Правила поведения и способы выживания людей при пожарах и взрывах на объектах

Люди, пострадавшие в результате взрыва и способные оказывать себе первую медицинскую помощь, должны это сделать. До прибытия спасателей и пожарных подразделений МЧС обязаны приступить к спасению людей, оказавшихся вне завалов, в загазованных и задымленных помещениях, получивших ранения и травмы от осколков разрушающихся зданий и техники, а также ожоги и отравления. При этом в процессе работ граждане должны знать основные правила спасения людей и материальных ценностей, соблюдать меры безопасности, уметь оказывать первую помощь. В первую очередь необходимо оказывать помощь людям, находящимся в состоянии клинической смерти, травматического шока, получивших тяжелые травмы, ранения и ожоги. После этого приступить к спасению людей, находящихся в завалах.

Спасение людей из завалов. В случае, когда пораженный находится вблизи поверхности завала под мелкими обломками, завал разбирают сверху вручную, последовательно освобождая от обломков голову, туловище, ноги. После чего пострадавшему оказывается первая медицинская помощь в зависимости от его состояния. Когда пострадавший находится глубоко в завалах под обломками крупной структуры, при разборке завала необходимо проявлять особую осторожность, чтобы не было дополнительного обвала, при котором пострадают люди в завале. Поэтому лучше делать галереи с боков.

При поиске пострадавших в горящих, загазованных и задымленных помещениях при отсутствии изолирующих противогазов, обязательно на рот и нос накладывать повязки, смоченные в воде. Следует обращать внимание на участки разрушенного объекта, где возможны обвалы, повторные взрывы от утечки газа, пожары от возгорания материалов, принимать меры по их предупреждению.

В загазованных помещениях, а также вблизи них не разрешается курить, пользоваться спичками или каким-либо другим открытым огнем, искрообразующим инструментом, запускать двигатели машин и механизмов. Во избежание искрообразования ручной металлический инструмент, за исключением инструмента, изготовленного из цветных металлов, обильно смазывают тавотом (солидолом, техническим вазелином). На обувь, если в ней имеются гвоздики или стальные подковки, обязательно следует надевать галоши.

Работы нужно проводить звеном (не менее двух человек) с назначением старшего. Находясь в загазованных помещениях и колодцах, используют только изолирующие или шланговые противогазы, а также предохранительные пояса с прикрепленными к ним страховочными веревками. При этом необходимо следить за тем, чтобы конец выкидного шланга у шлангового противогаза был все время в зоне чистого воздуха с наветренной стороны, а сам шланг не перегибался, не скручивался, не был чем-то зажат. Чтобы он не перемещался, его закрепляют с помощью хомутика. Работу в загазованных колодцах проводят звеном из трех человек: один – в колодце, двое – наверху. Из двух спасателей, оставшихся наверху, один подает в колодец инструмент и материалы, другой следит за шлангом противогаза и страховочной веревкой. Продолжительность пребывания одного человека в колодце не должна превышать 10 мин, после чего ему следует 10–15 мин отдыхать на свежем воздухе.

1.3 Правила поведения и способы выживания людей при авариях и катастрофах на транспорте

1.3.1 Железнодорожные аварии и катастрофы. Наиболее распространенными железнодорожными авариями и катастрофами являются: столкновения поездов, их крушение, пожары в вагонах. Решив воспользоваться услугами железнодорожного транспорта, следует:

– по возможности располагаться в центральных вагонах поезда (они меньше всего разрушаются при авариях и катастрофах);

– громоздкие и тяжелые вещи ставить вниз, так как при сильном толчке они могут свалиться с верхних полок и нанести травму;

– не загромождать на ночь дверь в купе;

– помнить, где лежит ваша одежда, документы и деньги (чтобы при необходимости в темноте срочно покинуть вагон);

– на ночь убирать со столика в купе еду, бутылки, чтобы при толчке не поранили вас.

При крушении или экстренном торможении поезда:

– закрепиться, препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого можно схватиться за поручни и упереться во что-нибудь ногами;

– после окончания ударов срочно покинуть вагон, так как высока вероятность пожара, особенно когда столкновение произошло с товарным поездом; если угрозы пожара нет, то не торопитесь выбираться, окажите первую помощь пострадавшим, успокойте детей, не допускайте паники;

– если у выхода из вагона толпятся люди, то использовать окна – аварийные выходы, расположенные в 3, 6 купе и в коридоре (надписи возле окон «Аварийный выход»). Там необходимо повернуть рукоятку на себя, предварительно сорвав пломбу. Нажать на себя ручку-защелку окна;

– можно выбраться из вагона и через окно любого купе, но помните, что разбить стекла трудно, они прочные и можно пораниться;

– выбираясь из вагона, вещи не брать, кроме документов, денег и необходимой одежды;

– выбравшись из вагона, помогите другим пассажирам разбить окна вагонов снаружи и попасть наружу.

При пожаре в вагоне пассажир должен:

– при задымлении или пожаре срочно подготовить защиту для дыхания – шарф, любую ткань, намочить их любой жидкостью (кроме горючей);

– постоянно дышать через смоченную в жидкости ткань, помня о том, что температура в замкнутом пространстве поднимается быстро, можно обжечь легкие одним вдохом и потерять сознание, а выделяемый при горении малминита (облицовка вагона) газ является токсичным;

– покидать вагон через тамбур, но только если там не толпятся люди; лучше покидать вагон через аварийные окна-выходы;

– если эвакуация проводится в соседний вагон, действуйте по указанию проводника;

– выбравшись из вагона, включайтесь в спасательные работы, соблюдайте меры безопасности при прохождении встречных поездов, остерегайтесь поражения шаговым напряжением, если на земле лежат оборванные провода и если земля сырая (обычно отходят от проводов на расстояние 30–50 м);

– если на пути оказалось разлитым топливо, то необходимо отойти на безопасное расстояние (более 100 м), так как может произойти объемный взрыв.

1.3.2 Автотранспортные аварии и катастрофы. Наиболее распространенными видами дорожно-транспортных происшествий являются столкновения транспортных средств или их опрокидывание, наезды на пешеходов, наезды на препятствия.

Пассажир при посадке в автомобиль и при поездке в нем должен предпринять следующие меры предосторожности:

– по возможности сесть на середину заднего сидения или хотя бы на заднее сидение;

– сидя на переднем сиденье, обязательно пристегнуть ремень безопасности;

– не отвлекать водителя во время движения;

– во время движения постоянно следить за дорожной обстановкой, чтобы катастрофа не оказалась для вас внезапной;

– нельзя садиться боком по направлению движения, так как при резком торможении можете получить травму;

– детям нельзя вставать на колени и смотреть в заднее окно, при торможении можно разбить голову;

– не садитесь в автомобиль с пьяным водителем.

Рекомендации пассажиру легкового автомобиля при дорожно-транспортном происшествии:

– во время дорожно-транспортного происшествия все мышцы должны быть напряжены и не расслабляться до полной остановки;

– при лобовом столкновении: если сидите сзади, упритесь руками и ногами в переднее сиденье, прижмите голову к рукам; если сидите спереди, упритесь в передний щиток, но не в стекло; не хватайтесь руками за ручку двери, она может быть сорвана;

– если автомобиль вот-вот опрокинется, прижмитесь к сиденью и держитесь за него руками;

– если с вами сидит ребенок и если удар с другим автомобилем или предметом неизбежен, то закрыть голову руками и завалиться на бок, ребенка прижать и накрыть собой;

– помните, что при дорожно-транспортном происшествии главное – беречь голову от травм;

– не пытайтесь покинуть машину во время движения навстречу препятствию (шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при катапультировании);

– если автомобиль упал с моста в воду, не паникуйте, а ждите, пока салон заполнится водой, вдохните остатки воздуха и выбирайтесь вплавь.

Пассажир при посадке в общественный транспорт и при поездке в нем должен предпринять следующие меры предосторожности, помня, что:

– середина салона – самое безопасное место;

– лучше сидеть спиной вперед – меньше риска в случае резкого торможения; если сидите лицом вперед, то держитесь руками за спинку переднего кресла;

– сидеть по правому борту безопаснее, чем по левому, – подальше от встречного потока автотранспорта;

– если стоите, то размещайте точки опоры так, чтобы их проекция на пол образовала треугольник большей площади;

– заранее посмотрите, куда вы будете падать при резком торможении, и кто будет падать на вас.

Рекомендации пассажиру автобуса, троллейбуса, трамвая во время дорожно-транспортного происшествия:

– в момент удара, сидя в кресле, упритесь руками и ногами в переднее сидение; если в момент удара вы стоите, постарайтесь ухватиться за поручень и удержаться, присев на корточки; если приходится падать, постарайтесь не удариться головой;

– все мышцы должны быть напряжены и не должны ослабляться до полной остановки;

– после аварии или катастрофы постарайтесь быстрее выбраться из транспортного средства, так как оно может загореться. Обычно в дверях при аварии бывает давка или дверь заклинивает. Поэтому лучше выбираться через аварийное окно (выдернуть шнур из резинового уплотнителя окна и выдавить стекло) или через аварийный выход. Можно проще – разбить стекло молотком; можно выбраться и через форточку, если позволяют габариты вашего тела. В автобусах и троллейбусах можно эвакуироваться и через верхние вентиляционные люки;

– при возникновении пожара в салоне приготовьте носовой платок, часть ткани одежды для защиты органов дыхания; если в салоне находится огнетушитель или ящик с песком, приступайте к тушению пожара (если нет реальной угрозы вашей жизни);

– в случае короткого замыкания, вспышки в салоне трамвая или троллейбуса покидать транспортное средство лишь тогда, когда водитель остановит его и отключит электрические цепи;

– если ваш автобус упал в воду, то главная опасность для вас не вода, а другие пассажиры. Они забьют все выходы своими телами. Оставайтесь на месте, пока салон не заполнится водой, потом выбирайтесь через форточку или верхние вентиляционные люки. Если нет рядом открытой форточки, выбейте ногой или другим предметом окно. До заполнения салона автобуса водой дышите глубже и чаще, чтобы насытить организм кислородом.

1.3.3 Авиационные катастрофы. Пассажир самолета после посадки в самолет должен принять следующие меры безопасности: быть в верхней одежде (она может спасти вас от ожогов); оставаться в обуви (возможно вам придется идти по осколкам); снять галстук, шарф, очки, заколки, не держать в кармане авторучки; тщательно подогнать ремень безопасности; поинтересоваться, где находится кислородная маска.

Декомпрессия (разреженный воздух в салоне). После того, как появились признаки декомпрессии: свист, боль, шум и звон в ушах, боль в кишечнике, потепление и пощипывание кожи, оглушительный рев (уходит воздух), необходимо немедленно надеть кислородную маску и меньше двигаться. После этого помочь надеть маски другим людям. Декомпрессию экипаж самолета обычно начинает устранять, снижая высоту полета до 3 км.

Авария при взлете и посадке. В этом случае обычно экипаж самолета успевает оповестить пассажиров о возможной аварии. Тогда пассажир должен принять безопасную фиксированную позу (согнуться, плотно сцепить руки под коленями, максимально наклонив голову, или упереться руками в переднее кресло, голову положить на руки, а ногами упереться в пол). В момент удара максимально напрячься. После остановки самолета необходимо уходить через ближайший путь выхода.

При аварийном выходе из самолета соблюдают следующие правила:

– открыть аварийный люк, достать спасательный канат и выбросить его наружу;

– прежде чем покинуть самолет, снять обувь на высоком каблуке и синтетические чулки;

– соблюдать правила выхода: сначала ноги, потом голова;

– растянуть матерчатый желоб, сесть на порог надувного трапа и спуститься по нему вниз;

– во избежание ожога не держаться за бортовой окантованный шнур.

Пожар в самолете. При пожаре в салоне самолета соблюдайте следующие правила:

– защитите свою кожу (на вас должна быть верхняя одежда);

– не дышите дымом, защищайтесь одеждой;

– двигайтесь к выходу после того, как самолет остановился;

– если в салоне много дыма, двигайтесь на четвереньках или пригнувшись; помните, что дым, а не огонь – главная опасность;

– не стойте в толпе у выхода; если очередь не двигается, помните, что есть другие выходы;

– не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым;

– не берите с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни;

– боритесь с паникой и апатией. Помните! Апатия встречается чаще;

– помните, что самолет надо покинуть за 5 минут и удалиться от него на расстояние до 1,5 км, пока не взорвалось топливо.

Контрольные вопросы

1 Правила поведения и способы выживания при авариях на опасных химических объектах.

2 Правила спасения людей из завалов и горящих зданий.

3 Способы выживания пассажира поезда при крушении или экстренном торможении поезда, во время пожара.

4 Меры предосторожности, предпринимаемые пассажиром при посадке в автомобиль и при поездке в нем.

5 Способы выживания водителя, пассажира легкового автомобиля во время ДТП. Рекомендации по спасению пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях при столкновениях, опрокидываниях автомобилей и наездах на препятствия.

6 Способы выживания пассажира автобуса, троллейбуса и трамвая во время ДТП.

7 Способы выживания пассажира в авиационных катастрофах.

2. Правила поведения и действия населения во время стихийных бедствий

Цель работы: закрепить теоретические сведения по правилам поведения и действиям населения во время техногенных аварий и катастроф.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: