Подготовка тормозной системы
К механизмам управления трактором относятся тормоза и устройства, при помощи которых осуществляется поворот трактора.
Тормоза. Современные колесные тракторы могут двигаться по дороге с гладким твердым покрытием со скоростями свыше 30 км/ч, развивая при этом большую кинетическую энергию. Если в это время отъединить от ведущих колес трактора двигатель, то трактор под воздействием накопленной энергии будет продолжать свое движение, но, встречая на своем пути сопротивление воздуха и силы сопротивления качению, скорость движения будет постепенно уменьшаться и трактор остановится.
Но поскольку силы, препятствующие движению, сравнительно невелики, остановка происходит на большом отрезке пути. Например, трактор МТЗ-80, движущийся со скоростью 25 км/ч, после отключения двигателя может пройти по гладкой ровной дороге до 60 м.
Вполне естественно, что такая самопроизвольная остановка трактора не может быть использована при его эксплуатации, и поэтому устанавливают специальные механизмы — тормоза, позволяющие остановить трактор на более коротком пути и в нужном месте.
При стоянке и остановке трактора на уклоне поля или дороги он стремится самопроизвольно покатиться под уклон. Чтобы этого не допустить, также нужны тормоза.
Наконец, в процессе эксплуатации трактора иногда возникает необходимость круто его поворачивать. В этом случае опять приходится пользоваться тормозами. Поэтому на тракторе установлены два вида тормозов — рабочие и стояночные, или, как их иначе называют, горные тормоза.
Требования, предъявляемые к раб о-чему тормозу. Рабочий тормоз должен обеспечивать остановку трактора и тракторного поезда, идущих по сухой бетонированной дороге со скоростью 20 км/ч, с момента начала действия тормозов до остановки (STOp) на следующем расстоянии: трактор без прицепа 6,0… 6,5 м, трактор с одним прицепом 6,5…7,5 и трактор с двумя прицепами 7,5… 10,8 м. Первый показатель для тракторов массой до 4 т, а второй более 4 т.
Рис. 101. Схема действия тракторных тормозов: а—рабочих (график зависимости тормозного пути от скорости); б—стояночных (предельные уклоны).
Примерный график остановочного пути трактора, движущегося с различной скоростью, перед началом торможения показан на рисунке 101,а. Следует иметь в виду, что при движении трактора по мокрой скользкой дороге остановочный путь резко возрастает.
Требования, предъявляемые к стояночному (горному) тормозу. Этот тормоз должен надежно удерживать трактор, стоящий на сухой укатанной грунтовой дороге с продольным уклоном 20° для колесных тракторов и 30° для гусеничных тракторов (см. рис. 101, б).
Механизмы поворота предназначены для изменения направления движения трактора.
Механизмы поворота колесного трактора. Для того чтобы изменить направление движения трактора, применяют два способа: поворот направляющих колес относительно осей поворотных цапф (рис. 102, а и б) или смещение полурам трактора вокруг оси шкворня, соединяющего полурамы.
Механизмы поворота гусеничного трактора. Направление движения изменяется за
счет того, что забегающей гусенице сообщается большая СКОРОСТЬ V2 (см. рис. 102, г), а гусенице, расположенной ближе к центру поворота, — меньшая скорость Vi, чем скорость v движения трактора.
Для крутого поворота трактора нужно гусеницу, расположенную ближе к центру поворота, остановить, т. е. и 1=0. В этом случае радиус поворота трактора будет равен ширине его колеи.
Рис. 102. Схемы поворотов тракторов: а, б, в — колесных; г — гусеничного.