Сонет... что-то величественное и в то же время сокровенное кроется уже даже в одном этом слове. Высокие чувства и музыка звуков. Так представляется мне сонет. И представление это не исчезает, когда я читаю сонеты Петрарки, Шекспира и Мицкевича.
«Крымские сонеты» - это особые произведения. Особые по своим звучанием и глубиной мысли, особые по мелодичности и тематическим разнообразием.
Волею судьбы попав на чужую землю, наблюдая богатства чужой ему природы, в окружении недругов, Адам Мицкевич сумел сохранить в воображении красоту родной земли, которая подсознательно проявляется в сущности естества лирического героя его сонетов:
Я так напряг слух, что вчув бы в этой земле
И голос из Литвы. («Акерманські степи»)
Восемнадцать сонетов вошли в крымского цикла Адама Мицкевича. Все они олицетворяют внутренний порыв автора к родной земле, от которой он был насильно оторван царской полицией:
В мысле! Воспоминаний есть гидра молчаливая,
Что спит на дне твоим под ливнями-дождями,
А в супокійну мгновение рвет сердце когтями. («На верховине Тарханкут»)
В сопровождении своих пяти спутников Адам Мицкевич был одиноким, потому что двое из них были служаками высших ступеней царской тайной полиции, единственная присутствующая там женщина, Каролины Собанской - любовница одного из этих прихвостней, еще двое - богатые одесские вельможи. Сонет о ястреба - это произведение, которое отражает чувства автора во время пребывания в таком враждебном группе. Это произведение не было закончено Мицкевичем. Но он является ключом к пониманию того позорного среды, в котором оказался польский поэт. Автор не просто сравнивает себя с подбитой птицей, он как будто сливается с ястребом, испытывает страшную угрозу от пребывания во враждебной среде. Положение ястреба - это положение высланного из родной земли Мицкевича:
Несчастный ястреб! Бури его сбили
С небес, в чужие забросив края;
Он мокрые перья развернул свои,
На мачты сев, изнуренный, бессилен. («Ястреб»)
Во всех сонетах Мицкевича крымского периода вывод - в последних двух-трех строках. В последнем сонете вывод не завершен, как будто автор дает возможность читателю домыслить его.
Мне кажется, что сонет «Развалины замка в Балаклаве» перекликается с произведением Леси Украинки «Цари». Наверное, в душе каждого гения есть нотка единства с народом и ответственности за его судьбу.
Адам Мицкевич стремился побывать в Крыму. Первая поездка была непродолжительной и никак не сказалась на творчестве поэта. А вторая поездка подарила миру замечательный цикл «Крымских сонетов»:
|
|
Чернеет цепь гор, долину ночь пробирает,
Шепчут, словно сквозь сон, потоки в рощах,
И - цветов музыка - сладкий льется пах,
Что для ушей молчит, к сердцу говорит. («Алушта ночью»)
|
|
Как ярко и образно рассказывает поэт о красоте крымской ночи! Читая эти строки, проникаешься единством человека и чарующей природы, вловлюєш даже звуки и запахи, хочешь дышать одним с поэтом воздухом и чувствовать то, что почувствовал он, однако Мицкевич неотделим от своей родной земли. И поэтому чары Крыму меркнут, когда автор вспоминает свою родину:
Далекой Литвы природа непочатая-
Вязкая топь, девственные леса… «Путешественник»
А в сонете «Аю-Даг» сравнивает чувства молодого поэта с черными и грозными вспененными валами волн, то ясными, как снег, то изменчивыми, как радуга. Но назначение поэта в том, чтобы служить людям и не ломаться от бури.
«Крымские сонеты» Адам Мицкевич посвятил Пушкину, которого считал выдающимся поэтом того времени. Однако эти произведения молодого на то время поэта вплели лучший цветок в венец его бессмертия:
И лютню ты взял,- и віхор вдруг одбіг,
Песни оставив, что память человеческая из них
Венок безсмерттия зів'є тебе на виски. («Аю-Даг»)
Вопросы для самоконтроля.
1. Как связаны имена Пушкина и А. Мицкевича?
2. Чем привлек Мицкевича Крым? Как описывал поэт удивительную красоту крымской природы?
Преподаватели: О.В. Лисунова, Н.Н. Савинчукова, О.В. Маркина.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №6
Дисциплина: Родная литература.