Местное управление и армия

Местный государственный аппарат в IV-VII вв. строился на позднеримской системе управления (префектуры, диоцезы и провинции). Гражданская власть была отделена от военной и обладала приоритетом. Во главе системы местного управления находились два префекта претория с административной, судебной и финансовой властью. В их подчинении были правители диоцезов и провинций. Последние наряду с административной властью обладали и судебной - были судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам в провинции.

С VII в. вводится фемная система.

Фемы - это военные округа крупнее провинций. Во главе их находились стратиги, у которых была вся полнота военной и гражданской власти. С усилением феодализации фемная организация начинает ослабевать и в XI в. приходит в упадок.

В IV-VII вв. армия как в Поздней Римской империи делится на мобильные войска и пограничные войска. Управление армией осуществляли 5 магистров. Большую роль играли контингенты варваров. В VII-IX вв. основу армии стало составлять стратиотское (крестьянское) ополчение. В это же время создается мощный флот. В X-XI вв. происходит распад ополчения. Ядро армии составляет конница из обособившейся стратиотской верхушки, которая формирует профессиональное войско. Постепенно византийские императоры привлекают на службу иноземные наемные отряды (из Западной Европы и Киевской Руси). Армия делилась на столичные и фемные контингенты.

На рубеже XI-XII вв. высокоцентрализованное Византийское государство становится объективно тормозом, мешавшим прогрессивному развитию народов в его составе, Это привело к политическому и социально -экономическому кризису и, в конечном итоге, к ослаблению и гибели Византии.

Право.

Право Византии

Правовая система Византии складывалась из римского права и под влиянием специфических переходных к феодализму отношений.

Развитая система права Византии была представлена обширным законодательством в виде Слайд:

- императорского законодательства (указов)

- сборников законов и комментариев к ним:

· Кодекс Феодосия, 438 г,

· Свод Юстиниана, 527-565 гг.

· Эклога, 726 г.,

o Моской закон

o Воинский закон

o Земледельческий закон

· Прохирон 879 г.

· Эпанагога, 884-886гг.

· Базилики, 888-889 гг.,

· Книга Эпарха, 9 в.

· «Шестикнижие» Арменопула, 1345 г.

- жалованных грамот,

- сводов судебной практики,

- номоканонов.

В период с IV по VIII века основными источниками права страны были:

- кодекс Феодосия

- свод Юстиниана.

Кодекс Феодосия (V век) был одной из первых попыток систематизации римского права. Он включал только действовавшие тогда нормы права в виде императорского законодательства.

Всеобъемлющая же систематизация развернулась после падения Западной Римской империи по указанию византийского императора Юстиниана Великого. Он стремился ликвидировать крайнюю разобщенность и беспорядочность прежнего законодательства. И в 529 — 534 гг. при византийском императоре Юстиниане был составлен свод римского гражданского права, который был известен под названиями «Свод Юстиниана» или «Кодекс Юстиниана».

Кодификация Юстиниана преследовала разнообразные цели:

 - стремление привести в систему старое право, унаследованное от Рима и во многом уже не соответствовавшее новым временам,

- надежда укрепить монархию;

- желание придать блеск правлению императора – выходца из простых солдат.

Интерес Юстиниана к праву был велик. Вмешательство в судебную деятельность, в том числе в качестве высшего судьи, было для него делом обыкновенным. Юстиниан полагал, что «безопасность государства зиждется и укрепляется оружием и законами... благодаря им возвысились римляне. Так было в прошлом, так будет и впредь».

Руководителем кодификационных работ был избран юрист Трибониан, занимавший один из важнейших постов в государстве (начальник столицы), которому помогали 15 сотрудников. Через три года после начала работ были готовы две основные части кодификации – «Дигесты» и «Институции».

Первоначально свод состоял из 3 частей Слайд:

1 часть: «Дигесты», или «Пандекты» (переводится как «собранное», «содержащее в себе все»), содержат извлечения из сочинений выдающихся римских юристов (Ульпиана, Павла, Юлиана, Модестина и др.).

«Дигесты» – самая объемная и ценная для нас книга кодификации – около 1600 страниц. Источник был составлен на латыни, но многие изречения и даже целые цитаты приведены по-гречески. Первоначальный текст документа не сохранился, а самая ранняя, дошедшая до нас копия относится к концу VI века. Основным содержанием Дигест были фрагменты, посвященные частному праву. Кроме того, здесь содержались рассуждения юристов относительно общих вопросов правосудия, деления права на частное и публичное, понимания закона, международного права. Дигесты отразили тенденцию слияния преторского и цивильного права и устранения многих формальностей последнего (например, деления вещей на манципируемые и неманципируемые). Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментировать и ссылаться на старые законы и сочинения римских юристов.

2 часть: «Институции» - учебник для студентов византийских юридических учебных заведений.

В империи имелись три высшие юридические школы: в Константинополе, Риме и Бейруте. Обучение продолжалось пять лет. Программа утверждалась государством. «Институции» были кратким учебником по общим началам юриспруденции, составленным на основе более старого (II в.) учебника римского юриста Гая.

3 часть:   Третья и последняя часть «Свода» – «Кодекс» Юстиниана» – это собрание собственных императорских постановлений.

Наконец, все дополнения и изменения, вносимые в «Свод» последующим законодательством, составили особую часть – «Новеллы» - императорские указы (168 новых законов, опубликованных после составления кодекса).

Складываются самостоятельные юридические школы.

Византийское право также формировалось под влиянием христианства, которое вносило в него этические элементы.

 

Эклога.

Слайд Однако массивный, состоявший из четырех частей – Институций, Дигест, Кодекса и Новелл, – Свод был очень труден для применения в судейской практике. Поэтому в 726 году по указанию императора Льва Исаврийского происходит переработка Свода Юстиниана.

Созданная законодателями Эклога (" избранные законы "), представляла собой сокращенный, исправленный с учетом времени Corpus juris civilis, который с радостью восприняли судьи Византии.

Эклога состояла из 18–ти титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы гражданского, брачно-семейного, уголовного, процессуального и канонического права,эмфитевзисе (феодальный институт, предполагавший аренду земли на срок до 3-х поколений); самый обширный титул (17) о преступлениях и наказаниях.

Однако чрезмерная сжатость Эклоги, отсутствие в ней важных вопросов все равно заставляли обращаться к Кодексу Юстиниана.

В ряде списков Эклога дополнялась Земледельческим, Морским и Военным законами.

В конце 20-х годов VIII века параллельно с Эклогой был создан Земледельческий закон,который славяне называли«Славянским»,т.к.онпредставлял собой запись норм обычного славянского права с дополнением их нормами византийского законодательства. Славянский закон регулировал преимущественно сельскохозяйственную сферу правоотношений, например, ответственность преступника за кражу зерна, за потраву посевов и пр.

Морской закон определял порядок фрахта судна и перевозки грузовморским путем.

Военный закон регламентировал ответственность за преступления при прохождении воинской службы.

 

Прохирон. ("находящийся под рукой") СЛАЙД

Императоры Македонской династии Василий I и Лев VI отменили Эклогу, т. к. она была составлена политическими противниками, и издали указание о новой переработке Кодекса Юстиниана. В 879 г. был составлен Прохирон - краткое пособие для судей, преследовавшее цели облегчить порядок правоприменительной деятельности в государстве.

Он был более полным, нежели Эклога, и содержал 35 титулов, подразделявшихся на статьи.

Прохирон содержал в себе нормы Свода Юстиниана, законодательные новеллы, а также ряд положений «осужденной» Эклоги, преимущественно из области уголовного законодательства.

Однако он уступал Эклоге по юридической технике и повторял ряд положений Эклоги. Прохирон отразил новые условия византийского общества, но содержал явный крен в сторону римского права.

 

Эпанагога ("переработанное повторение") СЛАЙД - руководство по праву с целью "очищения старых законов" и облегчения пользования правом Кодекса Юстиниана.

По сравнению с Эклогой Прохирон был куда менее удачной попыткой систематизации действовавшего в Византии права. Это почти сразу же осознали его составители, и поэтому между 884 и 886 годом от имени Василия I и его сыновей-соправителей – Льва и Александра – была издана Эпанагога («переработанное повторение»).

По сути,это был улучшенный вариант Прохирона, включавший в себя оригинальные новеллы в области публичного права о взаимоотношениях православной церкви и государства.

 

Василики СЛАЙД ("царские законы") - систематизированный и тематический свод законов, построенный путем последовательного изложения выдержек из Дигест, Кодекса и Новелл Юстиниана.

В 888–889 годах Лев Мудрый, сын Василия I, унаследовавший престол, издал Василики, или «царские законы», явившиеся своеобразной энциклопедией византийского права.

Василики включали в себя 60 книг, удобно систематизированных и доступных пониманию даже не юристов.

Василики имели четкую структуру, но содержали много пропусков и искажений первоначального текста. Поэтому Кодекс Юстиниана использовался в судах до XI в.

Этот свод византийского права явился последней официальной систематизацией норм права Восточной римской империи.

 

Слайд После Василик византийское право развивалось посредством законодательных актов императоров. Заметное влияние имели частные юридические компиляции, особенно, " Руководство к законам " или " Шестикнижье" Константина Арменопула (ок. 1345 г.), пользовавшееся авторитетом в судах Византии, а после падения Византии - в Греции, Валахии и Молдавии (было действующим правом Бессарабии до присоединения к России в XIX в.).

 

Слайд Шестикнижие Арменопула,изданное в XIVвеке,являлось частным сборником нормгражданского и уголовного права, который действовал как признанный источник права на территории Бессарабии вплоть до начала XX века.

 

Слайд Частные нормативные источники права Византии – это Хрисовулы, издававшиеся императорами и предоставлявшие привилегии отдельным лицам либо монастырям. К частным сборникам относят также Книгу Эпарха,изданную вXвеке и содержавшую преимущественно нормы оремесленно-торговом укладе византийских городов.

 

Слайд Составной частью правовой системы Византии было церковное право, которое складывалось из постановлений Вселенских соборов и решений патриархов. На основе норм церковного права и императорского права создавались сборники Номоканоны, которые оказали прямое воздействие на русское право.

Влияние канонического (церковного) права на жизнь византийского общества было огромно. По существу номоканоны были источниками церковного права, т.к. в них преимущественно входили постановления патриархов Константинопольских и каноны Вселенских соборов.

Номоканоны обладали высшей юридической силой, поскольку содержали предписания власти как светской, так и церковной. Важнейшим источником византийского церковного права были постановления Вселенских церковных соборов. Наибольшее значение имели номоканон «Схоластика» VI века и номоканон VII века, переработанный патриархом Фотием в 883 году.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: