мчатся за Тайкою Девочки стайкою. Пятки стучат, Глазки блестят. Нынче девчонки Ребят обхитрят.
—Кто там бродит у реки?
—Это наши кулички.
—А чего они хотят?
—Накормить своих ребят.
—Где ребята?
—На песочке.
—Сколько их?
—Сынок и дочка.
У сынка на горлышке Все промокли перышки,
Кулики
Оттого что, не спросясь, Сунул клювик прямо в грязь.
— Ну а дочка?
— Ну а дочка
Ходит только по песочку. Дочка длинноносенькая, Дочка длиннохвостенькая. Ходит дочка не спеша, Очень дочка хороша.
Н. Дилакторская