Русского языка и литературы

Пояснительная записка

Вводная часть

Село Красный Яр, в котором я родилась, училась и преподаю русский язык и литературу в школе, имеет свою давнюю историю. Вместе с учениками я анализирую опыт прошлого поколения, выявляю проблемы настоящего для того, чтобы спроектировать и проложить мостики для лучших изменений в будущем. Современный социум насыщен множеством нестандартных ситуаций. Ученые-философы дали нашему обществу определение «общество риска». Риск становится важнейшей характеристикой существования человека, обусловливая необходимость формирования нестандартного мышления, реализованного в проектах, авторских продуктах, прорывных технологиях, составляющих конкурентные преимущества социального бытия в XXI веке.

На формирование опыта использования проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы оказали влияние следующие факторы: процессы модернизации сельской школы, изучение научно-методической литературы, участие в работе Ассоциации лучших учителей Саратовской области, выступления на конференциях и семинарах, внедрение ФГОС, опыт коллег.

Однажды урок литературы я начала с занимательного исторического факта. Этот случай произошел более двухсот лет назад с поэтом Г.Р.Державиным. Царь Александр I пригласил его к себе и сказал: «Вы слишком хорошо служите, подайте в отставку…» В тот день я увидела на лицах учеников удивление и недоумение, возник вопрос: «Почему?» Созданная проблемная ситуация заставила обучающихся мыслить не по шаблону, было предложено огромное количество решений.

Как учитель, я столкнулась с противоречием: с одной стороны, на наших учеников каждый день обрушивается огромный поток информации, с другой стороны, они, обладая достаточным уровнем знаний и показывая стабильные результаты, теряются в новой ситуации, требующей решения конкретной проблемы, и мыслят по готовым шаблонам. Тогда как у обучающихся 21 века должны быть сформированы такие качества, как гибкость ума, находчивость, сообразительность, проблемное видение, способность к творческой переработке все возрастающего потока информации. Именно эти качества являются универсальными навыками, способствующими успешной адаптации человека в быстро изменяющемся мире, они востребованы жизненными реалиями общества рисков. Решение проблемных ситуаций, так называемых «ловушек», не просто инновационный процесс в стенах школы, а важнейшая составляющая развития обучающихся, влияющая на будущее сельского социума.

Более того, включение ученика в проблемное изложение развивает у него внимание, творческое воображение, изобретательность, находчивость, сообразительность, интеллектуальные способности и познавательные возможности, что является необходимым в образовательной деятельности и отвечает требованиям, предъявляемым ФГОС, к результатам освоения основной образовательной программы. Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание проблемных ситуаций как разновидности проблемного обучения для формирования и развития нестандартного мышления обучающихся.


 


Методика использования проблемных ситуаций на уроках

русского языка и литературы

Структура процесса проблемного обучения представляет систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций. Проблемная ситуация или, как я ее называю, «проблемная ловушка» – это состояние интеллектуального затруднения [1], требующего прохождения нескольких этапов продуктивной познавательной деятельности обучающего ся: выявление проблемной ситуации (поиск смысла) - постановка (фиксация) проблемы - поиск способов ее решения - решение проблемы [4].

Методических приемов создания проблемных ситуаций множество, они универсальны и могут быть применимы в различных образовательных областях: учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, рассмотреть явление с различных позиций; побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты; ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками [2].

За годы педагогической деятельности мною наработана методическая копилка приемов создания проблемных ситуаций. На этапе мотивации к учебной деятельности использую такой прием, как «коммуникативная атака». Например, предлагаю фрагмент видеозаписи телепрограммы, где закадровый голос произносит: «Персидский шах расплатился с русским царем за смерть русского писателя Грибоедова дорогим алмазом…» У ребят возникает вопрос: почему так дорого оценили смерть А.С. Грибоедова? Обязательным условием является высказывание каждого ученика, что позволяет увлечь, мобилизовать обучающихся, реализовать их включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне, создать условия для появления новых мотивационных установок и новых качеств (осознанности, действенности, креативности и другие).

 На этапе актуализации знаний наиболее часто употребляю ключевой вопрос урока и прием сравнения. Примером могут служить такие темы уроков: «Чем опасны Молчалины?», «Кто скорее построит собственную карьеру: Молчалин или Чацкий? Почему?» Данные приемы позволяют мне научить фиксировать проблему, организовывать поисковую деятельность, направленную на осуществление самостоятельной учебной деятельности, поиск смысла предъявляемой проблемной ситуации. В результате формируются умения вести диалог, вырабатывать независимые суждения, развивается языковой эстетический вкус. Создание проблемной ситуации на данном этапе возможно также при использовании «ошибки-ловушки». Как вариант, на доске написано два словосочетания: «выпишИте слова» и «выпишЕте слова», учитель предлагает задание обучающимся: «Выберите, на ваш взгляд, правильное написание». Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к выводу, что оба написания соответствуют норме, так как существуют две формы глагола, являющиеся омоформами. Подобное проблемное задание способствует реализации принципа вариативности в концепции системно-деятельностного подхода: возможность в любом случае дать вариант правильного ответа, где превалирующей становится аргументация независимого суждения, которая целенаправленно создает ситуацию успеха и мотивирует обучающегося к открытию нового.

На этапе рефлексии учебной деятельности использую прием «Смысловой разноголосицы». Обращаюсь к ученикам и предлагаю им следующую ситуацию: «Представьте, что Онегин находится среди нас. У вас есть всего одна фраза, что бы вы ему сказали (пожелание, предупреждение, сожаление) или о чем бы его спросили?» Обязательным условием является высказывание каждого ученика. На данном этапе, в отличие от этапа актуализации знаний, обучающиеся демонстрируют не столько конфликт различных точек зрения, сколько продуктивность процессов мышления, которая выражается в формировании личностной позиции. Ее защита развивает коммуникативную компетентность, которая проявляется в способности понимать и принимать разные суждения. Поскольку по данному вопросу нет единственно возможного и единственно правильного знания, анализ ответов и их оценка даются каждым из вполне определенной позиции, в соответствии с определенным уровнем понимания, и эта позиция, конечно, не является единственной и абсолютно верной. Пример: видеофрагмент урока «Гимн неисчерпаемым возможностям человека».


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: