Педагогическая психология

Педагогическая психология, как междисциплинарная отрасль научного знания. Педагогическая психология как наука: предмет, методологические основы, цели и задачи. Место педагогической психологии в системе психолого-педагогических знаний. Связь с общей психологией, возрастной психологией, педагогикой.

Предмет и задачи педагогической психологии. Основные разделы педагогической психологии. Понятийный аппарат педагогической психологии: обучение, воспитание, учение, учебная деятельность, учебный процесс, развитие, формирование, педагогическая деятельность. Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека.

Методы исследования в педагогической психологии: цели использования и границы применения. Основные и вспомогательные экспериментальные методы педагогической психологии. Эксперимент: естественный и лабораторный; констатирующий и формирующий; их сравнительные характеристики. Понятие и виды переменных в психологическом эксперименте. Гипотеза. Виды гипотез. Метод поперечных срезов. Наблюдение: его предмет, цели, схема проведения; приемы регистрации данных. Беседа: содержание и организация беседы; регистрация, анализ и интерпретация ответов. Анкетирование: принципы построения, специфика применения. Метод анализа продуктов деятельности: характеристика, объекты исследования. Социометрические методы: цели и границы применения.

Тенденции развития педагогической психологии в современном мире. Основные проблемы современной педагогической психологии: сензитивные периоды развития, готовность к школьному обучению, обучение одаренных детей, психодиагностика обучаемости и воспитанности, гуманизация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса и т.д.

Накапливание психолого-педагогических знаний в рамках общей психологии. Развитие психолого-педагогических знаний в России в XIX- начале XX в. – работы К.Д. Ушинского, А.Ф. Лазурского, П.Ф. Лесгафта, П.П. Блонского. Вопросы педагогической психологии в работах А.С. Макаренко. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

Этапы становление педагогической психологии: общедидактический (Я. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, А. Дистерверг, К.Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев); экспериментальный (М.Я. Басов, А. Бине, Ж. Пиаже, А. Валлон, Дж. Кеттел, М. Монтессори), общетеоретический (Д.Н. Богоявленский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, И.И. Ильясов, Л.Н. Ланда, Г.К. Лозанов, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина, Б. Скиннер).

Бихевиористские теории научения (Д. Уотсон, Э. Торндайк, Э. Толмен, Б.Ф. Скиннер). Общая характеристика процесса учения в бихевиоризме. Виды научения у человека: импринтинг, оперантное научение, условно- рефлекторное научение, викарное научение, вербальное научение. Основные законы научения, их характеристика. Оперантная теория научения: ее сущность, возможности использования и ограничения. Принципы организации программированного обучения по Б.Ф. Скиннеру.

Ассоциативно–рефлекторная теория обучения: механизмы, ведущие процессы, показатели мыслительной деятельности. Этапы и условия усвоения учебного материала.

Когнитивные теории учения. Теория обучения Дж. Брунера. Информационные модели процесса обучения: Теория сложного обучения Д. Нормана. Теория осмысленного вербального обучения Д. Озбела. Компьютерная система обучения С. Пайперта. Связь знаний и умений, овладение новым учебным предметом.

Деятельностная теория учения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Социальная природа развития психики человека. Единство внешней и внутренней деятельности. Интериоризация внешней деятельности во «внутреннюю» как основной механизм развития высших психических функций. Действие как единица учения.

Движущие силы психического развития человека. Внешние и внутренние условия психического развития. Проблема соотношения обучения и развития в психологии (У. Джеймс, Э. Торндайк, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Уровни развития личности. Характеристика и сравнительные особенности развития познавательных процессов и развития личности в современной системе обучения и воспитания.

Типы учения. Основные направления разработки проблемы обучения и развития. Теория поэтапного формирования умственных действий  (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина): умственное действие, его характеристики, этапы и условия формирования. Формы действия: материальное, перцептивное, внешне – речевое, умственное. Первичные и вторичные свойства действия. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова. Проблемное обучение (А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев). Программированное обучение (Б.Ф. Скиннер, Л.Н. Ланда). «Знаково-контекстное» обучение (А.А. Вербицкий), суггестопедагогика (Г.К. Лозанов), нейролингвистическое программирование (Р. Бендлер).

Принципы развивающего обучения: систематичность, преемственность, наглядность, научность, самоорганизация и т.д. Личностно- отчужденное и личностно – ориентированное обучение: цели, отбор содержания, способы организации обучающей среды. Новые формы организации обучения: учебно-воспитательные комплексы, экстернат, классы выравнивания, гимназии, лицеи, колледжи, дистанционное обучение.

Общая характеристика учебной деятельности: содержание, внешняя и внутренняя структура. Индивидуальный стиль учебной деятельности.

Учебная мотивация: общая характеристика. Характеристики учебной мотивации: направленность, устойчивость, динамичность. Иерархическая структура учебной мотивации: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель учения, отношение к учению, интерес (по А.К. Марковой). Классификация мотивов учения: познавательные и социальные, внешние и внутренние. Ориентация учения на результат, на процесс; учение, как средство саморазвития личности. Учебные действия: общие и специальные.

Усвоение социального опыта на различных этапах онтогенеза. Периодизация возрастного развития школьника. Структура, функционирование и условия развития деятельности учения на разных этапах онтогенеза.

Психолого–педагогические особенности шестилетних детей. Готовность к школьному обучению: интеллектуальная, волевая, личностная; методики психодиагностики. 

Младший школьный возраст. Возрастные и индивидуальные особенности развития познавательных процессов и личности младших школьников. Психологические условия начального обучения. Организация учебно-воспитательной работы с младшими школьниками. Учебная мотивация и самооценка младших школьников с разной успеваемостью.

Средний школьный возраст. Интеллектуальное развитие и развитие личности подростка. Индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся среднего школьного возраста, особенности организации обучения. Особенности учебной мотивации подростков. Подросток в коллективе.

Старший школьный возраст. Особенности психического развития и развития личности. Особенности учебной мотивации. Выбор профессии и развитие учебно-познавательных интересов.

Воспитание как социальная категория: понятие, функции, преемственность воспитания. Воспитание, как процесс присвоения субъектом общечеловеческих ценностей. Воспитание, как процесс преобразования личности. Цели воспитания на современном этапе развития личности. Проблема выбора ценностных приоритетов.

Психологические концепции развития и воспитания личности. Психоаналитическая теория (З.Фрейд): личность как единство «Оно – Я – Сверх –Я»; зависимость развития личности от действия внутренних движущих сил. Когнитивная теория (Ж. Пиаже, Л. Колберг): когнитивные структуры личности; формирование личности, как процесс управления операционными структурами. Теории бихевиоризма: научение, как основной механизм формирования личности; социальное подкрепление. Теория группового приспособления: социальный статус школьника в группе; референтная группа, как источник групповых норм. Теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев): социальная ситуация, как фактор развития личности; движущие силы развития; интериоризация общественных ценностей. Разработка теории воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский).

Формирование личности в школьном возрасте. Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя в организации учебно-воспитательных ситуаций. Динамика мотивов в нравственном развитии личности. Формирование внутренней позиции школьника. Психология формирования и коррекции взглядов, убеждений, мировоззрения личности учащихся. Методы воспитания, их воздействие на личность учащегося. Оценка воспитанности школьников разных возрастов. Школьный коллектив и развитие личности. Семья и школа.

Особенности работы с «трудными» детьми: понятие «трудные», причины появления; особенности темперамента, акцентуации характера, их учет в организации учебно-воспитательной работы.

Психологический анализ развивающих функций традиционной и инновационной стратегий организации образования. Гуманизация образования и деятельность педагога. Личностные свойства учителя и их место в структуре профессионально значимых качеств. Педагогические способности: дидактические, перцептивные, коммуникативные, организаторские (Гоноболин Ф.М.); конструктивные, организаторские, проектировочные, коммуникативные, прогностические (Кузьмина Н.В.).

Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание. Мотивация педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности: эмоционально-импровизационный, эмоционально- методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный (А.К.Маркова). Педагогические умения: критерии, показатели, методы диагностики. Уровни результативности деятельности учителя: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно- моделирующий, системно- моделирующий деятельность и поведение (Н.В. Кузьмина). Педагогическое общение, как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Направленность и специфические особенности педагогического общения. Уровни педагогического общения: конвенциональный, примитивный, манипулятивный, игровой, деловой, духовный. Виды сотрудничества в учебной деятельности. Учебно-педагогическое сотрудничество. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: