РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И АГРОПОЧВОВЕДЕНИЕ»
(наименование дисциплины)
по направлению подготовки (специальности)
Агрономия»
(код и наименование направления подготовки (специальности)
Направленность - Агробизнес
Симферополь, 2019
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Программа составлена в соответствии с СУОС ВО, утвержденным Ученым советом КФУ им. Вернадского, протокол №
Разработчики: Осенний Н.Г., зав.кафедрой, к.с.-х.н., профессор
Веселова Л.С., ст. преподаватель, к.с.-х.н.,
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры земледелия и агрономической химии
Протокол от «» 2019 г. №
Заведующий кафедрой земледелия и агрономической химии
_________________ (Осенний Н.Г.)
Согласовано с учебно-методической комиссией факультета агрономии, садово-паркового и лесного хозяйства
Протокол от «» 2019 г. №
|
|
Председатель ________________ (Кеньо И.М.)
Распределение объема дисциплины по видам аудиторной и самостоятельной работы
Виды контактной и внеаудиторной работы | Всего часов | ||
очная форма обучения | очно-заочная форма обучения | заочная форма обучения | |
Объем в зачетных единицах | |||
2 | 2 | ||
Объем в часах | |||
Общий объем дисциплины | 72 | 72 | |
Аудиторная работа | 34 | 4 | |
в том числе: | |||
Лекции | 17 | ||
Лабораторные | |||
Практические (семинарские) | 17 | 4 | |
Семинары | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 38 | 68 | |
В том числе: подготовка к лабораторным занятиям, выполнение индивидуальных заданий) | 24 | 48 | |
Виды промежуточной аттестации: | |||
Зачет | + | + |
Виды текущего контроля самостоятельной работы
Виды самостоятельной работы | Семестр | ||
очная форма обучения | очно-заочная форма обучения | заочная форма обучения | |
Курсовой проект / работа по дисциплине | |||
Коллоквиум | |||
Расчетно-графическая работа | |||
Эссе | |||
Контрольная работа | 2 | 2 | |
Реферат | |||
другие виды работ | 2 | 2 |
Формы промежуточной аттестации
Форма промежуточной аттестации | Семестр | ||
очная форма обучения | очно-заочная форма обучения | заочная форма обучения | |
Экзамен | |||
Дифференцированный зачет | |||
Зачет | 2 | 2 |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОПОП ВО
|
|
Код(ы) и содержание компетенции(й) (согласно ФГОС ВО/СУОС ВО):
ПК-4 – Способность к разработке системы мероприятий по сохранению и повышению почвенного плодородия.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
-владеть знаниями видов систем земледелия, их преимуществ и недостатков;
-владеть методами выбора оптимальной системы земледелия в конкретных природно-экономических условиях, определения пригодности почвы под различные виды сельскохозяйственных угодий;
-осуществлять выбор оптимальной системы земледелия для сельскохозяйственного предприятия уметь оптимизировать структуру посевных площадей, разрабатывать систему севооборотов и систему обработки почв.
-владеть знаниями видов эрозии почв и факторов влияющих на ее проявление, методами борьбы с эрозией, методом расчета баланса и управления содержанием органического вещества и биогенных элементов;
-применять систему мероприятий по регулированию баланса органического вещества и биогенных элементов почвы, разрабатывать систему мероприятий по мелиорации и борьбе с эрозией почв;
-осуществлять борьбу с эрозией почв; применять систему мелиоративных мероприятий с учетом научных достижений и передового опыта с целью сохранения и повышения плодородия почв.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов знаний и умений по научным основам земледелия, современным экологически безопасным и экономически целесообразным приемам защиты сельскохозяйственных культур от сорняков, проектированию рациональных севооборотов, систем ресурсосберегающей обработки почвы и противоэрозионных приемов, особенностей ведения систем, почвозащитного, биологического (органического) земледелия.
Дисциплина входит в часть формируемую участниками образовательного процесса.
Для освоения дисциплины «Земледелие и агропочвоведение» необходимо сформировать базовые знания по морфологии и систематике растений (дисциплина «Ботаника»), минеральному, органическому и химическому составу, поглотительной способности, физическим свойствам, почвенно-экологическим режимам, плодородии почвы (дисциплина «Почвоведение с основами геологии»), агрометеорологическим показателям (дисциплина «Агрометеорология»), машинам для обработки почвы, посева и ухода за растениями, а так же химической защиты растений (дисциплина «Механизация в растениеводстве»).
Освоение дисциплины «Земледелие и агропочвоведение» является теоретической и практической базой для дисциплин «Агроландшафтное земледелие», «Адаптивно-зональное растениеводство», «Экологизация агротехнологий в растениеводстве», «Организация и планирование аграрного бизнеса» (составление технологических карт)
Дисциплина «Земледелие и агропочвоведение» изучается на 1 курсе во 2 семестре очной и заочной формы обучения
Содержание дисциплины, (модуля)
Темы разделов дисциплины (по очной форме обучения)
Раздел | Вид занятия | Темы, дидактические единицы | Применение современных образовательных технологий | ||
Научные основы агропоч-воведе-ния и земледе-лия | Лекция | 1.Научные основы земледелия и агропочвоведения 2. Состав и свойства почв 3 Факторы жизни растений и законы земледелия 4 Плодородие почвы и его воспроизводство | Интерактивные лекции | ||
Практическое | 1Ознакомление с основными типами почв юга РФ 2 Определение влажности и строения почвы | Групповые дискуссии, тренинги, анализ ситуаций | |||
Самостоятельная работа | 1.Водный режим почвы и способы его регулирования, испарение почвенной влаги. 2.Световой, тепловой и воздушный режимы почвы и их регулирование. 3.Питательный режим почвы и способы его регулирования. 4. Определение и расчеты запасов влаги в почве и коэффициента водопотребления. | ||||
Севообороты, сорные растения и меры борьбы с ними
| Лекция | 1.Севообороты. 2. Сорные растения и борьба с ними | Интерактивные лекции | ||
Практическое | 1.Методика проектирования севооборотов 2.Изучение основных биологических групп сорняков | Групповые дискуссии, тренинги, анализ ситуаций | |||
Самостоятельная работа | 1.Проектирование схем севооборотов для Северного Кавказа. 2. Проектирование схем севооборотов для Центрально-Черноземного района европейской части России. 3.Особенности построения севооборотов на орошаемых землях. 4.Введение и освоение севооборотов. 5.Особенности борьбы с сорняками на орошаемых землях. | ||||
Обрабо-тка почвы, защита от эрозии, системы земледе-лия | Лекция | 1.Механическая обработка почвы 2.Защита почв от эрозии. Рекультивация земель 3.Системы земледелия | Интерактивные лекции | ||
Практическое | 1.Изучение предупредительных и истребительных мер борьбы с сорняками 2.Проектирование системы обработки почвы в севообороте 3. Агротехническая оценка качества полевых работ | Групповые дискуссии, тренинги, анализ ситуаций | |||
Самостоятельная работа | 1.Приемы создания мощного плодородного пахотного слоя почвы в различных почвенно-климатических условиях России. Роль разноглубинной обработки почвы в севооборотах. 2. Система обработки почвы под овощные, виноград, плодовые и ягодные культуры. 3. Сев (посадка), послепосевная (послепосадочная) обработка почвы. 4. Особенности обработки почвы в условиях орошения. 5. Особенности интенсивных систем земледелия в основных природно-экономических зонах России. 6. Природно-экономические условия и особенности систем земледелия в Центрально-Черноземном районе европейской части России. Особенности систем земледелия на Северном Кавказе. 7. Агротехническая оценка качества полевых работ. |