Сознание отдельного человека не всегда может противостоять натиску группового воздействия, организованного и целенаправленного. Деструктивные культы интенсивно используют данное обстоятельство, стремясь быстро завлечь потенциальных адептов на свои коллективные мероприятия: семинары, собрания, службы. Эмиссары групп приглашают людей на бесплатные медитации или концерты «духовной музыки», в центры «дианетики» и «хаббард-колледжи» - вербовочные структуры церкви саентологии. В группе, тем более незнакомой, человеку легче что-то внушить, в чем-то убедить, незаметно им манипулировать.
Членство в деструктивном культе является результатом взаимодействия различных сил: тактики, которой пользуются культы, умения вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать членов культа, а также уязвимости потенциального новичка. Вербовщики культа чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. Это могут быть люди на отдыхе, студенты вузов, пожилые люди, наивные подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-либо стресс (болезнь, смерть близких, развод и т.п.), беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей.
|
|
Особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, стремящиеся к «полной и абсолютной Истине» (часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы), а также индивиды с художественным складом мышления. Эта группа частично совпадает с категорией лиц, которых на Западе называют «true believers» («истинно верующие») и которые характеризуются преобладанием внешнего локуса контроля в поведении и сознании. При некотором стечении обстоятельств жертвой манипулирования со стороны культов может оказаться любой человек.
В брошюре Американского семейного фонда приводятся признака вербовщика:
1) это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали в своей жизни;
2) это человек, слишком заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать;
3) это тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и при этом хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллект, деньги, квартиру или что-то другое;
4) это тот, у кого есть ответы на все вопросы.
Коль скоро предполагаемый клиент выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает попытку вовлечь его в беседу, разжечь его интерес и увлечь следующими средствами:
- показывая заботу о благополучии, выражая хорошую осведомленность о чувствах и эмоциональном состоянии человека, заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: «Итак, ты был в дороге два месяца. Ты устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней?»;
|
|
- демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, к его надеждам, целям, говоря, например: «О, ты музыкант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов...»;
- удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, «нападая» сексуально (в психологическом смысле);
- извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может спросить: «Что твои родители думают о твоих путешествиях через всю страну?», или «Есть ли у тебя интимные отношения с кем-нибудь?», или «Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?»
Если вербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь с вербовщиком, а также готовность поддерживать контакт. Когда вербуемые клиенты считаются готовыми, - а это может быть после 15-и минут разговора или после нескольких случайных встреч, их могут пригласить присоединиться или посетить группу. Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого.
Для неинформированного наблюдателя вербовщики культов кажутся очень озабоченными благополучием тех, с кем они вступают в разговор. Однако их истинное намерение - быстро оценить, будет ли вербуемый клиент ценным приобретением для группы, т.е. способным приносить деньги и привлекать последователей. Если его считают заслуживающим «вложения», то на вербуемого будет обрушиваться ливень внимания и заботы до тех пор, пока он не примет обязательство присоединиться к группе. В этот момент забота вербовщика перемещается на других кандидатов.
Цель культов заключается в том, чтобы вербуемый безусловно принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой. Длительность времени, требующегося на обращение, варьируется от одного вербуемого к другому и от группы к группе. Некоторые культы пытаются совершить полное обращение в течение интенсивного уик-энда; другие имеют более смягченный подход, раззадоривая аппетиты потенциальных новообращенных в течение недель или месяцев перед тем, как позволить им формально быть принятыми в группу.
Успешное обращение часто сопровождается радикальным изменением новообращенных - они принимают на себя идеальную культовую личность (соглашаются с требованием культа, чтобы они «стали как дети», «стали полностью спокойными», «были отделенными от материального мира» и т.п.) и заменяют свой прежний жизненный стиль, словарный запас, интересы, друзей и ценности тем, что предписано культом. Этот разрыв с прошлым может первоначально вызывать у новообращенных стресс, они чувствуют разорванность своей прежней и теперешней жизни, притягиваемые противоположными привязанностями и сбитые с толку в отношении своей истинной сущности. Непрерывное подчинение практике и верованиям культов ослабляет этот стресс, и, в конце концов, прежние убеждения и прошлый жизненный опыт выглядят отдаленными, частично забытыми и отделенными от сегодняшнего сознания.
Хотя специфические средства могут варьироваться от группы к группе, существует ряд общих тактических приемов, используемых культами, чтобы добиться обращения. Рассмотрим некоторые из них.
1. Контроль времени и деятельности - подчинение потенциальных новообращенных рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью. Это не оставляет времени для уединения и размышления. Такой график может включать: лекционный марафон, длительные заседания - встречи группы, интенсивные консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание зрительных образов, медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания, недостаточные сон и еда.
|
|
Результаты. Снижается психологическая защита, уменьшается внимание, возникает физическое и эмоциональное истощение, ослабляется способность критически оценивать группу, возникают трансоподобные состояния, которые являются отвлекающими и делают человека внушаемым.
2. Информационный контроль. Отсечение внешних источников информации, таких как телевидение, газеты, связь с людьми за пределами группы или клевета на них; «бомбардировка» вербуемых культовой литературой, записями по идеологической обработке; классифицирование определенной информации о культе как «секретной»; искажение информации и открытая ложь.
Результаты. Информационный контроль мешает осознанному принятию решений и предотвращает критическую оценку культа.
3. Манипуляция речью. Это может быть осуществлено путем приписывания новых и дополнительных значений обычным словам. Например, в Миссии Божественного Света слово «знание» означает 4-е методики медитации, которым учат в течение начального занятия, что вроде бы дает человеку знание Бога; слово «разум» синонимично силам внутри людей, которые уводят их от Бога и от Истины; «мир» относится к тому, что находится за пределами Миссии Божественного Света и поэтому объявляется непросвещенным.
Результаты. Вербуемые чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с адептами культа, и как только этот язык становится частью их повседневной речи, чувствуют себя заторможено в общении с людьми вне культа, которые явно не могут этого понять.
|
|
4. Отучение от критического, рационального мышления. Так многие культы отделываются от сомнений, критики и вопросов своих членов утверждениями типа «Все станет ясно со временем», или угрозами типа «В корне всякого сомнения Сатана», или увещеваниями вроде «Если ты хочешь узнать Бога, ты должен выйти за пределы рациональности».
Результаты. Вербуемые испытывают чувство вины из-за своих сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки культа.
5. Обучение методикам, вызывающим транс. Оно может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках (произнесение бессвязных и бессмысленных звукосочетаний в состоянии индивидуального или группового экстаза), самогипноз, создание ярких мысленных образов и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности).
Результаты. Эти методики, особенно если они раскрываются перед новообращенным в ходе напряженных церемоний посвящения, заставляют вербуемых чувствовать себя причастными к особенным и/или божественным силам.
6. Исповедальные сессии. Во время них членов культа принуждают выдавать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых.
Результаты. Вербуемые, которые открывают такую информацию, могут испытывать сначала чувство вины и стыда, а после признания - облегчения. Они могут стать зависимыми от этой самоопорочивающей деятельности как способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть культ, часто боятся, что культ может воспользоваться раскрытой ими информацией.
7. Групповое давление. Т.е. предложение позитивного подкрепления, такого как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда последователи культа соглашаются с целями группы, и отказ от такого подкрепления или наказание тех, кто говорит или действует вопреки культовым предписаниям.
Результаты. Вербуемые могут поддаться групповому давлению, несмотря на устойчиво удерживающиеся убеждения, противоречащие культовым верованиям и практике.
Деструктивные культы учитывают, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если только они не подвергаются интенсивной и постоянной программе поддержки, для поддержания верности обращенных используются тактики:
1. Убеждение обращенного в необходимости придерживаться сурового стиля жизни, который отражает культовые ценности. Многие культы содержат своего рода общежития, где вся деятельность концентрируется вокруг культовых целей. На обращенных часто оказывается давление с целью заставить их жить в этих домах, например: «Гуру любит всех своих детей, но он особенно любит тех, кто присоединяется к его монашескому дому и посвящает ему всю свою жизнь».
Результаты. Строгое следование культовому стилю жизни служит подчинению и усилению преданности обращенного верованиям культа. Энергичные программы добывания средств, вербовки и другой деятельности истощают обращенных, не оставляя времени или энергии на то, чтобы подвергать сомнению культовые верования.
2. Обучение и чрезмерное использование методик, вызывающих транс. Этим целям служат медитация, молитва, монотонное пение, самогипноз и говорение на языках. Эти методики не вредны при уместном и контролируемом (профессиональным врачом или психологом) применении. Они причиняют вред в деструктивных культах потому, что используются для подавления самостоятельного мышления, а не для разрешения умственных затруднений.
Результаты. Подавление мыслей, чувств и сомнений; ослабленная интеллектуальная и критическая способность.
3. Публичное заявление о верности. В том числе поощрение желания новых обращенных вербовать других (некоторые культы предлагают более высокий статус и вознаграждение преуспевающим вербовщикам), делать торжественные заявления на публичных встречах, подписывать заявления о верности.
Результаты. Публичное заявление усиливает преданность обращенных культу, а уходящие выглядят предающими доверие.
4. Повторяющиеся угрозы санкций за уход. Например: «Если ты уйдешь, твоя жизнь развалится на куски»; «Твоя душа сгниет»; «Ты отправишься в ад»; «Пострадают твои родственники».
Результат - обращенные боятся покинуть культ.
5. Обещание немедленного осуществления мира, спасения. Например, говоря обращенным, что если они только чуть-чуть сильнее постараются, отдадут немного больше себя, то они достигнут обещанного культом вознаграждения.
Результат -обращенные постоянно стремятся достичь утопических идеалов и обвиняют самих себя за то, что стараются недостаточно усердно.