Статус Экосоветника будет подтвержден сертификатом международной программы SPARE

Опыт создания экологических советов в школах пришел к нам из Финляндии и был успешно апробирован в Петербурге, где в более, чем 40 образовательных учреждений появились и продолжают работу Экосоветники. Вокруг них формируется команда – Экологический Совет (или Экосовет).

В компетенцию школьного экосоветника входит помощь администрации и консультирование по экологически дружественным решениям в школе, распространение информации среди сотрудников школы, учащихся и их родителей.

Если вы читаете этот документ, значит вы уже задавались вопросом как сделать вашу школу экологически и климатически дружественной.

Для этого вам необходим Климатический план школы. Такие планы сейчас создаются по всему миру – на уровне стран, регионов, компаний, государственных учреждений, местных сообществ, школ.

Климатический план помогает перейти на путь низкоуглеродного устойчивого развития с использованием новых технологий, что ведет к снижению антропогенной нагрузки на климатическую систему, а также обеспечивает эффективную адаптацию к изменениям климата.

Этапы создания климатического плана.

Создание команды. Команда должна состоять из педагогов и школьников, очень хорошо привлечь родителей и взаимодействовать с администрацией школы в подготовке и реализации плана. Ваша команда – Экосовет школы и ваша задача - вовлечь в действия по экономии энергии как можно больше людей, следуя своему климатическому плану. Важно, чтобы каждый член команды понимал, как связана экономия энергии с окружающей средой.

Энергоаудит. В Приложении 2 вы найдете подробный план, который поможет вам провести обследование школы и выявить причины потерь энергии. Обсуждение результатов аудита поможет вам увидеть самые актуальные задачи и составить план.

Климатический план. В плане должны быть записаны конкретные действия по устранению потерь тепла, повышению энергоэффективности вашей школы, а также мероприятия по информированию коллектива школы о том, как можно сохранять энергию и беречь ресурсы. Следует в цифрах просчитать, что дадут те или иные меры – сколько энергии будет сэкономлено, например, за год, если внедрить те или иные конкретные меры.

Чем больше действий по экономии энергии в вашем плане будет уже выполнено на период подачи проекта – тем больше баллов получает ваш проект. Также важно посчитать и оценить насколько каждый пункт вашего плана помогает снизить выбросы углекислого газа, и тем самым сделать вашу школу «Климатически дружественной».

Федеральный округ
Населенный пункт
Название/номер школы
Количество учащихся
Экологический советник школы (ФИО, должность)
Энергосберегающие меры Ожидаемый (или полученный) результат квт Результат: снижение выбросов парниковых газов
Меры экономии электричества    
     
     
Меры экономии тепла    
     
     
Транспортные решения (экономия топлива)    
     
     
Экономия воды    
     
     
Другие меры – закупки, стиль жизни    

Вы можете придерживаться следующего шаблона для создания климатического плана:

Климатический план школы _________________________

 

Опишите вашу команду, кто в нее входит, кто за что отвечает.

Опишите, как ваша команда видит реализацию Климатического плана – на один год вперед:

- что можно сделать самим и как вы это планируете делать (или уже делаете),

- как вы двигаетесь от поставленной цели к пониманию, что именно надо делать, как информируете всех учеников и педагогов,

- как принимаете решения о первоочередных действиях, с чего начинаете практические действия.

- в чем могут помочь родители, энергосервисные организации, и как вы их планируете вовлечь.

- с какими предложениями вы пойдете к школьной администрации, в муниципалитет.

Очень кратко опишите ваши мечты на более далекое будущее.

Желаем вам удачи!


Приложение 2

к положению о Региональном этапе Всероссийского конкурса школьных проектов

 «Энергия и среда обитания» 2020 года

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЫ

 

В проведении энергетического обследования школы (энергоаудита) своими силами вам поможет таблица 1.

Для подсчета некоторых данных для этой таблицы предлагаются вспомогательные материалы, подсказки и дополнительные таблицы.

 


Таблица 1. Энергоаудит образовательного учреждения.

Информация об образовательном учреждении:

Номер/название:

 

Район, адрес:

 

Экосоветник (ФИО):

 

Дата обследования:

 

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

связанные с потреблением энергии

ДА

НЕТ Примеч.

1. Использование энергии и воды

 

   

Используются энергосберегающие или светодиодные лампы.

Воспользуйтесь Таблицей 2 (ниже) для определения освещенности в вашем классе.

 

   

Компьютеры и мониторы выключены из сети, когда не используются

 

   

Свет выключается, когда в комнатах никого нет

 

   

Бытовое электрооборудование (холодильники, посудомоечные машины, пылесосы и др.) имеют класс энергоэффективности не ниже «А». Обратите внимание на оборудование в школьной кухне. Попробуйте посчитать количество энергии, затраченное на работу электроприборов при помощи Таблицы 3.

   

Температура в помещениях не выше 21 оC

Если в одном или нескольких помещениях температура ниже, запишите измерения в Таблицу 4 и постарайтесь найти причину потерь тепла.

   

Проводится мониторинг наличия щелей в окнах и дверях и других потерь тепла, состояния системы отопления. Если необходимо, производится ремонт

   

Отопительные приборы не закрыты шторами и предметами мебели.

   

В здании есть узел учета и регулирования тепла, счетчики расхода горячей и холодной воды. Для учета потерь потребляемой воды воспользуйтесь Таблицей 5 (ниже).

   

Состояние труб постоянно проверяется, если найдены утечки, производится ремонт

   

Водопроводные краны, душевые головки и омывательные устройства в туалетах не текут, а обнаруженные неисправности сразу ремонтируются.

   

Другое

   

2. Транспорт

ДА

НЕТ Примеч.

Ненужные транспортировки/поездки не производятся

 

   

Сотрудники и учащиеся предпочтение отдают общественному транспорту. Для учета выбросов углекислого газа при поездке в школу и обратно, воспользуйтесь Таблицей 6.

 

   

Поощряется использование велосипедного транспорта

 

   

Есть стоянки для велосипеда

     

Есть душ и раздевалки для персонала и учащихся

     

Другое

     

3. Закупки

ДА НЕТ Примеч.

При выборе покупок отдается предпочтение местным товарам, чтобы избежать лишних выбросов углекислого газа при транспортировке

     

Все совершенные покупки действительно необходимы

     

Товары оцениваются не только с точки зрения цены, но и качества, влияния на окружающую среду, долговечности

     

Предпочтение отдается экологически сертифицированным товарам и услугам, а также товарам, которые в дальнейшем можно сдать в переработку

     

Не приобретаются одноразовые товары

     

Другое

     

4. Информирование

ДА НЕТ Примеч.

Все сотрудники знакомы с темой энергосбережения

     

Установлено сотрудничество с коллегами по экологическим вопросам

     

Все инструкции по экологически ориентированным правилам понятны и доступны для всех

     

Вопросы энергосбережения поднимаются на общих собраниях

     

Экосоветники распространяют информацию в среде сотрудников и учащихся

     

Другое

     
     
           

Таблица 2. Обследование освещенности рабочих мест

 

Обследование производится при помощи люксметра (прибор для измерения уровня освещенности). 

Источники освещения рабочего места: (естественное освещение, лампы накаливания): ___________________________________________________ Дата____________________________ Время суток:__________

Измерение освещенности проводится на рабочей поверхности (парта, стол, доска и т.д.). Рекомендованные нормы освещенности на рабочем месте 500 люкс (по международным нормам). Можно использовать национальные или региональные нормы.

 

Место измерения (название или номер помещения, описание точки измерения – парта, колонка, ряд, доска, стол учителя, лабораторный стол, другое)

Освещенность, ЛК

Соответствует ли нормам освещенности

Рекомендации
  Рекомендовано Фактически  
  500      
  400      

 

Полезно составить карту освещенности помещения, нанеся на нее все рабочие зоны класса или кабинета. Это поможет найти решения.

Примеры возможных рекомендаций:

- дополнительные светильники или другое размещение рабочих мест (поближе к окнам);

- замена ламп на светодиодные;

- использование местного освещения там, где это удобно;

- установка автоматических регуляторов света;

- установка датчиков, включающих свет в конкретном месте только при появлении людей.

 

Справка

Люминесцентная лампа при той же яркости использует в 4 раза меньше энергии, чем лампа накаливания, а светодиодная – в 10 раз меньше, чем лампа накаливания. Но люминесцентные лампы содержат ртуть, и их нельзя выбрасывать в общий мусорный банк, надо сдавать только туда, где принимают опасные отходы.

 

Таблица 3. «Энергетический паспорт приборов и оборудования».

Наименование электроприбора Мощность (Вт) Количество (шт) Время работы в сутки (ч) Потребляемая энергия в сутки (кВт*ч)
Энергосберегающая лампочка        
Лампочка        
Компьютер        
Проектор        
Холодильник        
другое        
         

Обсуждение: Обсудите с ребятами результаты, как можно сэкономить энергопотребление приборами и оборудованием (замена, правильное использование и т.д.)

Таблица 4. Паспорт теплового энергетического обследования

Место измерения

( помещение, точка)

Температура, оС

Причина потери тепла

Рекомендации

рекомендованная фактическая
  18-20      
         
         

 

Важно измерить температуру около окон, дверей, у стен, и на рабочих местах учеников. Это поможет выявить наиболее холодные зоны и причины потерь тепла.

Обсудите результаты: выводы и рекомендации. Каждая группа должна найти причины возникновения потерь и пути их устранения. Сделайте выводы о том, что наши потребности в применении энергии в полезных целях должны удовлетворяться при минимальных бесполезных затратах (первый принцип энергосбережения).

 

Таблица 5. Паспорт учета потери потребляемой воды.

Объект использования Замечания Способ устранения
Умывальник Например, утечка или просто незакрытые краны  
Унитазы, писсуары    
Техническая раковина (если спец. кабинет)    
Душ (если спортивный класс)    

Попробуйте оценить суммарную потерю воды за сутки: подставьте под «утекающую струю» стакан или банку известного объёма и замерьте время его наполнения. Потом пересчитайте по формуле: Потеря воды за сутки (л) = Объем стакана (л) х 86400 (кол-во секунд в сутках) / Длительность наполнения стакана (с)

Таблица 6. «Путь в школу и выбросы СО2»

Способ передвижения Длина маршрута, км Количество поездок за год Километров в год (A × B) Выбросы СО2 на 1 км на пассажира, кг Выбросы СО2 за год, кг (C × D)
Пешком       0  
На велосипеде       0  
На автомобиле       0,2  
На автобусе       0,05  
На троллейбусе       0,03  
На трамвае       0,02  
ИТОГО:          

Обсуждение

Обсудите преимущества и недостатки различных видов транспорта с точки зрения удобства, с точки зрения выбросов СО2. Постарайтесь акцентировать разговор на том, что личный выбор транспорта влияет на окружающую среду и изменение климата, при этом транспорт с небольшими выбросами CO2 дает возможность экономии энергии.

 

Результаты проведенного вами энергоаудита – это основа вашего Климатического плана действий.

Обсудите выводы и рекомендации с учениками, коллегами, с Экологическим Советом.

Представьте их администрации школы - это важно, так как школа имеет задачи снижать энергопотребление и должна каждый год за это отчитываться.

Подумайте, что можно сделать в первую очередь с малыми затратами.

 


Приложение 3

к положению о Региональном этапе Всероссийского конкурса школьных проектов

 «Энергия и среда обитания» 2020 года

На бланке организации

 

 

Региональный этап

Всероссийского конкурса школьных проектов

по энергоэкологии и изменению климата

«Энергия и среда обитания»

2020 год

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: