Европейский союз: от Маастрихтского договора к проекту Европейской конституции

Западноевропейская интеграция: предпосылки и этапы

      Европейский союз - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ.

     Предпосылки создания европейских сообществ и ЕС:

1) Экономические предпосылки связанные с формированием общего рынка и его составляющих: транснациональных корпораций и банков, международной кооперации и разделения труда, инвестиций капитала, миграции рабочей силы и др. Процесс экономической интеграции затронул прежде всего страны Западной Европы. В этих странах исторически раньше сложилась капиталистическая система хозяйствования и наладились общие рыночные связи. Кроме того, потребность в создании «общего рынка» диктовалась относительно небольшой территорией, на которой располагались эти государства. Интеграция европейских стран в сфере экономики постепенно затрагивала и другие сферы общественной жизни: политическую, социальную, культурную, информационную, правовую, военную и др. Со временем они были включены в сферу ведения Европейского Союза.

2) Политические предпосылки, связанные с наличием общих геополитических интересов европейских стран, вынужденных существовать на небольшой территории. Поэтому в целях обеспечения мира и безопасности европейские страны стремились создать целостные политические образования с надгосударственными органами. Первой такой попыткой стало создание в 20-х годах прошлого века организации «Лиги наций» как добровольного сообщества европейских народов. Однако в силу ряда причин, включая реваншистские устремления фашистской Германии и развязыванию Второй мировой войны, этот проект оказался неудачным. Но трагические события Второй мировой войны привели к осознанию необходимости интеграции, восстановлению разрушенной экономики и решению политических проблем мирным путем.

3) Культурные предпосылки, связанные с наличием общих культурных традиций, на базе общей истории и общей христианской религии, сформировавших общую систему ценностей. Наряду с религиозной составляющей, большую роль играла общая правовая культура, сформированная в большей или меньшей степени на основе римского права. Идеи конституционализма, прав человека и разделения властей вместе образуют тот фундамент, на котором функционируют как отдельные государства Европы, так и в целом Европейский Союз. Также можно отметить идею европоцентризма, сформировавшуюся в Новое время, в рамках которой обосновывалось доминирование европейской цивилизации в мире.

Формирование ЕС

1) 9 мая 1950 – 25 марта 1957 – закладываются основы европейской интеграции и права. Началом интеграции стало предложение министра иностранных дел Франции Р. Шуман 9 мая 1950 г. — о создании единой европейской организации по производству и потреблению угля и стали, объединяющей стратегические потенциалы Франции и Германии; 18 апреля 1951 г. — в Париже подписан договор о создании Европейскою объединения угля и стали (ЕОУС). Договор подписали Франция, ФРГ. Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. 

2) 1958-1968 гг. - подписаны договоры об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС),  Европейского сообщества по атомной энергии (ЕврАтом), образована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), создается общий аграрный рынок ЕЭС и Европейский фонд поддержки сельского хозяйства (ФЕОГА), создан Таможенный союз и отменены все таможенные тарифы, взимавшиеся ранее между государствами-членами, а также завершено формирование общей системы таможенных сборов на внешних границах ЕЭС.

3) 1968-1990 продолжение процесса интеграции, расширение союза до 12 государств и развитие по различным направлениям сотрудничества с другими странами и регионами.

4) 7 февраля 1992 г. — в Маастрихте (Нидерланды) подписан Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор), предусматривающий создание экономического, валютного и политического союза государств — членов Европейского Сообщества.  2 мая 1992 г. — Сообщество и ЕАСТ подписали Соглашение о создании Европейского экономическою пространства. ЕАСТ, Европейская ассоциация свободной торговли, объединяет западноевропейские страны — не члены ЕС: Норвегию, Исландию, Швейцарию и Лихтенштейн. По существу, это является включением стран ЕАСТ во внутреннюю европейскую интеграцию; 1 января 1993 г. — завершена программа строительства единого внутреннего рынка ЕС. На внутренних границах Сообщества сняты все ограничения для движения товаров, услуг, людей и капиталов; 1 ноября 1993 г. — вступили в силу Маастрихтские соглашения. Сообщество официально переименовано в Европейский союз. 1993-2001 г. - расширение границ ЕС и включение других стран, в том числе стран Восточной Европы. Амстердамский договор (1997 г.) - первая реформа Европейского союза. Ниццский договор (2001 г.) - процесс интеграции по всем направлениям.

5) 1 января 2002 г. — введение наличного евро (безналичный евро был введен 1 января 1999 г.), произошла замена национальных наличных денег на наличные евро. Процесс создания Европейского экономического союза завершен.

Европейский союз: цели, «принцип трех опор», функции и структура.

Основные цели Евросоюза:

– введение европейского гражданства;
– обеспечение свободы, безопасности и законности;
– содействие экономическому и социальному прогрессу;
– укрепление роли Европы в мире.

    В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с международной преступностью и нелегальной иммиграцией, а также перспективой расширения ЕС (страны Центральной и Восточной Европы), положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены.

            При анализе политики Европейского Союза можно выделить три основополагающих направления («три опоры»):

– «первая опора» – Экономический и валютный союз (ЭВС);

– «вторая опора» – Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ), в которой все больший вес получает военная составляющая – Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО);

– «третья опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.

    Институты ЕС. Для реализации своей политики ЕС имеет разветвленную институциональную структуру. Главными органами управления ЕС являются:

Европейский совет – высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей - министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Решения совета обязательны для поддержавших их государств. Европейский Совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. Европейский совет - формально не входит в структуру институтов Европейского союза. В его рамках осуществляется высшее руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность.

     – Совет ЕС - Совет Европейского союза, или, неофициально, «Совет Министров», наделён рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского союза. Совет осуществляет политическое лидерство и играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента. В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского союза.

Европейская комиссия - это высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии. Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь.

Европейский парламент состоит  из 785 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией. Основная роль Европарламента - утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.

Европейский суд (официальное название - Суд Европейских сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции. Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС.

     Имеются также вспомогательные и консультативные органы: Экономический и социальный комитет, Комитет регионов и Счётная палата (или Палата аудиторов).

           Развитие отношений между Европейским союзом и Россией.

В СССР долгое время относились резко негативно к европейской интеграции, рассматривая ЕС как часть военно-политической борьбы между Западом и Востоком. Официальные отношения между СССР и Европейскими сообществами были установлены лишь в 1988, когда МИД СССР направил вербальную ноту Комиссии ЕС с предложением установить официальные отношения. Взаимное признание открыло путь для подписания 18 декабря 1989 Соглашения о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между ЕЭС, ЕОУС и Евратомом, с одной стороны, и СССР – с другой, правопреемником которого стала Российская Федерация.

В конце декабря 1991 ЕС заявили о признании России и других новых независимых государств, возникших после распада СССР. В мае 1992 в Москве состоялась первая встреча Россия – ЕС на высшем уровне. Ее главным результатом стала договоренность о подготовке нового соглашения между ЕС и Россией, которое должно было заменить предыдущее и определить новое качество отношений. Таким документом стало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС (СПС), подписанное 24 июня 1994 на срок 10 лет с последующим автоматическим продлением, если одна из сторон не уведомит заранее о его денонсации. СПС охватывает четыре важнейших сферы взаимоотношений – политику, экономику, социальную сферу и культуру. Данные направления сотрудничества были подтверждены и развиты в принятой на Кёльнском саммите ЕС (июнь 1999) Общей стратегии ЕС в отношении России и ответной Стратегии России в отношении Европейского Союза, представленной Президентом РФ В. В. Путиным на саммите ЕС в декабре 1999, в которой были обозначены основные направления сотрудничества. На саммите Россия – ЕС в Лондоне в 2005 г. была достигнута договоренность о заключении нового варианта соглашения. Переговоры но новому варианту базового соглашения начались в 2008 г. и прошли 12 раундов. Но ситуация на Украине и присоединение Крыма к России в 2014 г. были негативно восприняты европейскими странами.

Страны ЕС заявляли о трех ступенях санкций против РФ. Первая − приостановка переговоров по новому базовому соглашению РФ-ЕС и договору о либерализации визового режима. Второй -индивидуальные визовые санкции и заморозка активов для ряда официальных лиц ЕС, отмена саммита в Сочи в 2014 г. Третья - введение экономических санкций, ограничивающих торговые отношения и инвестиции в строительство и производство. Введение санкций оказало негативное влияние на экономику РФ, но не привело к ее краху, как прогнозировали ряд западных политиков и экономистов. Положительным результатом антироссийских санкций можно считать расширение экономических связей России с Китаем. Санкции способствовали переориентации экономики с производства сырьевых товаров на выпуск продукции с высоким уровнем добавленной стоимости. Они также стали импульсом для замещения импортируемых товаров товарами, произведенными отечественными предприятиями.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Возникновение ООН (дата, число стран участников, штаб квартира).

2. Структура ООН. Функции и деятельность ГА и СБ.

3. Основные программы и международные организации под эгидой ООН.

4. Основные направления деятельности ООН.

5. Возникновение НАТО (дата, число стран участников, штаб квартира).

6. Структура НАТО, основные направления деятельности.

7. Возникновение ЕС (дата, число стран участников, штаб квартира).

8. Этапы развития ЕС.

9. Структура ЕС, функции и деятельность основных органов.

10 Отношения ЕС и РФ.

.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: