Глава 3. Пути разрешения трудностей в деятельности творческих коллективов в учреждениях культуры

Способы решения проблем

Две главные характеристики детских творческих коллективов – новизна и полезность.

Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед руководителем всегда стоит задача найти новые неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма руководителя.

Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется.

Но одна сторона дела - формирование коллектива, другая - его воспитание. Стоит делать попытки, чтобы уловить в творческую деятельность коллектива всё положительное, обнаружить, чего удалось добиться и что мешает, тянет назад. Очень важно, например, анализировать успех у зрителя. Это очень трудно, но, если не пытаться этого делать, невозможно двигаться дальше. Важно анализировать репетиции, понять - почему, например, сегодня репетиция художественно не состоялась или почему сегодня она прошла лучше, чем вчера, осмыслить творческие процессы, вникнуть в их существо.

Нужно приучать коллектив не ссылаться на хорошие рецензии.

Такие вещи имеют огромное значение в процессе становления коллектива. Очень важно удержать его от упоения успехами, но не менее важно поддержать в нем веру в себя. Коллектив должен обладать общностью мировоззрения, общими идейно-художественными устремлениями, единым для всех членов творческим методом. Важно также подчинение всего коллектива строжайшей дисциплине.

Поэтому основные пути решения имеющихся и потенциальных проблем сводятся к следующему.

Во-первых, необходимо постоянно обучение и самообучения руководителя. При чем речь здесь не идет исключительно об обучении по основному творческому профилю, хотя это однозначно нельзя исключать. Но также руководитель должен знать основы психологии, конфликтологии, и всегда держать себя в курсе возникающих обновлений в его профессиональной сфере. Выезжать на семинары, курсы повышения квалификации, изучат информацию о новых достижениях в своей области, посещать мастер-классы и быть открытым к новым потокам информации.

Во-вторых, следует установить или улучшить дисциплину коллектива. Это касается не только участников коллектива, но и их родителей, если речь идет о детском коллективе. Творческий коллектив должен восприниматься перечисленными выше группами всерьез, для того, чтобы появился необходимый результат.

В-третьих, руководитель должен работать над улучшением материально-технической базы и постоянно мониторить способы и пути ее улучшения: участвовать в конкурсах с полезным и интересным призовым фондом, находить спонсоров, работать с родительским коллективом, с руководством дома или дворца культуры, с администрацией, отделами культуры и так далее. В первую очередь, это обязанность руководителя. Никто, кроме него, не будет заботиться о его коллективе, и предлагать решение возникающих трудностей.

В-четвёртых, для того, чтобы среди участников коллектива не было «слабых звеньев», чтобы все участники коллектива одинаково сильно были заинтересованы в достижении общих целей и решении общих задач, чтобы регулярно повышался уровень коллектива в целом и уровень каждого участника в отдельности, следует проводить более ответственный отбор участников. Возможно, создать несколько подготовительных группа, программа работы в которых позволит выявить участников для основной группы, мотивированных на результат. Также, для этой же цели, необходимо продумать программу мотивации участников – организовывать выезды на конкурсы, фестивали, мастер-классы, спектакли профессиональных коллективов, дни открытых дверей и другое.

Работа в творческом коллективе – задача не простая, однако, при желании, творческий коллектив, в следствие проведения большого массива работы может стать заметным и качественным коллективом дополнительного образования.

 

 


 


Перспективы развития

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно-нравственного совершенствования. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики, и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Современное общество востребует не только человека информированного, знающего, сколько способного к познанию сложности быстро изменяющегося мира, к ценностному осмыслению этого многоликого мира через человека, его деятельность и взаимодействие с людьми.

Разрешение этой задачи составляет формирование личности ученика как субъекта морали. Одним из способов развития индивидуальной нравственности школьника является формирование способности к моральному и ценностному выбору, который становится основанием для организации собственной жизни.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека. Показателями эффективности педагогической деятельности является уровень развития коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.

Поэтому каждый руководитель ставит перед собой определенные цели на будущее, такие как: создание условий для полноценного развития индивидуальных способностей человека и формирование активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной и трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей, умений самооценки и самоконтроля.

Данная цель подразумевает под собой выполнение нескольких конкретных задач:

· способствовать развитию детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного и деятельностно-отношенческого подхода к воспитанию;

· построить отношение на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива;

· создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности;

· воспитать духовно-нравственные ценности и утверждать их в сознании и поведении через чтение художественной литературы, традиции, народные праздники и обычаи;

· формировать здоровый образ жизни участников коллектива;

· формирование дружного коллектива.

Основные направления деятельности для достижения данной цели:

· координация жизнедеятельности коллектива;

· содействие организации учебно-познавательной деятельности  для повышения успешности каждого;

· обеспечение участия во внеучебной деятельности коллектива;

· установление связи с родителями участника коллектива;

· приобщение детей к культуре родного края, традициям.

Приоритетными в такой системе становятся следующие принципы: 

· принцип природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;

· принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность;

· принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;

· принцип успешности - оптимистический настрой жизни участника должен опираться не только на коллективные успехи коллектива, но и на собственные достижения;

· деятельностно-отношенческий подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между участниками;

· личностно - ориентированный подход – уважение личности участника, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям;

· принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости. Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа;

· принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни участников и воспитательных целей руководителя и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).

Мерилом эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:

· образованность участников коллектива;

· воспитанность участников коллектива;

· удовлетворённость участников коллектива жизнедеятельностью коллектива;

· сформированность коллектива.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если творчество - процесс создания нового, то социальное значение творчества, его основной смысл и историческая необходимость его возникновения состоит в том, что оно является формой качественного развития общества и окружающей его среды, ноосферы, всей культуры. Творчество в этом случае следует рассматривать как проявление высших способностей человека, высшая форма деятельности человека. Определение человека как существа «творящего, созидающего» полнее и точнее, так как именно в творчестве раскрывается с предельной ясностью сущность человека как преобразователя мира.

Коллективная деятельность позволяет: передавать свои знания и умения другим членам коллектива; решать более сложные и объемные задачи, чем индивидуально; более полно использовать индивидуальные способности каждого человека; подвергать порицанию дела и поступки товарищей, не отвечающие принятым в коллективе нормам морали и нравственности, и даже наказывать провинившихся, вплоть до увольнения.

В данной работе мы рассматривали специфику деятельности творческого коллектива, проблемы, связанные с этой деятельностью, пути решения этих проблем на примере конкретного коллектива, выявили и изучили специфику функционирования творческого коллектива и рассмотрели проблемы и перспективы его развития на примере детского театрального коллектива «Синтепоша».

Исходя из поставленной цели исследования, были решены следующие задачи:

· определены содержание, структуру и функции творческих коллективов для социально-культурной деятельности;

· изучены теоретические основы формирования и управления творческого коллектива;

· определены особенности существования и проблемы творческого коллектива на примере конкретного региона;

· предложены пути решения проблем творческого коллектива;

· проанализированы на основе проработанного материала процесс формирования детского театрального коллектива «Синтепоша» и рассмотреть перспективы его развития.

Основные выводы, сделанные в процессе проведения исследования:

1. Жизнь современного человека многогранна и разнообразна в своих проявлениях. От того, как отдыхает человек, во многом зависит его самочувствие, здоровье и, в конечном счете, его работоспособность. Высокий ритм жизни, поток впечатлений и разнообразной информации оказывают прямое воздействие и на характер проведения досуга, способ использования свободного времени, на вкусы и потребности людей, их эстетические запросы. Вот почему в числе важных элементов досуга существенное место занимает любительское художественное творчество.

2. Потребность в общении, самовыражении, стремление участвовать в общественной жизни, желание приобщиться к искусству, побуждает множество людей разного возраста участвовать в самодеятельности. Любительское творчество многообразно, каждый может выбрать тот вид, который ему по душе. Любительство сегодня - это такой вид деятельности, благодаря которому увеличивается уверенность в себе, укрепляется вера в свою способность «творить», стремиться к конкретной нравственной цели. Основная задача любительского творчества заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий полной самореализации в сфере досуга. Любительские занятия обогащают общество новыми творческими личностями. В результате ими создаются материальные и духовные ценности.

3. Театральные коллективы вызывают сегодня самый большой интерес среди всех жанров. Имеющие не самый большой количественный состав в системе любительского художественного творчества, они обладают весьма значительным воспитательным потенциалом, определяемым природой театрального искусства и необычными возможностями построения педагогического процесса.

4. Деятельность руководителя - это деятельность специалиста широкого профиля, сложная, комплексная, включающая художественно-творческое, педагогическое и организаторское направления. В этом ее специфика, определяя которую следует подчеркнуть, что указанные направления - это не просто педагогическая, организаторская, а художественно-педагогическая, художественно-организаторская деятельности, которые наряду с художественно-творческой предполагают высокий уровень художественной культуры.

5. Самое главное все проблемы решаемы, в каждом минусе нужно находить свой плюс. Сущность профессиональной деятельности руководителя творческого коллектива определяет сущность его профессионального мастерства как синтез профессионализма, творческой неповторимости, высокой духовности личности, увлеченной своей профессией, самосовершенствующейся, стремящейся к творческой самореализации. Необходимо проводить анализ проблем, тщательный поиск их решения, работу над собой и развитием своего коллектива.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: стандарты второго поколения / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М., 2010.

2. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебн. пособ. – М., 2003.

3. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972.

4. Фрейд, З. Художник и фантазирование // Воспоминание о Леонардо да Винчи о раннем детстве / пер. с нем. Р. Додельцева, М. Попова. – СПб., 2013.

5. Музыка. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. – М., 1998.

6. Ержемский, Г.Л. Дирижеру XXI века. Психолингвистика профессии. – СПб., 2007.

7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова [и др.]. –М., 2003.

8. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2008.

9. Алексеева, Э.Ф. Фольклор в контексте народной культуры / Э.Ф. Алексеева. - М.: Советский композитор, 1998. - 237 с.

10. Выготский, Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В.В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского и В.В. Иванова, вступит. ст. А.Н. Леонтьева. - 3-е изд - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

11. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Е.И. Григорьева. - Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. - 284с.

12. Емельянов, Л.П. Фольклор и художественная самодеятельность / Л.П. Емельянов. - Л.: Наука, 1992. - 256 с.

13. Ивлева, Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом / Л.Д. Ивлева. - Челябинск, 2004. - 258 с.

14. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе / А.С. Каргин - М.: Просвещение, 2008. - 365 с.

15. Коршунов, А.М. Теория отражения и творчество / А.М. Коршунов. - Москва: "Политиздат", 1971. - 255 с.

16. Мурашко, В.Г. Коллективы любительского художественного творчества в современной социокультурной ситуации // Социально-педагогическая работа - 2010. - № 9 - с.21-25

17. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013. - Режим доступа: http://www.pravo. by. - Дата доступа: 04.04.2013.

18. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 399 с.

19. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие / Л.Е. Пуляева. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 325 с.

20. Сивурова, Л.П. Любительское художественное творчество // Современная Беларусь: Энциклопедический справочник. В.3 т. Т.3. Культура и искусство / редкол.: М.В. Мясникович [и др.]. Ї Минск: Белорус. наука, 2007. - С.683-729.

21. Смирнова, Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся культурно просветительных учреждений: Учебное пособие для студ. культ. - просвет, фак. ин-тов культуры, искусств, пед. вузов и ун-тов / Е.И. Смирнова. - М.: Просвещение, 1983. - 192с.

22. Смирнова, Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.05/Е.И. Смирнова. - М., 1989. - 488 с.

23. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. - 2-е изд. - Москва: МГУКИ, 2003. - 296с.

24. Тарасенко, Т.В. Развитие профессиональных навыков менеджера танцевального коллектива / Т.В. Тарасенко. - Ауезовские чтения-3. ЮКГУ им.М. Ауезова, 2001. - Т.3. - с.29-31

25. Ткаченко, С.Т. Работа с танцевальным коллективом / С.Т. Ткаченко. - М.: Педагогика, 1998. - 234 с.

26. Смирнова С. С. Научная статья. Журнал «МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ». №4(47)2014г. ISSN 1991-5497.

27. Положение о профессиональном творческом коллективе муниципального учреждения культуры.

28. Нехорошков С. Б., Бибикова А. В. «Специфика творческих (исполнительских) коллективов (групп)». ISSN 1991-3087. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. Публикация 29.10.2012г.

29. А.Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев

Культура организации: проблемы формирования и управления СПб: Гуманистика, 2006.

30. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/upravlenie-deyatelnostyu-tvorcheskikh-kollektivov-na-primere-studii-ozvuchivaniya#ixzz3pkzooPRT

31. «Педагогика». Под редакцией Ю. К. Бабанского. «Просвещение», Москва, 1983 г.

32. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. М Просвещение, 1968. 464 с.

33. Тульчинский, Г.Л. Технология менеджмента в сфере культуры: учеб. пособие. - СПб. 1996. - 191 с.

34.Балетная осанка – основа хореографического воспитания детей. Методическое пособие/сост.Т.И. Васильева, 1983г.

35.Дзержинская И. Л Музыкальное воспитание младших дошкольников. -М.: Просвещение, 1985, -20.с.

36.Коломинский Л. Я, Панько Е. А. Детская психология. – Мн.: «Униветситетское»,1988

37.Художественное творчество и ребенок/Под.ред. Н.А. Ветлугиной. – Педагогика 1972.

 

 

Приложение

Приложение №1

Анкетирование

на тему: «Проблемы деятельности творческих коллективов в учреждениях культуры»

Прошу Вас заполнить анкету, чтобы помочь выявить проблемы деятельности творческих коллективов муниципального казенного учреждения культуры «Городской Дом культуры имени Владимира Ивановича Безобразова» Тимашевского городского поселения Тимашевского района.

Пожалуйста, внимательно заполняйте анкету, не пропуская, по возможности, ни одного пункта.

Анкета

1. Испытываете трудности с приобщением населения в творческие коллективы? 

ÿ Да

ÿ Нет

ÿ Затрудняюсь ответить

2. Покидают ли участники творческие коллективы не по своей воле?

ÿ Иногда

ÿ Нет

3. Подходит ли расписание занятий всем участникам коллектива?

ÿ Да

ÿ Нет

4. Достаточно ли места в помещении для занятий, которое предоставляет Вам учреждение культуры?

ÿ Да

ÿ Нет

ÿ Хотелось бы больше, но и так пойдет

5. Достаточно ли комфортная температура в помещениях для занятий зимой?

ÿ Холодно

ÿ Жарко

ÿ Комфортно

6. Достаточно ли комфортная температура в помещениях для занятий летом?

ÿ Холодно

ÿ Жарко

ÿ Комфортно

7. Сложно ли заполнять документацию по творческому коллективу?

ÿ Да, приходится просить помощи

ÿ Нет, все и так понятно

8. Как много уходит времени на заполнение документации по клубному формированию в неделю?

ÿ Менее часа

ÿ Более часа

9. Часто ли участники без причины пропускают занятия кружка?

ÿ Да

ÿ Нет

10. Достаточно ли оборудования/материалов для занятий в клубных формированиях?

ÿ Да

ÿ Нет

11. Помогает ли Дом культуры/администрация с финансированием?

ÿ Да

ÿ Иногда

ÿ Нет

12. Если нет, то где берете финансирование?

13. Какие причины чаще всего называют участники при покидании творческого коллектива?

14. Является ли проблемой расположение дома культуры?

15. С какими проблемами Вы сталкиваетесь в работе в клубном формировании?

 

Спасибо за участие в опросе

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: