Отработайте практические манипуляции

 В соответствии с алгоритмом (приложение 1), студенты, используя метод санитарного описания, отмечают в протоколе факторы, определяющие уровень освещенности при искусственном освещении.

Затем люксметром определяют уровни освещенности, при искусственном освещении, на рабочей поверхности стола в 5-ти точках, вычисляют среднюю величину освещенности и коэффициент неравномерности. Аналогично выполняется определение уровня освещенности доски (вертикальная плоскость поля зрения). Оценивают искусственное освещение в учебной комнате расчетным методом. Для этого вычисляют минимальную освещенность на горизонтальной поверхности через удельную мощность.

Методики расчета и оценки показателей искусственного освещения приведены в инструкции к занятию (приложение 3).

Результаты оформляются протоколом, в котором дается оценка полученных данных, и намечаются рекомендации по оздоровлению световой среды помещения. На завершающем этапе проводится итоговый тестовый контроль и подведение итогов.

Приложение 1

ТАКТИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ

исследования и гигиенической оценки искусственного освещения помещений

 

Изучение и оценка искусственного освещения
Гигиеническая оценка показателей
Рекомендации по оптимизации световой среды помещений
Факторы, определяющие уровень освещенности при искусственном освещении
Светотехнический метод: определение уровня освещенности с использованием люксметра и расчет коэффициента неравномерности (оба показателя в вертикальной и горизонтальной     плоскостях поля зрения)
Расчетный метод: вычисление минимальной освещенности на горизонтальной поверхности через удельную мощность

 

 


Приложение 2

Методика расчета и оценки показателей искусственного освещения.


1. При измерении уровня освещенности в люксах (лк) используется прибор – люксметр. Выбор точек измерения обусловлен особенностями организации освещения и выполняемой зрительной работы. Для оценки равномерности освещения производят измерения в 5-ти точках на рабочей поверхности (по углам и в центре) и по отношению минимальной величины к максимальному уровню освещенности определяют коэффициент неравномерности (К).


Его нормативная величина, в поле зрения на рабочем месте, не менее 0,3.

1.
Расчетный метод ориентировочной оценки искусственного освещения предусматривает вычисление минимальной освещенности на горизонтальной поверхности через удельную мощность. Е=Е1 х Р1

где E1 - минимальная горизонтальная освещенность, соответствующая удельной мощности в 1 Ватт на 1м2 помещения (определяется по таблице);

          P1 - фактическая удельная мощность ламп для данного помещения. Она вычисляется путем деления суммарной мощности всех ламп на площадь пола данного помещения.


Таблица 1

Значение Е1 (лк) для ламп накаливания и общего равномерного освещения (ГОСТ 2239-54).

Мощность, Вт Прямой свет Рассеянный свет Отраженный свет
75 2,54 2,14 1,6
100 2,84 2,42 1,63
150 3,32 3,83 2,1
200 3,59 3,06 2,26
300 3,92 3,33 2,46

Таблица 2

Значение Е1 (лк) для люминесцентных ламп и общего равномерного освещения

Мощность,

Лампы белого света

Лампы ДС ХБС ТБС

Вт Прямой свет Рассеянный свет Отраженный свет Прямой свет Рассеянный свет Отраженный свет
15 10 8,6 5,35 8,9 7,6 5,6
30 10,8 9,2 6,8 9,5 8,05 6,0
40 12,6 10,5 7,92 10,5 8,0 6,6
80 13,0 11,05 8,15 11,5 9,8 7,25

Оценка показателей искусственного освещения

В соответствии с документами санитарного законодательства (СНиП Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования.) нормативные величины освещенности при искусственном освещении для помещений учебных заведений (классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории, лаборантские) установлены:

- для искусственного освещения в вертикальной плоскости (на середине доски) не менее 500 лк, в горизонтальной плоскости (на рабочих столах и партах) - не менее 300 лк;

- для общего искусственного освещения при совмещенном освещении для люминесцентных ламп 200-750 лк, для ламп накаливания 100-300 лк;

- для общего искусственного освещения в системе комбинированного для люминесцентных ламп 150-500 лк, для ламп накаливания 50-100 лк.

 

7. Оформите дневники.

8. Запишите домашнее задание (выучить лекцию «Гигиенические основы физиологии и биохимии питания»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: