Синдром расстройства влечений. Расстройства влечений непосредственно затрагивают сферу потребностей человека

Потребности очень разнообразны. Многие из них имеют фундаментом физиологические функции. Пока действует сознание, все потребности преломляются через него. Сознание дает им оценку, выделяет из них первостепенные, разрабатывает планы, как достичь желаемого. В сознании отражается и получаемое удовлетворение - в форме чувства победы, повышения настроения.

Иногда элементы этих циклов начинают выходить за нормальные рамки и сопровождаются расстройством психических функций. В некоторых таких случаях направленность влечения противоречит моральным и иным законам, например, при педофилии. В других случаях вектор устремлений не запретен, однако действия по реализации влечения извращаются и принимают чрезмерные масштабы, как при булимии.

В современной международной классификации болезней можно выделить следующие группы расстройств влечений:

• Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (примеры: алкоголизм, наркомания);

• Расстройства приема пищи (примеры: нервная анорексия, булимия);

• Патологическое влечение

- к азартным играм,

- к поджогам (пиромания),

- к воровству (клептомания);

• Расстройства сексуального предпочтения (педофилия, садомазохизм и т. д.).

Самыми распространенными из перечисленных расстройств являются алкоголизм и наркомания.

Дисморфомания (дисморфофобия). Кризис, проявляющийся переживаниями своего физического недостатка, называется дис-морфоманией (болезненные мысли о своем телесном дефекте). В пубертатном возрасте внешний облик и тело ребенка претерпевают большие изменения. Подросток не только замечает их, но и сравнивает свои физические данные с такими же формами тела у других людей. Часто при этом он преувеличивает подлинные или обнаруживает мнимые телесные недостатки. Способствуют появлению дисморфомании удлинившиеся черты лица, его асимметрия, слишком крупные размеры тела (у девочек) или слишком малые (у мальчиков), нарушения осанки, аномалия походки* последствия повреждений кожных покровов и т. д. Характерные признаки этого расстройства: идеи физического недостатка («толстая, как бочка», «ростом с карлика»), идеи отношения («все вокруг шепчутся», «люди на улице отворачиваются), пониженное настроение, иногда с мыслями о самоубийстве. Для этого расстройства наиболее характерна поглощенность переживаниями, связанными с мнимыми физическими недостатками или чрезмерное внимание к незначительным в действительности имеющимся дефектам тела. Дисморфомания широко распространена и варьируется по степени выраженности. Она может достигать степени навязчивой, сверхценной или даже бредовой идеи.

Синдром патологического фантазирования. Встречается у детей, подростков, реже — в зрелом возрасте у пациентов с признаками инфантилизма. Общими признаками расстройства являются:

· аутистическая оторванность от реальности, необычное содержание образов фантазии;

· не контролируемое внешними факторами течение потока фантазий.

· однообразие, стереотипность образов и сюжетов фантазий;

· эмоциональная охваченность содержанием фантазий, последние воспринимаются пациентами как нечто более важное и интересное, нежели то, что происходит в действительности;

· блокада активного внимания. Преобладает пассивное внимание, и оно приковано к образам фантазии;

· устойчивый, длительный характер фантазирования, в некоторых случаях оно продолжается в течение ряда месяцев и даже лет;

· дефицит активного воображения и вообще недостаточная продуктивность произвольной интеллектуальной деятельности и др.;

В подростковом и юношеском возрасте на первый план выходят вербальные и графические формы болезненного фантазирования. Например, это сочинение компрометирующих себя или близких людей вымышленных историй — оговоры и самооговоры. Некоторые пациенты пытаются изложить свои фантазии в письменном виде, другие воплощают их в рисунках. И тексты, и рисунки носят явный отпечаток патографии, в них отчетливо выражаются аффективные и бредоподобные переживания. Так, пациент всю поверхность стен своей комнаты покрыл рисунками мрачного содержания, в которых основной темой была смерть и картины разрушения.

Другой пациент в своих рассказах описывает воображаемые сцены пыток, казней, жестоких судилищ, он с удовольствием видит при этом себя в положении жертвы насилия.

Истерическое расстройство личности. Истерические реакции и другие формы истерического поведения (экстравагантность, склонность драматизировать тривиальные ситуации, стремление быть в центре внимания), свойственные психопатии этого типа, имеют достаточно широкое распространение и нередко наблюдаются у психопатических личностей иных типов при развитии невротических реакций или реактивных психозов. Истерической психопатии свойственны не только психогенно обусловленные истерические реакции и формы поведения, но и определенный склад личности. Это люди внутренне малосодержательные, подчас пустые и даже убогие, в балансе их психической жизни наибольшую роль играют внешние впечатления. У них нет собственного мнения, собственных устоявшихся взглядов на жизнь; их суждениям недостает зрелости, серьезности и глубины. Их поведение диктуется не внутренними мотивами, а рассчитано на внешний эффект. Стремление привлечь к себе внимание, «жажда признания», склонность к подражанию, выдумкам и фантазиям, капризность отмечаются у истериков еще в дошкольный период. В подростковом и юношеском возрасте наряду с этим более отчетливо выступают их эгоцентризм, неорганизованность, склонность к легкомысленным поступкам, расточительству, разным авантюрам. Они неспособны к систематическому, упорному труду, при выборе рода занятий предпочитают дилетантскую деятельность и пасуют перед задачами, требующими настойчивости, основательных знаний и солидной профессиональной подготовки. Более всего им нравится праздная жизнь с внешней, показной пышностью, разнообразными развлечениями, частой сменой впечатлений. Они охотно и самозабвенно выполняют ритуалы празднеств и банкетов, во всем стремятся следовать моде, посещают пользующиеся успехом спектакли, «боготворят» популярных артистов, обсуждают нашумевшие книги и т. п.

В большинстве своем они доверчивы, легко привязываются к людям. При этом нередко обнаруживается склонность к эротизации межличностных связей; быстро влюбляются, заводя многочисленные, чаще непродолжительные романы, сопровождающиеся поначалу бурными проявлениями чувств. Однако, будучи непостоянными в своих увлечениях, они так же быстро остывают. В более редких случаях образуются стойкие экстатические привязанности, формирующиеся по типу сверхценных образований.

Как указывает, одним из основных свойств истериков является стремление казаться больше, чем они есть на самом деле, пережить больше, чем они в состоянии пережить. Одни стараются подчеркнуть свою одаренность, оперируя при этом весьма поверхностными сведениями из различных областей науки и искусства, другие преувеличивают свое общественное положение, намекая на тесные связи с высокопоставленными лицами; третьи, не скупясь на обещания, рассказывают о своих обширных возможностях, которые на поверку оказываются плодом их богатой фантазии. Истерики используют все возможное, чтобы оказаться в центре внимания: эксцентричность в одежде, «кричащие» формы внешнего поведения, необычные поступки, контрастирующие с общепринятыми взгляды, якобы появившиеся у них таинственные симптомы никому неизвестной болезни, обмороки и т. п.

Особенностью истерической психики является также отсутствие четких границ между продукцией собственного воображения и действительностью.

Таким образом, в подростковом возрасте можно наблюдать различные клинические характеристики психопатологических состояний и синдромов, которые довольно часто, при правильно оказанной помощи, могут перетекать в более благоприятные состояния.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. В этот период у него происходит перестройка организма, появляется гипертрофированная потребность в самостоятельности. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности.
          Кризисность этапа является одним из факторов ненормального поведения, способного доходить до патологии. В связи с особенностями этого этапа у подростков могут появляться проблемы с алкоголем, отношением к ценности собственной жизни. Все более частыми явлениями становятся также частые побеги из дома и бродяжничество. Для того, чтобы исследовать особенности подросткового поведения, понять их и впоследствии помочь подросткам с решением данных проблем, была создана такая наука как подростковая психиатрия. В рамках этой науки уже выделены основные обобщенные клинические характеристики психопатологических состояний и синдромов, проявляющихся в подростковом возрасте: астенический, истерический синдром, гебоидность, дисморфомания и т.д. Дальнейшими задачами науки остается изучение как особенностей протекания психических процессов в подростковом возрасте, так и факторы развития у подростков патологий. Это нужно для того, чтобы помочь подросткам в преодолении различных психических трудностей в пубертатный период.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гиндикин В.Я., Психопатология подросткового возраста. Теоретические, клинические и судебно-психиатрические аспекты / Гиндикин В.Я., Гурьева В.А., Семке В.Я. – Томск -: Идательство АСТ, 1994г. – 310 с.,

 

2. Банщиков В. М. и др. Методическое пособие к практическому курсу психиатрии на лечебном факультете медицинского института.  / Банщиков В. М – М., 1962.

3. Банщиков В. М., Общая психопатология. / Банщиков В. М., Короленко Ц. П., Давыдов И. В. – М., 1971.

4. Бухановский А. О. и др. Б 94 Общая психопатология: Пособие для врачей / А. О. Бухановский,, М. Е. Литвак. — 3-е изд.,перераб. и доп. — Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2003.- 416 с: ил.

5. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. / Блейхер В.М. Крук И.В., Боков С.Н.  - М. МПСИ; Воронеж. НПО «МОДЭК», 2002.

6. Хомская Е.Д. Нейропсихология. /  Хомская Е.Д.  - М.: Изд Моск ун-та 1987.

7. Ясперс К. Общая психопатология.  / Ясперс К.  - М.: Практика, 1997.

8.​ Вермель И.Г. и др. Судебная медицина. / Вермель И.Г Екатеринбург, 1996г.

9.​ Медицинская и судебная психология. Курс лекций. Учебное пособие под ред. Дмитриевой Т.Б. и др. М., 2004г.

10.​ Петровский И.П. и др. История психологии. / Петровский И.П. - М., 1994г.

      11. Банщиков В. М., Медицинская психология. / Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф.   – Москва, 1967.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: