«Жаворонок» (четко выраженный утренний тип) – 69 баллов
Слабо выраженный утренний тип 59 – 69 баллов;
«Голубь» (индифферентный тип) 42 – 58 баллов;
Слабо выраженный вечерний тип 31 – 41 балл;
«Сова» (сильно выраженный вечерний тип) – 31 балл
III. Определение длительности индивидуальной минуты.
Длительность индивидуальной минуты (ИМ) определяют по методу Халберга (1969). Для этого по команде экспериментатора испытуемый начинает счет секунд про себя (от 1 до 60). Цифру 60 испытуемый произносит вслух. Истинное время фиксируют при помощи секундомера. Для надежности определяют ИМ 2 – 3 раза. Средний показатель заносится в протокол. Определите длительность ИМ в начале и в конце занятия.
Сопоставьте ваши показатели со среднестатистическими по таблице 1. Сделайте вывод о соответствии длительности вашей ИМ возрастной норме и о степени адаптации к учебным нагрузкам, судя по ее изменению к концу занятия.
Таблица 1. Возрастная динамика длительности индивидуальной минуты (ИМ)
ИМ, с Возраст | Мужчины | Женщины | Р2 | Оба пола |
М ± m | М ± m | М ± m | ||
1. 6 лет | 36,8 ± 1,4 | 36,9 ± 1,6 | > 0,5 | 36,8 ± 1,0 |
< 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | ||
2. 7 лет P1 | 40,8 ± 0,8 | 43,2 ± 2,2 | > 0,5 | 41,2 ± 2,1 |
< 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | ||
3. 12 лет Р1 | 41,9 ± 0,6 | 43,6 ± 1,1 | > 0,1 | 42,4 ± 0,8 |
< 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | ||
4. 13 лет P1 | 47,2 ± 0,6 | 41,3 ± 2,2 | < 0,05 | 43,6 ± 1,3 |
< 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | ||
5. 14 лет P1 | 44,8 ± 1,1 | 45,6 ± 1,6 | > 0,5 | 45,2 ± 1,0 |
< 0,001 | < 0,001 | < 0,001 | ||
6. 15 лет P1 | 52,3 ± 1,1 | 52,1 ± 2,0 | > 0,5 | 52,2 ± 0,9 |
< 0,001 | < 0,01 | < 0,001 | ||
7. 16 лет P1 | 55,1 ± 1,0 | 56,9 ± 1,9 | >0,5 | 56,4 ± 1,1 |
< 0,01 | > 0,1 | < 0,05 | ||
8. 17 лет P1 | 58,8 ± 1,4 | 58,1 ± 1,2 | >0,5 | 58,3 ± 1,0 |
> 0,5 | > 0,5 | > 0,1 | ||
9. 21 год | 60,2 ± 1,4 | 59,1 ± 1,3 | > 0,1 | 59,8 ± 1,0 |
Примечание: P1 – достоверность различий детских величин по сравнению со взрослыми;Р2 – достоверность межполовых различий.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «биологические ритмы».
2. Каковы физиологические основы биологических ритмов?
3. Какое значение имеют биологические ритмы для здоровья человека?
4. Меняются ли биологические ритмы с возрастом?