Образовательные ресурсы: Учебник по истории России. 7 класс. Часть2. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева. Москва. «Просвещение» 2016. Презентация
Сценарий урока
I. Организационный этап:
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку, отмечает отсутствующих.
II. Этап актуализации знаний:
Учитель: Перед тем как узнать тему сегодняшнего урока, прочтите отрывок из решения земского собора 1653 года.
«… А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богтана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку…»
К каким землям относилось Запорожское войско?
Обучающиеся: к украинским
Учитель: Как вы думаете о чем сегодня будет идти речь?
Обучающиеся: о присоединении Украины к России
Учитель: Верно. Тема нашего урока - присоединение Украины к России. Какая цель нашего урока?
|
|
Обучающиеся: Изучение присоединения Украины к России
Учитель: Какие задачи мы ставим перед собой сегодня?
Обучающиеся:
- Узнать причины присоединения
- Изучить ход событий
- Рассмотреть последствия
III. Этап изучения нового материала:
Учитель: Вспомните, как сложилась судьба западных и юго-западных русских земель после нашествия Золотой Орды. Как эти земли впоследствии оказались в составе других государств?
Обучающиеся: Оказавшись перед угрозой распада, Великое княжество Литовское обратилось за помощью к Польше. Поляки предложили объединиться в единое государство. Эту политику не поддержали крупные литовские и украинские магнаты, но средняя и мелкая литовско-украинская шляхта была за такое объединение. Менее знатные феодалы надеялись получить такие же права и вольности, как и польское дворянство.
Летом 1569 г. в польском городе Люблине начал работать сейм, призванный решить вопрос об объединении. 1 июля 1569 г. Люблинская уния была подписана. На европейской политической карте появилось новое государство — Речь Посполитая, которое объединило земли Польши, Литвы и Украины. Новая страна имела единого выборного короля, общие парламент (сейм), денежную единицу, налоги, а также проводила единую внешнюю политику.
Учитель: Работая с п. 1 § 23 учебника, выясните причины тяжелого положения украинцев и белорусов, проживающих на территориях, которые вошли в состав Речи Посполитой.
Обучающиеся: В 1596 г. была подписана Брестская уния, согласно которой православные епископы Киевской метрополии признали подчинение православной церкви на Украине и в Белоруссии папе римскому. При этом сохранялись богослужение на славянском языке и православные обряды. Униаты отнимали у православных их храмы и монастыри, а священников, отказывавшихся присоединиться к унии, изгоняли из приходов. На этих условиях произошло объединение православной и католической церквей. Однако большая часть православного населения Украины и Белоруссии унию не признала. Давление со стороны правительства натолкнулось на сопротивление, в том числе вооруженное. В 1620-е гг. роль защитников православной веры и русского населения Украины и Белоруссии постепенно переходит к казакам.
|
|
Учитель: Работая с п. 1 § 23 учебника, фрагментом исторического документа (с. 73, 74) и дополнительным материалом, дайте характеристику традициям и обычаям Запорожской Сечи. (Приложение 1)
Учитель:Что вам понравилось в традициях и обычаях казаков?Что не понравилось?
Ответы обучающихся
Учитель: Повсюду на Украине насаждалась польская администрация. Она грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляя его религиозные верования, культуру, обычаи. Польские шляхтичи, по словам народной песни, наводнили Украину «як чорни хмари». В 1588 г. был введен так называемый «земельный кадастр», закрепивший право собственности на землю за шляхтой. На Украине образовались огромные владения польских магнатов. Магнаты захватывали земли вместе с проживавшими на них людьми. Одному лишь магнату Конецпольскому принадлежало на Украине 748 сел и 170 местечек и городов, а Вишневецкий владел почти всей Полтавщиной (около 40 тыс. крестьянских хозяйств).
Восстания начались после смерти лояльного по отношению к православному населению короля Владислава IV. Власть должна была перейти к его брату Яну Казимиру, который находился под влиянием иезуитов — ожидалось, что с его восшествием на престол начнутся гонения на православное население.
Восстания против польских панов переросли в национально-освободительную борьбу украинского народа. И возглавил ее гетман запорожских казаков Богдан Хмельницкий.
Работая с п. 2 § 23 учебника и дополнительным материалом, охарактеризуйте личность Б. Хмельницкого.
Ответы обучающихся
Учитель: Работая с п. 2 § 23 учебника, картой (с. 70) и интернет-ресурсами, заполните хронологическую таблицу.
Освободительная борьба украинского народа с Речью Посполитой
Период | Дата | Событие | Итог |
Первый этап (1648—1649 гг.) | 1648 г. | Казаки нанесли поражение польским войскам под Желтыми Водами, Корсунем и Пилявцами | Казаки получали самостоятельное государственное управление во главе с гетманом Б. Хмельницким в Киевском, Черниговском и Вроцлавском воеводствах |
1649 г. | Победа казаков в битве у Зборова | ||
Август 1649 г. | Заключение Зборовского мирного договора с Речью Посполитой | ||
Второй этап (1650- 1652 гг.) | Июнь 1651 г. | Поражение казаков под Берестечком | Неудачные военные действия для казаков. Власть гетмана сохранилась только в Киеве |
Декабрь 1651 г. | Заключение мирного договора в Белой Церкви | ||
Третий этап (1653—1654 гг.) | 1 октября 1653 г. | Земский собор принял решение о включении Украины в состав России и об объявлении войны Речи Посполитой | Украинский народ единодушно высказался за вхождение Украины в состав России |
8 января 1654 г. | На Переяславской раде выборные представители от всех сословий украинского народа присягнули на верность российскому царю |
Учитель: Работая с п. 3 § 23 учебника, заполните хронологическую таблицу, отражающую события завершающего этапа вхождения Украины в состав России.
Дата | |
1654 г. | Начало войны России с Речью Посполитой |
1656 г. | Заключение перемирия. Стремление Б. Хмельницкого к созданию нового антипольского союза |
1657 г. | Смерть Богдана Хмельницкого. Начало борьбы за власть в его окружении |
1658 г. | Заключение новым гетманом И. Выговским договора с Речью Посполитой, согласно которому Украина входила в унию Польши и Литвы как третий равноправный член |
Июнь 1659 г. | Победа войска Выговского в союзе с татарами и поляками над русской армией под Конотопом |
1659 г. | Раскол среди запорожских казаков. Начало гражданской войны на Украине. Побег Выговского в Польшу и избрание нового гетмана - Юрия Хмельницкого |
1660 г. | Заключение договора между Ю. Хмельницким и польским королем, по условиям которого Украина возвращалась в состав Речи Посполитой. Раскол Украины на Правобережную и не признавшую договора Левобережную части |
1663 г. | Учреждение в Москве Малороссийского приказа, ведавшего управлением Левобережной Украины |
1667 г. | Присоединение Левобережной Украины к России по Андрусовскому перемирию |
1676 г. | Сдача гетмана правобережья П. Дорошенко ставленнику Москвы гетману И. Самойловичу |
1687 г. | Подписание гетманом И. Мазепой договора с Россией, по которому Украина признавалась подвластной русскому царю |
1688 г. | Подчинение украинской православной церкви патриарху Московскому и всея Руси |
|
|
Последствия
Учитель: По «мартовским статьям», Украина включалась в состав Русского государства. Украинская местная администрация признавалась органом Русского государства и выполняла распоряжения царского правительства. Царь осуществлял свою власть на Украине при помощи гетмана, воевод, полковников и других представителей местной власти. На территории освобождённой Украины в результате освободительной войны было полностью уничтожено господство польских панов и магнатов. Малороссы получили от Москвы все, что они просили. Городам, хлопотавшим перед царем об оставлении за ними Магдебургского права, оно было предоставлено, духовенство, просившее о земельных пожалованиях и о сохранении за собою прежних владений и прав, получило их, остатки уцелевшей шляхты получили подтверждение своих старинных привилегий. Казачеству предоставлено было все, о чём оно «било челом». Реестр казачий сохранен и увеличен до небывалой цифры — 60 000 человек, весь старый уряд сохранен полностью, оставлено право выбирать себе старшину и гетмана, кого захотят, только с последующим доведением до сведения Москвы. Разрешено было принимать и иностранные посольства. Левобережная Украина и Слобожанщина за несколько десятилетий превратились в густозаселённый край, где украинские переселенцы совместно с русскими жителями распахивали степи, луга, развивали сельское хозяйство, занимались ремеслом, промыслами, успешно вели совместную борьбу против турок и татар.
|
|
Россия, не оправившаяся от последствий Смуты, вынуждена была вступить в 13-летнюю войну (1654—1667 гг.) с Речью Посполитой.
Закрепление материала:
Учитель: А сейчас, мы с вами закрепим пройденный материал.
Задание 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Присоединение Твери
2) Присоединение Левобережной Украины
3) Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию
Задание 2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Андрусовское перемирие
2) “Вечный мир” между Россией и Польшей
3)Переяславская рада
Задание 3
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Инициатором события, которому посвящена марка, был Б.М. Хмельницкий.
2) Данная марка была выпущена в 1960-х гг.
3) События, отражённые на картине, изображённой на марке, происходили в Москве.
4) В год издания данной марки часть территории РСФСР была передана Украинской ССР.
5) Последствием события, которому посвящена марка, стала Смоленская война.
Задание 4
Рассмотрите схему и выполните задания
Напишите имя и отчество правителя России, при котором заштрихованная территория вошла в состав России