Центральный аргумент претензий исламистов на власть в Египте. Угроза демократической форме правления по мнению авторов

Начнём с того, что исламисты выдвигают прежде всего претензии на власть, на основе своих текстов и законов. Они считают, что «Ислам, это религия и государство». Исламские религиозные тексты содержат указания и по мирским вопросам. То есть, исламисты выдвигают своё государство, как морального актора, ответственного за социальные преобразования. Но, это ущемляет демократические нормы. Во-первых, такая форма правления не обращает внимание на мнение большинства, законы являются неоспоримыми. Во-вторых, всегда есть угроза, что партии, основанные религиозными организациями будут стремиться и вовсе покончить с демократией, стремясь к клерикальной форме правления. Как говорил Альфред Степан в своей основополагающей статье о «двойной толерантности»: религия и общество, должны уважать друг друга, что является основой демократии. Но, большая власть религии сковывает демократические нормы.

 

Политический багаж исламистов и причина их успеха в 2011 году.

Есть несколько причин, по которым политический горизонт для «Братьев мусульман» и их партии, был широко открыт. Во-первых, эта организация была намного мобильней, чем её светские оппоненты. С 1980ых, «Братьям» удалось создать множество опорных пунктов в профессиональных синдикатах, институтах гражданского общества и студенческих группах. Это помогло создать им целую сеть сторонников. Участие в программе партии активной молодёжи и студентов, позволило им легко мобилизовать силы. Так же, их влияние присутствовало в больницах и школах. Во-вторых, исламисты были гораздо лучше профинансированы, как от египтян, так и от источников вне Египта. Тем более, до 2011 года, весь бизнес мог быть только прорежимным, от чего многие политические силы страдали от недостатка финансирования.

 

Основа претензий военных на власть в Египте. Угроза демократическим институтам по мнению авторов. Роль армии в Египте.

Во-первых, военные всегда имели большую власть в Египте, с тех пор, как эта страна стала крупным региональным игроком в 1952 году после революции. Военная структура обеспечила в те смутные времена крепкий фундамент государственности. Это обеспечило военным доверие населения. Во-вторых, Египет участвовал в нескольких региональных войнах, что сильно отразилось на военизированности египтян. Сама военная система Египта – особенная, например само существование граждан-солдат, является неоспоримым фактом военного влияния. В-третьих, военные Египта обладают развитой системой бизнеса. И последним критерием авторитарности «Харибды военных», была отставка Мубарака, которая создала неблагоприятный политический климат для стабильной демократичной системы. Тем самым, ещё больше ограничивая Египет в демократических нормах.

Наименее дискуссионные две сущности демократии по мнению авторов. Теоретические школы изучения институтов поддержки демократии.

Практически нет разногласий в том, что массовая поддержка демократии является главным фактором её выживания. Второе, это то, что демократия – это власть народа. Люди и социальные институты должны быть вовлечены в решение вопросов в стране.

Существует три теоретические школы институтов поддержки демократии:

1. Экономическая. Опирается повышение уровня жизни граждан, в особенности среднего класса и рост частной собственности. Это побуждает людей поддерживать демократический строй, а так же служит решением множества социальных конфликтов.

2. Эффективные политические институты воспринимаются гражданами позитивно. Эффективность политических сил зависит от того, как они воспринимают требования граждан.

3. Культуралистская. Очень подходит под арабскую модель. Её значение выражается в поддержке и соблюдении национальной идентичности. Этот фактор особо важен в арабских государствах, где традиции и религия играют важнейшую роль.

Опасения авторов по отношению поддержки демократических институтов египтянами. Вывод авторов по социальной базе демократии. Факторы «Запроса на демократию».

Авторы полагают, что вопреки «Арабскому барометру», который показывает высокую поддержку демократии в арабских странах, это не касается Египта. Негативные действия после 2011 года, отрицательно скажутся на отношении египтян к демократическим принципам. Хотя, народ несколько раз участвовал в различных демократических и свободных выборах, это привело лишь к разделению общественности. Стоит отметить, что все события 2011-2014 годов, происходили на фоне ухудшения экономической ситуации.

Авторы ожидают падения поддержки демократии. Так же, существует прогноз того, что те, кто поддерживал исламистов, да и сами члены организации не будут видеть демократического пути продвижения своих целей. В особенности это вероятно, после запрещения деятельности их партии и отстранения Мурси. Авторы прогнозируют увеличение поддержки армии, что негативно будет влиять на демократию в стране тем, что армия будет вмешиваться в любые действия. Особенно роль армии возрастёт в глазах тех, кто видит в них «стражей от исламизма и нестабильности».

Авторы выявили обратный эффект, когда образованная молодёжь разочаровалась в демократии, а сельские и пожилые граждане стали её поддерживать. Не был выявлен гендерный аспект в выборе демократического пути. Связь между религией и демократией исчезает. Это связано с тем, что люди перестали поддерживать вмешательство религиозных лидеров в политику. В сознании египтян «Братья мусульмане» теперь исламистский проект и механизм продвижения экстремистов.

Авторы делают прогноз, что позиции демократии в Египте напрямую зависят от экономического положения страны. Демократия сильно пострадала от неумелого правления с 2011 года, что совпало и стало негативно ассоциироваться у жителей с демократией. Авторы полагают, что если современное правление президента Сиси так же будет неумело править страной и приведёт к экономическому кризису, положение демократии снова может измениться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: