Одной из важнейших сторон маркетинговой деятельности банка являются выбор его ценовой политики. Прежде всего руководство банка выбирает одну основную и (или) несколько альтернативных стратегий ценообразования в зависимости от рейтинга самого банка, размера контролируемого им рынка и конкретной ситуации экономико-политической конъюнктуры.
Ценовая политика банка — установление цен на различные банковские продукты и их изменение в соответствии с изменением рыночной конъюнктуры. Объектами ценовой политики банка являются процентные ставки, тарифы, комиссионные, премии, скидки, минимальный размер вклада.
В маркетинговой деятельности банка цена выполняет важную функцию: она согласует интересы банка и клиентов.
Процесс разработки ценовой стратегии банка состоит из нескольких этапов.
1. На основании стратегической программы определяются задачи стратегии ценообразования. Для каждого банка первостепенной является задача получения максимальной прибыли в долгосрочной перспективе. Однако в конкретной текущей ситуации может воз- никнуть задача максимизации роста продаж для увеличения рыночной доли и опережения конкурентов. В условиях конкуренции и изменения конъюнктуры рынка задача максимизации прибыли может быть сформулирована по-другому: например, получение максимальной прибыли при удержании лидерства на рынке. В данном случае банк преследует цели — установление максимально возможных цен на свои продукты при условии удержания лидирующего положения в определенном рыночном сегменте.
2. Следующим этапом разработки ценовой стратегии является анализ факторов, влияющих на цену, как внутренних, так и внешних.
К внутренним факторам (зависящим от самого банка) относятся:
>• затраты на оказание услуг,
>• качество банковских продуктов (уникальность, индивидуальность, мобильность и т. п.),
>• быстрота и качество обслуживания,
>• выбор рыночных сегментов,
>• имидж банка,
>• наличие дополнительных услуг,
>• жизненный цикл данного банковского продукта.
К внешним факторам относятся:
>• уровень реального и прогнозируемого спроса на данный вид банковского продукта в данных рыночных сегментах и его эластичность,
>• наличие ресурсов, >• уровень инфляции,
>• наличие конкуренции, V цены конкурентов на аналогичные услуги,
>• аспекты регулирования банковской деятельности со стороны государства.
Рынок банковских услуг находится под сильным воздействием этих факторов, которые во многом определяют правила игры. Факторы внешней среды неподконтрольны банкам и должны рассматриваться с точки зрения необходимости учета их влияния при раз- работке стратегии развития банка.
3.После анализа всех факторов, влияющих на ценовую стратегию, банк определяет методы ценообразования. Существует несколько основных методов определения цен на банковские услуги в практике стран с развитой рыночной экономикой. Среди них можно выделить установление цены путем суммирования затрат на оказание данной услуги и необходимой прибыли; расчет цены на основе расчета безубыточности и обеспечения целевой прибыли; определение цены на основании оценок потребительских качеств данного банковского продукта и т. д. Они могут быть использованы и для определения уровня аналогичных цен в России.
Сбыт (распределение) банковских услуг
Система сбыта — организация деятельности банка по реализации продуктов (услуг) на рынке. В этой системе преобладают кон- такты сотрудников банка с клиентом (см. рис. 6.7).
Новые системы распространения продуктов связаны с автоматизацией банковских технологий (увеличением электронных способов обслуживания клиентов).
Широкое распространение получили: пластиковые карточки, видеофоны, подключение персональных компьютеров клиентов к сети банка для осуществления банковских операций.
Организация продаж включает:
X организацию маркетинговых служб внутри банка, включая филиалы и отделения;
>• организацию каналов распределения услуг на уровне головного офиса или филиала, на национальном, региональном или местном уровне;
> выбор методов продвижения, соответствующих уровню подразделения банка или масштабам продвижения услуг (рекламные компании, публичные мероприятия, доставка услуг прямо к клиенту — «банк на дому», предложение сопутствующих услуг и т. д.);
>• изучение мнения клиентов о конкретном виде услуг.
Коммуникативная политика (продвижение) на рынке банковских услуг.
Коммуникативная политика банка приобретает особую актуальность в банковской сфере, и этот процесс связан с целым комплексом причин: обострением конкурентных отношений, вызванных падением доходности, снижением емкости финансового рынка, общим падением имиджа банков в результате кризиса банковской системы. Возникла необходимость развития эффективной корпоративной культуры, отвечающей принципам открытости, прозрачности, что является непременным условием для интеграционных процессов.
Последовательность формирования коммуникативных решений в банковской сфере основывается на стратегических целях банка и заключается в следующем:
>• постановка стратегических целей коммуникации;
>• определение целевых аудиторий;
>• выработка коммуникационной концепции;
>• диагностика коммуникативной ситуации банка;
>• разработка плана бизнес-коммуникации;
>• определение необходимых изменений в коммуникационной политике;
> выделение ресурсов;
>• реализация коммуникативной политики;
> контроль;
>• оценка эффективности.
Рассмотрим более подробно основные составляющие этого процесса.