II. Схема оценки хронобиологического типа человека по опроснику–тесту

«Жаворонок» (четко выраженный утренний тип) – 69 баллов

Слабо выраженный утренний тип    59 – 69 баллов;

«Голубь» (индифферентный тип)     42 – 58 баллов;

Слабо выраженный вечерний тип    31 – 41 балл;

«Сова» (сильно выраженный вечерний тип) – 31 балл

III. Определение длительности индивидуальной минуты.

Длительность индивидуальной минуты (ИМ) определяют по методу Халберга (1969). Для этого по команде экспериментато­ра испытуемый начинает счет секунд про себя (от 1 до 60). Циф­ру 60 испытуемый произносит вслух. Истинное время фиксиру­ют при помощи секундомера. Для надежности определяют ИМ 2 – 3 раза. Средний показатель заносится в протокол. Определите длительность ИМ в начале и в конце занятия.

Сопоставьте ваши показатели со среднестатистическими по таблице 1. Сделайте вывод о соответствии длительности вашей ИМ возра­стной норме и о степени адаптации к учебным нагрузкам, судя по ее изменению к концу занятия.

           

Таблица 1. Возрастная динамика длительности индивидуальной минуты (ИМ)

 

 

ИМ, с Возраст Мужчины Женщины Р2 Оба пола
    М ± m М ± m     М ± m
1. 6 лет 36,8 ± 1,4 36,9 ± 1,6 > 0,5 36,8 ± 1,0
  < 0,001 < 0,001   < 0,001
2. 7 лет P1 40,8 ± 0,8 43,2 ± 2,2 > 0,5 41,2 ± 2,1
  < 0,001 < 0,001   < 0,001
3. 12 лет Р1 41,9 ± 0,6 43,6 ± 1,1 > 0,1 42,4 ± 0,8
  < 0,001 < 0,001   < 0,001
4. 13 лет P1 47,2 ± 0,6 41,3 ± 2,2 < 0,05 43,6 ± 1,3
  < 0,001 < 0,001   < 0,001
5. 14 лет P1 44,8 ± 1,1 45,6 ± 1,6 > 0,5 45,2 ± 1,0
  < 0,001 < 0,001   < 0,001
6. 15 лет P1 52,3 ± 1,1 52,1 ± 2,0 > 0,5 52,2 ± 0,9
  < 0,001 < 0,01   < 0,001
7. 16 лет P1 55,1 ± 1,0 56,9 ± 1,9 >0,5 56,4 ± 1,1
  < 0,01 > 0,1   < 0,05
8. 17 лет P1 58,8 ± 1,4 58,1 ± 1,2 >0,5 58,3 ± 1,0
  > 0,5 > 0,5   > 0,1
9. 21 год 60,2 ± 1,4 59,1 ± 1,3 > 0,1 59,8 ± 1,0

 

Примечание: P1 – достоверность различий детских величин по срав­нению со взрослыми;Р2 – достоверность межполовых различий.

 

 

      

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «биологические ритмы».

2. Каковы физиологические основы биологических ритмов?

3. Какое значение имеют биологические ритмы для здоровья человека?

4. Меняются ли биологические ритмы с возрастом?   

                                  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: