Издательская и просветительская деятельность Гаспринского

Педагогическая наука изучает обучение и воспитание в их единстве и целостности как особую, социальную и личностно детерминированную, целенаправленную деятельность по приобщению подрастающих поколений к жизни общества. Это – объект общей педагогики. Для лучшего, детального и более конкретного рассмотрения каждой их двух частей этой деятельности и их наиболее эффективного объединения выделяют, соответственно, педагогические дисциплины – теорию обучения и теорию воспитания. Педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом, наиболее общем уровне, называется дидактикой. По мнению В. А. Ситарова, дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы: Для чего обучать? – цели образования, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности. Чему обучать? – определение содержания образования, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу. Как обучать? – отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности

Развитие дидактических систем можно наблюдать с эпохи Возрождения до наших дней. Эпоха Просвещения представляет собой достаточно значимый период в развитии европейской и отечественной школы. Характерной особенностью этого времени явилось создание альтернативных авторских дидактических концепций, а процесс обучения рассматривался как практическая реализация теоретических положений автора и ориентировался на предлагаемые способы и средства воспитания и обучения детей разных возрастных групп в стенах различных типов образовательных учреждений.Большое влияние на развитие дидактики, хотя несколько в ином направлении, оказала педагогическая мысль Жана Жака Руссо (1712–1778). Как и Коменский, он боролся за право человека на образование, за право ребенка на активность, на свободное развитие. На основе идеи развивающего обучения Песталоцци разработал оригинальную дидактическую модель, позволяющую целостно выстраивать учебный процесс, исходя не из требований, заданных социумом, а из потребностей и внутренних природных сил самого ребенка, которые позволили утвердить направленность на психологизацию самого процесса обучения.

Основную задачу системы дидактики Ушинский видел в том, чтобы на научных основах решить два коренных вопроса: чему учить и как учить. На обычном дидактическом языке это вековечные вопросы, с одной стороны, об учебных планах, программах и курсах и, с другой – о методах обучения частных и общих. Последователем К. Ушинского в украинской дидактике был Т. Лубенца (1855–1936). Вклад ученого в дидактику заключался в разработке проблем обновления содержания начального обучения в связи с изменением социальных потребностей. В этот же период активно работал известный методист и историк педагогики М. Демков (1859–1939), жизнь и деятельность которого связана с Черниговщиной. С дидактической точки зрения заслуживают внимания, обозначаемые им принципы обучения, закономерности педагогического процесса [80, 9]. Идейным последователем К. Ушинского, И. Песталоцци можно определить и просветителя тюркских народов Исмаил-бея Гаспринского.

Педагогическое учение И. Гаспринского сосредоточено вокруг решения дидактических проблем. И это не трудно объяснить: во-первых, сама эпоха требовала разрешения актуально-практических проблем формирования нового человека с новыми знаниями; а во-вторых, непосредственная преподавательская практика в качестве учителя русского языка в “Зынджырлы медресе” способствовала тому, чтобы на первый план были поставлены вопросы дидактического характера.

Разработка Исмаил-бейем объективно-логических и субъективно-психологических основ дидактики имела целью правильное научное построение дидактической системы.

Дидактическая система Исмаила Гаспринского – это комплекс внутренне согласованных элементов, основанных на единстве целей, содержания, принципов, методов, форм организации обучения, включающая подготовку педагогических кадров и вопрос женского образования.

Огромное значение Исмаил-бей отводит постановке обучения на родном языке и изучению русского языка, в период формирования двуязычия в Крыму. В 1880-е гг., когда шли поиски наиболее эффективных методов обучения, он впервые ввел в Крыму “звуковой” метод обучения (“усул-и-джедид”).

В отношении к сущности содержания образования довольно четко отражены его общественно-политические и философские взгляды. Он руководствовался идеями отечественной и мировой педагогики, выступал сторонником обучения на тюркском языке.

Прогрессивная педагогическая теория была составной частью в становлении общественно-политических и философских взглядов И. Гаспринского как педагога и писателя. Это четко видно в литературном творчестве, заложено оно и в педагогическом наследии. Об этом свидетельствует в своих исследованиях доктор педагогических наук Э. Аблаев: “Идеи К. Ушинского определили общедидактические взгляды и Гаспринского” [10]. В романе “Фрэнкистан мектюплери” – “Французские письма”, И. Гаспринский описывает положение просвещения во Франции, проводит сравнительный анализ систем и содержания образования своего региона и Франции.

Просветитель не выступал против преподавания в школе закона Божьего или канонов веры, напротив, освещал в “Переводчике” проблемы совмещения ислама и цивилизации: “Совместим ли ислам с цивилизацией. Последовав за прогрессивными педагогами-демократами Гаспринский, принял за исходную позицию идею обучения народа на его родном языке. Утверждение “Всякое обучение будет легче и основательней на родном языке”, которое являлось определяющим в его народно-просвещенческой деятельности.

Содержание образования, особенно начального, волновало крымского педагога в годы становления новометодной школы. В основе педагогической деятельности Гаспринского лежит идея народности, важнейшими чертами которой он считал патриотизм, глубокую любовь к Родине, веру в могучие творческие силы народа, борьбу за демократизацию школы.

В учебные планы новометодных мектебе входили дисциплины религиозного цикла (вероучение, история ислама, священная история) и светские (родной и арабский языки, арифметика, общая история), что повышало общеобразовательный потенциал. Разработка учебного плана новометодной школы Гаспринским велась по двум направлениям:

1. вводились новые, ранее не изучавшиеся предметы. Они отражали прогресс науки, изменения в общественной жизни;

2. пересматривался удельный вес традиционных дисциплин.

Это были следующие предметы: къырайет араби (арабское чтение), къырайет тюркий (тюркское чтение), ильм-и халь (мусульманское вероучение), ильм-и хесаб (арифметика), эзбер-язы (заучивание и правописание), сарф тюркий (грамматика тюркского языка), хюсн-ю хат (каллиграфия).

Особо большие надежды возлагал Гаспринский на изучение родной литературы. Многие произведения классиков он переводил на крымскотатарский язык, большинство же сочинял сам.

Интересны и согласуются с современным этапом развития школьного обучения мысли И. Гаспринского об учебниках и учебных пособиях. Учебники просветителя дидактически правильно построены и идейно выражены. Автор считал, что учебники нужно строить так, чтобы они “были легко понимаемы”, то есть изложить материал на понятном для детей языке.

Огромное значение, по мнению просветителя, имеет оформление книг и учебников. Осуществление этих идей Исмаил Гаспринский увидел в содержании образования новометодной школы. Он был активным борцом за обучение на родном языке, включение в программы предметов, которые бы содействовали сближению обучения с жизнью и практикой.

Становление Украинского независимого демократического государства требует нового подхода в формировании национальной системы образования, его интеграции в мировые образовательные процессы.

Среди проблем, связанных с формированием менталитета представителя конкретной национальной системы, значительное место принадлежит вопросу женского образования и отношения к нему общества.

Известно, что уровень женского образования является одним из основных показателей социального положения женщины в обществе. На протяжении развития человеческого общества разрешение проблемы образования и воспитания женщины находились в органичной связи с ее положением и ролью в обществе, с борьбою за равные с мужчинами права во всех сферах государственного, культурного, социально-политического и семейного воспитания.

Кандидат технических наук Л.В. Применко предлагает более широкую трактовку термина: «женщина – это, прежде всего, воспитательница детей, которая облагораживает семью, а через нее общество. Она является берегинею культурных, национальных традиций своего края, это мать своего народа» [11]. Как видно, С.И. Ожегов определяет преимущественно биологическое назначение женщины в мире, Л.В. Применко же выделяет ее социально-биологическую функцию в обществе.

Понятие «образование для женщины» характеризуется как доступность или возможность получения образования женщинами [13]. Необходимо отметить, что женское образование было одним из важнейших проблем человечества, разрешение которого притягивало внимание прогрессивных деятелей прошлого. Про важность и необходимость образования женщин свидетельствуют многие литературные произведения, различные философские и педагогические теории.

В противоположность афинской практике своего времени Аристотель выступает резким противником идеи женского образования: ссылаясь, на свои наблюдения над миром животных, он утверждает, что женщина существенно разнится от мужчины по природе и потому высшее образование и воспитание не принесет ей существенной пользы.

В средневековом обществе, начиная с VIII в., при женских монастырях открывались школы, в которых давался минимум знаний, необходимых для пострижения в монахини. В этих школах обучались также девушки из знатных семей, намеревавшиеся вернуться к светской жизни.

С XI века школы для девочек создавали мирские женские братства (бегинки и др.). Особое значение вопрос о важности женского образования получил в эпоху Возрождения. Педагоги-гуманисты М. Веджо – в Италии, Х.Л. Вивеса – в Испании, Т. Мор – в Англии, Ф. Рабле, Монтень – во Франции. Е. Роттердамский – в Нидерландах и др., которые считали принцип равноправия, справедливости, человеческой нормой между людьми, выступали за то, чтобы женщину считали личностью, поскольку верили в ее силы и способности [15].

Эразм Роттердамский развивал идею о необходимости для женщины широкой умственной культуры, основой женского образования считал изучение классической литературы.

Систему образования женщины, подготавливающую ее к воспитанию детей и управлению домашним хозяйством, разработал современник Я.А. Коменского – французский педагог Франсуа де Сапьнияк Фенелон. Эта система была принята к руководству в Сен-Сирском училище, закрытом учебном заведении для французских дворянок. Оно вошло в историю, как первая женская школа, открытая на государственные средства (1686).

В Германии в XVI в. создавались городские школы для девочек. А в сельских местностях, указывает профессор Е.Н. Медынский, «если община была немногочисленна и бедна и не могла содержать двух школ, мальчики и девочки занимались в общей школе, с одним учителем, мальчики и девочки сидели отдельно, разделенные перегородкой».

Гуманное отношение к женщине, к ее праву на получение образования, проявили просветители XVIII столетия: Дж. Локк – в Англии, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д. Дидро – во Франции, Ф. Шиллер, И.В. Гете – в Германии, А.И. Новиков, А.Н. Радищев – в России, Г.С. Сковорода – в Украине, свидетельствует Л.В. Применко.

В XVIII в. вопрос о женском образовании поднимался во Франции в многочисленных проектах реформ образования, в сочинениях Ж.Ж. Руссо и др. По мнению Руссо, мужчина и женщина различны по своему назначению, потому должны получать различное воспитание. Назначение женщины – рожать детей, заниматься хозяйством, создавать семейный уют, создавать счастье мужчины. «Все воспитание женщины должно иметь отношение к мужчинам. Нравится им, быть им полезными, внушать им любовь и почтение, воспитывать их, пока они молоды, заботиться о них, когда они станут взрослыми, советовать им, утешать их, делать их жизнь приятной и отрадной: вот обязанности женщины во все времена и вот чему надо учить их с детства» – писал Руссо в пятой книге «Эмиль, или О воспитании».

В 1791 г. Талейран выступил с проектом воспитания девиц, в котором впервые была высказана мысль о ремесленных школах для женщин. XVIII в. отмечен и как период зарождения женского образования в России. В 1794 году при монастыре близ деревни Смольной был открыт Институт для воспитания 200 благородных девиц. Воспитанницы должны были оставаться в Институте от 6 до 18 лет. Содержание образования носило светско-религиозный характер. В 1765 году при этом же монастыре было открыто учебное заведение для малолетних девиц других сословий.

О состоянии образования женщин в Украине в XVIII в. профессор Е.Н. Медынский отмечал: «на территории 7 полков Левобережной Украины в середине XVIII в. было по переписи 40-х гг. 866 школ. Общее же число их превышало 1000. Уровень грамотности как мужского, так и женского населения был таков, что путешественники-иностранцы удивлялись». Удивление от уровня развития образования или. Коренные изменения в женском образовании произошли в течение XIX в. распространением в индустриально развитых странах обязательного, а затем и всеобщего начального образования.

Во второй половине XIX в. значительное влияние на общественно-педагогическое движение оказали идеи о равноправии экономической. Политической и духовной свободы женщины, которые были выдвинуты революционерами-демократами в России – В.И. Белинским, О.И. Герценом, Н.Г. Чернышевским, Н.А. Вышнеградским, К.Д. Ушинским, в Украине – Т.Г. Шевченко, И. Франко, Л. Украинкою. П. Грабовским, а в тюркском мире – И. Гаспринским, Ш. Гаспринской.

Л.В. Применко отмечает, что проблема женского образования в Украине широко обсуждалась на страницах газет и журналов с конца XIX века. Исследовательница называет следующие журналы: «Киевская старина» (1882–1906), «Украина» (1907), педагогический журнал «Наша школа» (1903–1916), «Свiтло» (1910–1919), «Педагогический вестник» (1861–1862) [там же].

Просветитель в газете «Терджиман» – «Переводчик» пропагандирует идею системного образования мусульманок. Анализируя состояние учебного дела в Таврической и Оренбургской губерниях, он подчеркивает, что во многих приходах существуют «мектеб для начального религиозного воспитания мальчиков и девочек», где традиционно мальчиков обучал мулла, а девочек его жена либо другая женщина.

Реформаторская программа И. Гаспринского отражала развитие и обновление образования девочек в тюрко-мусульманском мире, основывалась на повышении социального статуса женщины в обществе, разрабатывала механизм соблюдения равных прав мужчины и женщины. Основа же равноправия начинается с возможности получения образования.

Содержание обучения включало дисциплины светско-религиозного характера, впрочем, как в школе усул-и джедид для мальчиков. Женские школы нового типа носили профессиональный характер. Ученицы дополнительно изучали предметы эстетического цикла, например: шитье, вышивку, домашнее хозяйство и так далее. Срок обучения составлял четыре года. К началу ХХ века в Бахчисарае насчитывалось 13 школ усул-и джедид для девочек (1906), в Алупке начала функционировать профессиональная женская школа (1906). Также в южнобережном городе существовало учебное заведение смешанного типа, где совместно обучались и мальчики и девочки по новому методу. Сеть новометодных женских школ развивалась под руководством Хасан-бей Зердаби и Зейнелябидит Тагиева в Азербайджане, и в целом на Кавказе – отмечают в монографии Ш. Хаблямитоглу и Н. Хаблямитоглу. И. Гаспринский, таким образом, был крупным прогрессивным деятелем в области женского образования. Реформатор-публицист свои идеи по вопросам образования женщин изложил во многих публицистических произведениях: «Къадынлар улькеси» – «Страна Амазонок» (1890), «Арслан-Къыз» – «Девушка львица» (1893), «Къадынлар» – «Женщины» (1903). Редактор «Терджимана» на страницах газеты размещает педагогические статьи, посвященные: а) образованию мусульманок «Шериат разрешает учиться и девочкам» (1895), «Обучение девочек (1901), «По женскому вопросу» (1904); б) правам женщин: «Исламизм и права женщин» (1909), «О правах женщин» (1913) и т.д. Надо отметить, что многие проблемы посвящаются гендерному воспитанию представителей обоего пола.

Примечательно, введение методического руководства учителю «Рехбер муаллимин яки муаллимлере елдаш» (1898) Гаспринский начинает с фразы «Джумле муслим ве муслимийе илим фарздыр». Гаспринский ввел в книгу специальные разделы «Биюк къадынлар» – «Великие женщины» и «Шаркъ ве гъарп къадынлары» – «Женщины Запада и Востока», где описывает женщин, известных в политике, управлении западных и восточных государств. Так, приводятся имена супруги пророка Мухаммада (С.А.В.) Хатидже, Клеопатры, Елизаветы Тюдор, Королевы Виктории, императрицы Екатерины II, раскрываются их заслуги перед Родиной. Проблемы женского образования тюрко-мусульманок освещались в журнале «Алем-и нисван яки ханымлар дюньясы» – «Женский мир». В 1905 году вышел образцовый номер журнала, как приложение к газете «Переводчик» – «Терджиман», и рассылался бесплатно. Еженедельный журнал для мусульманок освещал полезные материалы, касательно их прав по Шариату и Закону, вопросы домашнего хозяйства, гигиены, воспитания и домашнего труда (рукоделие, ткачество, ковровое дело, шелководство), сопровождая их рисунками.

С целью повышения самооценки женщин в «Алем-и нисван» помещались биографии знаменитых дам того времени, с описанием их жизни и деятельности, их портреты. Например, в образцовом номере представлен портрет царицы Нурсултан [3], описана жизнь Айше и Ляле ханум. «Женский мир» отражал сведения из области элементарной науки и литературы (повести, стихотворения и т.д.).

Во второй половине XIX века идея об образовании женщин, социально-правового, экономического, политического равенства представителей обоих полов, начала служить в деле организации народного женского движения тюрко-мусульманок.

Проблема развития народного женского движения мусульманок в Крыму и тюркском мире требует отдельного изучения и ждет своих исследователей. Так,. Ш. Гаспринская в газете «Переводчик» отмечала о том, что в 1905 году в царской России функционировали следующие учебные заведения: Александрийское женское училище (Баку) и целая серия новометодных женских школ.

Так, в 1898 году была открыта Симферопольская женская гимназия, учрежденная Е.И. Оливер, как женское училище второго разряда. В 1901 г. преобразована в женское училище первого разряда, а в 1904 г. – в гимназию.

Симферпольская гимназия, учрежденная В.А. Станишевской, открыта 1905 г. на правах прогимназии. В сентябре 1907 г. преобразована в гимназию. В первой половине ХХ века в различных городах Таврической губернии – Евпатории, Керчи, Симферополе, число частных женских гимназий заметно увеличились.Евпаторийскую женскую гимназию А.П. Рущинская и А.А. Миронова преобразовали из частного учебного заведения I разряда. Дата основания 11 июня 1914 года. Керченская женская гимназия Э.А. фон – Таубе открыта в 1914 г. и существовала до 1920 года. Устав и программы двухгодичных педагогических курсов, сведения об успеваемости учащихся, аттестаты и сведения об окончании гимназии находятся в Государственном архиве Автономной Республики Крым. Проблема изучения развития женских училищ и гимназий в Таврической губернии, основанных во второй половине XIX века, требует детального и глубоко изучения, остается актуальной для современной науки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результатете проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Проведенное исследование показало, что теоретико-педагогическое творчество Исмаила Гаспринского явилось большим вкладом в развитие отечественной педагогической мысли во второй половине ХIХ–начале ХХ веков, в становление народной педагогики крымскотатарского народа, в разработку основных вопросов обучения и воспитания.

Таким образом, наследие И. Гаспринского приобретает общественно-социальное значение, оно содержит большие возможности для научно-педагогических исследований, имеющих важное практическое значение. В основе педагогической деятельности И. Гаспринского лежит идея народности. Исследование показывает, что важнейшими чертами народности он считал: любовь к Родине, возможность обучения на родном языке, требование демократической цели образования. Педагог активно защищал право народа пользоваться родным языком и учиться на нем детей в школе. Всей деятельностью он способствовал решению таких актуальных проблем образования, как активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, приближение обучения в школе к жизни, улучшение содержания начального образования в сочетании с прогрессивными религиозными и просвещенческими идеями, в соответствии с социально-экономическими потребностями общества, в повышении роли науки и обучения на пути самоопределения нации. Выступая за демократизацию школы отстаивал важные принципы образования как демократизм, народность, гендерная чуткость.

Все теоретические и практические вопросы обучения и воспитания И. Гаспринский, в самом широком смысле, решал с точки зрения служения интересам народа. Педагог руководствовался девизом: «Тильде, фикирде, иште бирлик» – «Единство в языке, мыслях, делах». Он был в числе организаторов, а затем и председательствовал на съезде мусульман России «Иттифак эль муслимин», где одним из ведущих приоритетов в деятельности было выделено образование.

В процессе исследования собраны и проанализированы работы просветителя, которые раскрывают своеобразие его дидактических воззрений, характеризуют И. Гаспринского как педагога – теоретика, сыгравшего видную роль в формировании этнопедагогики крымскотатарского народа.

Большую роль в развитии личности И. Гаспринский отводил литературе на родном языке, являющейся могучим средством духовного совершенствования. В ходе исследования выявлены основные тенденции и динамика развития дидактических взглядов И. Гаспринского. Они базируются на актуализации теоретико-методических основ педагогической науки, ориентированы на приоритет общечеловеских ценностей, опираются на национально-конфессиональную почву при широком использовании европейской и мировой культуры, науки и образования.

2. Источником формирования теории и практики дидактической системы И. Гаспринского выступили идеи прогрессивных отечественных и зарубежных педагогов. Исмаил-бей настойчиво овладевал наследием, прежде всего, К. Ушинского, Г. Песталоцци, Ш. Марджани, а также ученых и деятелей образования А. Крымского, А. Черняевского, усваивал идеи демократической педагогики и всей своей деятельностью их развивал. Формирование авторской дидактической системы И. Гаспринского приходится на конец ХIХ–начало ХХ веков.

3. Определена структура дидактической системы И. Гаспринского и раскрыта ее сущность, методология, содержание и составные компоненты. Определены масштабы распространения, и функционирования ее в учебных заведениях Таврической губернии в конце ХIХ – начале ХХ веков.

Цель обучения: формирование у учащихся понимания научной картины мира, законов природы, общества и на этой основе воспитание духовно и нравственно обогащенной личности.

4. Дана научно-педагогическая оценка основным подходам и критериям в составлении учебно-методической литературы И. Гаспринского.–– Рассмотрен вопрос образования тюрко-мусульманок России. Великое значение джадидист И. Гаспринский придавал развитию женского образования. Пальма первенства в организации новометодных школ для тюрко-мусульманок принадлежит именно ему. Содержание образования женских школ нового типа носило светско-религиозный, а также профессиональный характер. Первой учительницей новометодной школы была С. П. Болатукова (младшая сестра И. Гаспринского), подготовленная к профессиональной деятельности Исмаил-бейем. Поэтому тема «Дидактическая система И. Гаспринского», как и в целом, спецкурс «Педагогическая система И. Гаспринского» включена в программу истории педагогики для филологического факультета КГИПУ; целесообразно включить ее и в программу истории педагогики для университетов и педвузов, где читается курс истории педагогики.

Данное исследовани не исчерпыает всех вопросов, связаных с педагогическими взглядами и деятельностью И. Гаспринского, и нуждаются в продолжении исследования.

3. Романы "Арслан-къыз", "Молла Аббас", "Сто лет спустя"

Произведение Исмаила Гаспринского «Арслан къыз» (Девушка-львица) было опубликовано в 1895 году. Это легенда о 17-летней мусульманке, спасшей от врагов родной город. В ней – отзвук народных преданий о женщинах-воительницах, а также убеждение автора в том, что ислам открывает женщине путь к самореализации и оказывает ей почтение.


Гульджемал – дочь муллы, т.е. шейха, единственный ребенок в семье, красива, стройна и шелковистые волосы – до пят. «Научившись читать и писать, не была лишена знаний о науке. Кроме турецкого, она знала арабский, персидский языки и знала наизусть немало газелей». Мулла, не имея других детей, не запрещал дочери заниматься тем, что ей нравилось. Поэтому смелая Гульджемал стала прекрасной наездницей, метко стреляла из лука и ружья, была сильной и ловкой.


Когда враги окружил ее родной Учьтурфан, и город готов был сдаться, девушка своей волей изменила ход событий, обратившись к военному совету с пламенной речью:

«Эй, мусульмане, не посчитайте постыдным то, что я без дозволения вошла на высший совет, быть может, мое место на кухне возле казана. Я же вошла на военный совет. Однако эти дни не такие простые, как другие, может, это наш судный день... Как я поняла, высший совет дает добро сдаться... Я не из тех, кто сдается! Надеюсь, что отец не будет против! Я пойду через окружение в Кашгар... и вернусь с подмогой... Отец мой, ты, вырастив в ласке и нежности, никому не позволяя притронуться к своей дочери Гульджемал, желаешь видеть ее рабыней? Чем пить кумыс, а может, и полные стаканы водки, находясь в объятиях врага в постыдном служении, не лучше ли чистую, не запятнанную душу мужественно пожертвовать?»


Шейх понял, что не может противиться решению дочери. Смелая девушка под корень обрезала свои длинные косы, переоделась в мужскую одежду и, оседлав верного коня, тайно покинула город. Опасным был ее путь, но она убила одним выстрелом двух вражеских постовых, перехитрила остальных и достигла цели. Однако в Кашгаре, где надеялась найти помощь, ждало разочарование: встретила «измельчавший, трусливый народ».


Гульджемал, которую принимали за юношу, решилась на отчаянный шаг: поступила неожиданно, рискованно. В пятницу, выходной день мусульман, на виду у праздной толпы приезжий «юноша» вошел в городскую женскую баню. Новость мгновенно распространилась, и разгневанные мужчины всего города собрались у ворот бани. Тем временем Гульджемал, успокоив напуганных женщин, рассказала им о своих планах. Женщины, «будучи польщены тем, что среди них оказалась такая мужественная патриотка», растрогались и обещали ей собрать против врага своих братьев и пойти вместе с ними. Они оделись и вышли к толпе мужчин со словами: «Достаточно, эта невинная дева – львица, отважная, это милость и благосклонность Бога».


Гульджемал же, переодевшись в женское платье, «не скрывая лица», поднялась на каменный забор, развернув красное знамя с начертанным на нем словом «Аллах», громко сказала: «Эй, мусульмане, да, мне необходимо было прикрыться... Однако эти дни – судные дни. Есть о чем подумать. Нужно прогнать врага. Сегодня нет ни женщин, ни мужчин. Сегодня только воины... Если вы боитесь тирана, то смелых еще больше. Эти женщины готовы пойти на врага и защищать вас».


Женщины преподали мужчинам урок решимости. Горожане, восхищенные и воодушевленные отвагой девушки, назвали ее львицей – Арслан кыз. В тот же день «до вечера было организовано 20 тысяч солдат». Во главе войска выступили опытный полководец и Арслан кыз, вид которой придавал воином еще больше храбрости. Их бесстрашие привело к победе над врагом.

«Молла Аббас», Исмаил Гаспринский

Научно-фантастический роман Исмаила Гаспринского написан в форме дневника и описывает путешествие восточного человека (Муллы Аббаса) в совершенно иной, новый для него Западный мир.

"Молла Аббас" - знаменитый роман Исмаила Гаспринского, первый образец научно-фантастического жанра в крымскотатарской литературе. Произведение, написанное в форме дневника, посвящено путешествию восточного человека в совершенно необычный для его восприятия мир Западной Европы.
Молла Аббас, главный герой романа, увлекся интересными рассказами о так называемых "френгах" и "френгской земле". Знакомство с новыми странами, путешествие по святым мусульманским местам в Европе - вот изначальная линия сюжета произведения. Видя процветающие европейские страны, Молла Аббас восхищается их прогрессом, развитостью науки и культуры.
Однако его высокое мнение о западной культуре претерпевает существенные изменения, когда судьба приводит его в Дар-эль-Рахат - затерянное среди заснеженных Пиренейских вершин мусульманское государство. Дар-эль-Рахат (Страна Благоденствия) - идеальное мусульманское государство, где нет войн и болезней, обмана и насилия. Люди этой страны просвещены, вследствие чего страна процветает материально и духовно. По глубокому убеждению Гаспринского, мусульманские страны не должны отказываться от передовых идей, но и не должны быть подвержены культурному нигилизму европейцев: в Стране Благоденствия Исмаил-эфенди видит воплощение своих оригинальных социальных идей и намечает альтернативный путь развития исламского мира. Динамичность описанных событий и легкая повествовательная манера изложения не дают оторваться от книги.
Книга написана тюркским языком, синтезированным Гаспринским на основе крымскотатарского. Это ни в коей мере не мешает читать его и носителям других стран. Напротив, его живость и образность не оставляют сомнений в мастерстве Гаспринского-писателя.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: