Раздел 1. Общетеоретические проблемы криминальных опасностей

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

Нижний Тагил

2011

ББК

Печатается по решению ученого Совета факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (протокол № 1 от 22 сентября 2010 г.)

Рецензенты:

Четвериков Сергей Евгеньевич, кандидат экономических наук, начальник отдела управления учебным процессом Нижнетагильского технологического института (филиал) федерального государственного автономного образования учреждения ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина».

Коновалов Александр Львович, кандидат юридических наук, доцент кафедры управления и социальной работы Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии

 

Батаев В.В. Криминальные опасности и защита от них: Учебное пособие для студентов всех форм обучения факультета безопасности жизнедеятельности Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Нижний Тагил, 2011. 238 с.

 

Учебное пособие написано в соответствии с программой учебной дисциплины «Криминальные опасности и защита от них», Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования. Пособие содержит лекции по дисциплине «Криминальные опасности и защита от них», к которым прилагаются контрольные вопросы и задания, в заключительной части курса тематические планы курса для студентов всех форм обучения факультета ФК и БЖ, планы семинарских занятий с методическими рекомендациями по подготовке к ним, варианты программ по профилактике преступности, список рекомендованной литературы и словарь основных терминов курса. Учебное пособие рекомендуется для студентов всех форм обучения по специальности «Безопасность жизнедеятельности».

 

ББК

 

© Батаев В.В., 2011

© Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………….……………….. …………..4

Раздел 1. Общетеоретические проблемы криминальных опасностей …6

1.1. Преступность как социальное явление ……………………………….…6

1.2. Личность преступника и его жертвы ….………………………………..24

Раздел 2. Характеристика преступности ………………………………...41  

2.1. Преступность в Российской Федерации. Понятие, классификация и состав преступлений……………….....................................................................41

2.2. Политическая и организованная преступность………………………...51

2.3. Преступления в сфере экономики………………………………………63

2.4. Насильственная преступность…..............................................................74

2.5. Подростковая преступность……………………………….…………….82

Раздел 3. Защита от криминальных опасностей, психического и физического насилия на индивидуальном уровне ………………………..….94

3.1. Обеспечение безопасности в местах проживания……………………..94

3.2. Безопасность на улицах и в общественных местах, защита транспортных средств ………………………………………………………………….105

3.3. Взаимоотношения с полицией и поведение в сфере потребления…..118

3.4. Самооборона: понятие, виды и классификация………………………128

3.5. Оружие и технические средства самообороны и самозащиты, порядок их применения……………………………………………………………….140

3.6. Психологический аспект опасных ситуаций………………………….160

Раздел 4. Обеспечение коллективной безопасности в социуме………174

4.1. Организация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью ………………………………………………………………174

4.2. Обеспечение безопасности в населенном пункте и в образовательном учреждении ………………………………………………………………….186

Приложения ……………………………………………….……………….200

1. Тематические планы по курсу «Криминальные опасности и защита от них» для студентов очной и заочной форм обучения …………..………..200

2. Планы семинарских занятий с методическими рекомендациями по подготовке к ним………………..……………………………………………….201

3. Муниципальная программа «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в городе N на 2012-2014 гг.» (вариант)………………….213

4. Комплексная программа профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечению безопасности в МОУ СОШ №_ ……………222

5. Положение о Совете профилактики преступлений и правонарушений образовательного учреждения ……………………………………………..226

Словарь основных понятий ……………………………………………...228

Рекомендуемая литература по курсу…………………………………….235

Введение

Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения факультета ФК и БЖ Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, изучающих курс «Криминальные опасности и защита от них» в соответствии с программой и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Безопасность жизнедеятельности».

Курс представляет собой лекционное изложение дисциплины «Криминальные опасности и защита от них», а также материалов для проведения семинарских занятий. Речь идет об учебной дисциплине, изучающей факты криминального поведения людей, и защиты от данного поведения на индивидуальном и социальном уровнях. В пособии раскрываются криминальные аспекты современного российского общества и основные формы профилактики и минимизации криминальных опасностей.

Физики, химики, биологи раскрыли многие тайны Вселенной, а правоведы, политологи и социологи продолжают спорить о том, что делать с преступностью, как ее побороть. И большинство из них считает, что победить преступность невозможно.

Проблемы минимизации и профилактики преступности уже 3 тысячи лет занимают лучшие умы человечества, но не могут найти желаемых ответа. О преступности как социальном явлении писали трактаты Иеремия Бентам и Чезаре Ломброзо, Эмиль Дюркгейм и Эрих Фромм. В настоящее время преступность, как социальное явление, и методы его профилактики и защиты от преступлений – одна из наиболее актуальных социальных проблем. В нашем пособии вы познакомитесь с тем, что такое «криминальные опасности» в России и каковы основные способы самообороны и самозащиты, выберите те способы и приемы, которые необходимо предпринимать для обеспечения личной и коллективной безопасности. 

Настоящий курс ставит своей целью:

- сформировать у студентов необходимые компетенции в части защиты от криминальных опасностей, определения наиболее оптимальных моделей поведения в условиях криминальной угрозы в обществе;

- помочь студентам овладеть компетенциями в части идентификации и профилактики преступности в соответствии с имеющимся многообразием научных криминологических направлений, школ и концепций;

- способствовать подготовке творчески мыслящих граждан и специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных криминальных ситуаций, определению их узловых аспектов и путей их профилактики.

Настоящий курс позволяет улучшить ориентацию выпускника ВУЗа в сложном и противоречивом современном мире, отличать законное поведение от преступного, определить быстро и правильно доступные и эффективные способы недопущения последнего, овладеть возможностями современных технологий и традиционных средств в части защиты жизни, здоровья и имущества как отдельной личности, так и  социальной группы.

Компетенции в правоохранительной сфере помогут выпускникам факультета безопасности жизнедеятельности в программировании, планировании и проведении профилактических мероприятий по борьбе с преступностью в образовательном учреждении.

В результате изучения данного курса будущему специалисту с высшим образованием для успешного выполнения стоящих перед ним задач в условиях российского  общества и государства необходимо:

иметь представление 1) о сущности преступности как социального явления, ее формах и классификации, 2) об Уголовном кодексе РФ, его структуре и содержании; 3) об основных биопсихологических и социокультурных характеристиках преступников и их жертв; 4) об особенностях преступности среди подростков; 5) о тенденциях, динамике и состоянии преступности в России и в Свердловской области; 6) о путях и способах самозащиты личности от физического и психического насилия при столкновении с криминальными явлениями и процессами; 7) о правоохранительных органах страны и региона, их структуре и направлениях деятельности; 8) о технических средствах самозащиты и обеспечения безопасности своего жилища и образовательных учреждений; 9) о деятельности правоохранительных органов по прогнозированию преступности, программированию и планированию методов и способов борьбы с нею.

сформировать компетенции в части: 1) количественного и качественного анализа преступности; 2) идентификации конкретного вида преступления и его опасностей; 3) выбора оптимальных и эффективных способов защиты своих жизни, здоровья и имущества от преступных посягательств, формирования компетенций безопасного поведения; 4) формирования оптимального поведения в качестве свидетеля криминального деяния; 5) защиты своих прав и интересов на потребительском рынке и при взаимодействии с правоохранительными органами; 6) в области организации коллективной безопасности населенного пункта и образовательного учреждения; 7) применения оружия самообороны и самозащиты, использования подручных средств самозащиты; 8) овладения правовыми основами необходимой обороны и поведения в ситуации крайней необходимости.

Курс включает тексты лекций. В начале каждой лекции указаны основные понятия темы, изучаемые вопросы. В завершение каждой лекции предлагается вопросы для самопроверки. В заключительной части курса предложены: 1) Приложения с тематическими планами курса (для ДО и ОЗО), планами семинарских занятий (14 планов плюс методические рекомендации по подготовке к занятиям), программами по борьбе с преступностью в населенном пункте и в образовательном учреждении (5-ть приложений); 2) Словарь основных терминов (70 терминов); 3) Рекомендованная учебная литература по курсу (84 источника).

Раздел 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛЬНЫХ ОПАСНОСТЕЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: