Специфика и проблема дополнительного образования в области хореографии

Танец всегда играл особую роль в культуре каждого народа. Танец сопровождал человека всегда. В разные эпохи он являлся частью культуры, религии, воспитания, становился профессией, терапией, развлечением, спортом, искусством. Танцевали короли и простолюдины, аристократы и обитатели рабочих районов. На данный момент хореографическое искусство – массовое искусство доступное всем.

Хореография входит в программы дополнительного образования детей и подростков. Благодаря систематическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Занятия хореографией способствуют развитию общекультурного кругозора, формируют определенные эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические показатели человека: физическое здоровье и выносливость, гармоничное телосложение. Занятие ребёнка танцем – это не просто знакомство и освоение азов хореографии, это приобщение к мировому культурному наследию, привитие любви к хореографическому искусству.

На данный момент особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития. У детей при занятии хореографией формируется определенная нравственная культура; вырабатывается социальная адаптация, помогающая им преодолевать сложные жизненные ситуации; формируется выраженное желание и умение самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития; формируется готовность к обучению в вузах и техникумах (не только творческой направленности) за счёт повышенной работоспособности, конкурентоспособности; формируется умение терпимо относится к любым видам искусства, в том числе и к национальному.

Хореографическое искусство в России регулируется основным нормативно-правовым актом – Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства. Данные требования разработаны с учетом обеспечения преемственности программы «Хореографическое творчество» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области хореографического искусства и сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

На данный момент хореография является достаточно перспективным направлением в искусстве. Хореографическое образование можно получить в учреждениях высшего и среднего специального образования, а также в системе дополнительного образования. К формированиям в системе дополнительного образования в области хореографии относятся студии и кружки при школах искусств.

Современная система дополнительного образования отличается постоянной, динамично развивающейся направленностью
на потребности и интересы общества, инновационные разработки. В современных условиях большое значение приобретает образ всесторонней гармонично развитой личности, возведение человека к нормам духовности и морально-нравственным идеалам, образцам эстетичной направленности, где место культурного воспитания имеет огромное значение, так как всесторонне развитый индивид способен стать хорошим специалистом в любой отрасли.

Раскрыть потенциал ребенка, комплексно организовать процесс обучения, систематизировать полученные знания в конечный продукт умения-навыки – основные задачи педагога. Но в последнее время, недостаточно простого взаимодействия в рамках схемы «педагог-воспитанник». Необходимо полное всестороннее погружение не только в педагогический процесс, но и в полноценное общение, контакт ребенка и взрослого, анализ привычного окружения и естественного поведения воспитанника в нем.

Большое значение в воспитательном процессе в системе дополнительного образования в области хореографического искусства имеет мотивация ребенка на хорошую, продуктивную работу, и, как следствие, получение желаемого результата.

Мотивационный фактор для каждого ребенка свой. В то время, как одного заинтересует сам процесс, другой будет ориентирован на конечный результат, третьего же подстегивает «соревновательный» момент внутри группы.

Задача педагога – определить те субъекты, которые влияют на мотивационную активность обучающегося в области хореографического искусства.

Дальнейшая педагогическая деятельность при работе с детьми в системе дополнительного образования в области хореографического искусства должна строиться на основании выводов, полученных вследствие изучения особенностей личности каждого ребенка. Данные результаты позволяют педагогу выбрать и соответствующую структуру занятия для конкретных групп и каждого ребенка в частности:

- урок-игра;

- урок-конкурс;

- урок-лекция;

- урок-практика;

- комбинированный урок.

Огромное значение в работе педагога дополнительного образования в области хореографического искусства играет вовлечение родителей и опекунов в учебный процесс детей. Эмоциональная подготовка взрослых людей к возможным вариантам развития подросткового образования не просто необходима, скорее обязательна, ведь несоответствие ожидания родителей конечным результатам воспитательной деятельности – явление довольно распространенное. Педагог дополнительного образования в области хореографического искусства должен максимально приблизить результат обучения воспитанника к требованиям их родителей, в тоже время если данное уравнение невозможно свести к максимально благоприятному результату, сгладить реакцию взрослого человека на конечный результат образовательной программы.

Вовлечение ребенка в творческую среду способствует укреплению личностной позиции, дает свободу выбора в принятии решений, полностью реализует скрытый потенциал и совокупность возможностей.

В настоящее время необходимо обратить внимание на уровень подготовки педагогов дополнительного образования в области хореографического искусства.

Разработка долгосрочной стратегии связана с определением методологических и теоретических основ педагогической системы данного типа, выработкой достаточно универсальной модели решения этой задачи.

При этом уровень подготовки к профессиональной деятельности может быть существенно повышен, если:

- созданы, аргументированы и поняты педагогическими кадрами методологические и теоретические основы системы дополнительного образования в области хореографического искусства;

- готовые методологические и теоретические основы педагогического процесса обеспечивают его индивидуальную ориентацию, учитывают логику системы дополнительного образования в области хореографического искусства, совместно с воспитательными целями;

- процесс образования в системе дополнительного образования в области хореографического искусства приведен в соответствие с закономерностями и тенденциями современного общества;

- система обучения предусматривает вектор на решение профессионально-ориентированных задач на основе использования педагогических средств, методов, принципов, приемов и опирается на логику системы дополнительного образования в области хореографического искусства.

Педагог дополнительного образования в области хореографического искусства должен стремиться к активности, к «саморазвертыванию», к саморазвитию, самосовершенствованию, динамичности, умению добиваться успеха, быть широко образованный, профессионально подготовленный, творческий, способный решать сложные профессиональные задачи в быстро изменяющихся условиях, смело принимать новаторские решения и проводить их в жизнь на протяжении всей жизни.

Реализация педагогического процесса поставит педагога дополнительного образования в области хореографического искусства перед необходимостью овладеть инновационными, дополнительными профессиональными качествами: психолого-педагогического профиля, разнопланового хореографа (современному, классическому, народно-сценическому, бальному танцу). Специфика проявления обусловлена широкой эрудированностью педагога-воспитателя, внутренней собранностью, готовностью к экспромту и импровизации, построению учебно-воспитательного процесса, убедительного, на высоком уровне наглядного показа и способностью творчески развивать познавательные эстетические потребности в обучении искусству танца.

Перспективный, всеохватывающий, многоуровневый образовательный процесс воспитания и обучения предполагает владение педагога навыками комбинирования, составления, разработки многообразия возможностей проведения программы, особенностей хореографической направленности, возможности научить воспитанника. Для этого они должны обладать такими профессиональными качествами личности, как:

- собственное видение;

- эстетический вкус;

- разносторонность, обширный кругозор;

- фантазия при работе с музыкальным материалом, ритмичность;

- приятная внешность;

- большие творческие амбиции;

- владение актерским мастерством;

- интуиция;

- коммуникативные навыки.

Выделенные профессиональные качества личности педагога дополнительного образования в области хореографического искусства выражают идею приоритетности свободной формы сотрудничества педагога и воспитанника, перспективность форм работы, обмен культурными и профессиональными ценностями не только опытного хореографа и подростка, но и самих подростков между собой. Содержание образования в области хореографического искусства должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации.

При формировании содержания и методик воспитания на всех этапах, системы дополнительного образования в области хореографического искусства, с соблюдением преемственности во всех формах, методах и средствах необходимо руководствоваться как традиционными педагогическими методами, так и инновационными.

Как и все сферы культуры и искусства, хореография имеет свои проблемы, требующие рассмотрения и дальнейшего решения. В деятельности педагогов главным отрицательным моментом является увеличение документации. Так же отмечается недостаточность оснащения современными материально-техническими средствами кабинетов хореографии, а также отсутствие свободных кабинетов для внеурочной деятельности.

Недостаточность информационно-методических ресурсов необходимых для освоения программ в соответствии с планируемыми результатами так же является основной проблемой дополнительного образования в области хореографии, так как хореограф, должен уметь пользоваться не только текстовым редактором, но и создавать презентации, использовать цифровое и мультимедийное оборудование на занятии.

Существующая нормативно правовая база во многом регулирует хореографическое искусство, определяет основные направления и тенденции, но не решает вышеперечисленные проблемы. Для разрешения данных трудностей необходимо создать комплекс мер по увеличению финансирования и, как следствие, решатся проблемы с материально-технической базой. Так же необходимо обратить внимание на переподготовку и переквалификацию кадров дополнительного образования в области хореографии, что поможет лучше освоить программы, улучшить результативность и расширить кругозор педагогов.

 

Одним из средств эстетической культуры, воздействующих на школьников через творческую деятельность, является искусство хореографии. Но, несмотря на очевидную, разностороннюю пользу танцев, многие считают их несерьёзным занятием. Значение уроков хореографии не представляет для многих учащихся определенной ценности. При большой загруженности детей уже в начальной школе танцы стоят далеко не на первом месте. Очевиден приоритет английского языка и спортивных секций, особенно в условиях богатого разнообразия и доступности. Танцы как развлечение бросают или приостанавливают очень легко. «Двойка? Не успел? Устал? Виноваты танцы. И ни ногой, пока не исправишься!»

Проблема состоит еще в том, что здесь нет единого стиля. Сколько школ и групп, столько и стилей, техник, своих особенностей. Кроме того, есть много детей, искушенных выездами за границу, музыкальными и театральными впечатлениями. Чтобы урок прошел интересно, приходится находиться в вечном поиске новых идей и вдохновения. Но на практике в связи с недостаточным научно-методическим обеспечением в области эстетического воспитания средствами хореографии, недостаточной ориентацией учебных пособий и рекомендаций, слабой мотивацией и большой загруженностью преподавателей наблюдается нехватка интересных образовательных программ и педагогических находок, пассивность педагогов, творческая ограниченность. Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимальном их сочетании. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала, конечно, работает на качество его усвоения, что в дальнейшем будет являться прочным фундаментом знаний. Но чревато механическим повторением и потерей интереса.

Занятия танцами – это не просто досуг, и это прекрасно понимают те, кто идет через этот нелёгкий, но очень интересный путь. Любой опытный танцор и преподаватель понимает, что без многократного повторения и тренировки тела трудно рассчитывать на большой прогресс в танце. Занятия школьников, уставших после уроков, танцами оказываются не только развлечением, но и ещё одним, дополнительным видом деятельности, где необходимо старание, упорство, усилие над собой.

Говоря о факторе частоты занятий, необходимо помнить, что тренировки один раз в неделю даже вредны для организма, т.к. большая и резкая нагрузка ухудшает здоровье. За два раза в неделю прирост в обучении весьма небольшой, скорее это будет поддержание уже имеющегося уровня развития; а занятия три и более раз в неделю дают качественный прирост. Но традиционно в системе образования принято делать два занятия в неделю, да ещё учитывая тот факт, что времени на повторение пройденного материала дома у учащихся, как правило, нет. Поэтому проблема, что дети забывают изученный материал, закономерна и понятна. Если занятия проходят редко, то большая часть информации забывается, если часто, то остаётся и наращивается. Проблема запоминания нового материала – одна из самых актуальных для педагога. А потому учителю-хореографу постоянно приходится искать способы, приёмы и методы, при которых 80-90% новой информации усваивается на самом учебном занятии. 

К тому же, в силу психофизических особенностей человека у учащегося интерес падает как от чрезвычайно простых, так и от сложных элементов. Если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то она ведёт за собой развитие способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл «зоной потенциального развития». Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведёт за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей и только; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и также не приводит к формированию новых умений и навыков. Какой же выход? Вот некоторые рекомендации, опираясь на большой практический опыт многих коллег: повышаем и меняем задачи через такие интервалы, чтобы ученикам было легко достигать прогресса, они почувствуют свою успешность и захотят её подкрепить; метод разучивания по частям (движение делится на простые части и каждая часть разучивается отдельно, распределяя внимание между различными движениями, манерой исполнения, музыкальностью) в сочетании с целостным методом разучивания (в замедленном темпе); исполняем элементы, постепенно увеличивая уровень их сложности; учим в обратном порядке, чтобы идти от нового к известному, отлично выученному в начале; метод временного упрощения движения (сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде, затем движение усложняется, приближаясь к законченной форме);

-меняем виды деятельности и задач;

-даём задание придумать небольшие композиции из пройденных па;

-применяем игровые и творческие задания, конкурсные уроки;

-поощряем любые попытки к старанию, удачно исполненное движение, танцевальную одежду, осанку; подчеркиваем любое улучшение во всем, что касается танцевального мастерства, характера, имиджа и т.д.

Ещё один вид затруднений, встречающийся на занятиях танцами. Оказываются «наказанными» не только неуспевающие, но и яркие, самые способные дети, схватывающие на лету, опережающие остальных. У них всё получается легко, быстро, точно, мы хвалим их, ставим в пример и используем их помощь на занятиях. И вдруг замечаем, что, несмотря на свои успехи и активную позицию в группе, ученик теряет стимул и заинтересованность в быстром освоении нового. «Зачем мне стараться? У меня и так всё получается». Психологические эксперименты показали, что полный и легко достижимый успех также плохо сказывается на способностях и как следствие, на обучении, как и поражения. Такие дети сразу понимают и выполняют предложенные движения, и если педагог не найдёт способ их заинтересовать, их ожидает скука и раздражение, пока то же самое не поймут другие ученики группы.

Конечно, не хвалить и по достоинству не оценивать нельзя. Следуя советам специалистов в области образования, предлагаем группе задания разной сложности, на выбор. Например, обязательный минимум, посильный любому ученику, тренировочные задания (для желающих хорошо знать и уметь) и творческие, выполняемые по желанию. При этом самостоятельный выбор уровня и количества заданий даёт учащимся дополнительную возможность самореализации, придаёт дух соревновательности. Реализовывается психологическая потребность в прохождении всевозможных испытаний для подтверждения своей умелости, а предмет изучения становится интереснее. Ведь в изучении танцев (как и в большинстве других областей) нет предела, «потолка», есть лишь определённые степени овладения этим искусством. Каждое танцевальное движение или фрагмент могут отрабатываться и совершенствоваться до бесконечности.

С прохладным отношением к танцам общества в целом, о котором говорилось вначале, связана ещё одна проблема педагога-хореографа – наказание ребёнка родителями путём лишения удовольствия, т.е. временный запрет на посещение ваших занятий. Отнимая у ребёнка его небольшие радости, родители огорчают его. Кстати, если ребёнок расстроен тем, что не может пойти на ваше занятие – празднуйте победу. Очевидно, что ему у вас нравится.

Запрещая ребенку посещать занятия, родитель меньше всего думает о процессе обучения, работе коллектива и о том, что это будет неудобно педагогу. (Но наша цель – не осуждать и оценивать, а разобраться, что делать нам, коллегам, любящим свою работу). То же самое происходит, когда ребёнка забирают с репетиции или концерта без предупреждения. Т.е., решая сегодня одну проблему, родители создают другую, ведь «завтра» прощёное родителями дитя отстанет от группы и получит новую долю негативных эмоций. Чтобы свести такой риск к минимуму, необходимо больше общаться с родителями, устанавливать доверительные отношения с ними, хвалить их детей. И те, и другие должны знать о важной роли юного артиста в вашем коллективе. Как правило, никто не хочет специально подводить педагога и коллектив, особенно если родители видят, что вы действуете в интересах ребёнка. Один из способов преодоления ситуации – корректировка проведения занятия педагогом, что есть по сути прекрасная возможность самосовершенствования. Такие занятия развивают у педагога мобильность мышления и творческий подход, ведь ему приходится действовать в нестандартной ситуации. Повторим с другими то, что у них хуже получается, не «зацикливаясь» на отсутствующем ученике.

К тому же, наказывая ребёнка непосещением занятий, родитель, не только лишает его радости в обучении, снижая мотивацию к образованию, но и создает ситуацию, когда учащийся находит себе другие виды досуга, которые далеко не всегда обладают высоким духовно-нравственным потенциалом.

Говоря о теме пропусков занятий, сделаем акцент на важности взаимопомощи, выручки и поддержки среди детей. Многие ученики группы между собой дружат, а многие ли показывают друг, другу движения, помогая тому, кто пропустил? Чаще всего никто не догадывается ни спросить, ни предложить. А ведь детские души отнюдь не лишены чувства доброты и поддержки. Кстати, показать и объяснить новый материал другим – это прекрасный способ выучить его самому, который ещё и даёт возможность обнаружить свои пробелы. 

В отечественной системе дополнительного образования существует множество детских коллективов, кружков и студий, руководители которых направляют усилия на изучение основ танцевальной грамоты. Взаимодействие педагога с детьми часто сводится к преподаванию практических умений и минимума теоретических знаний. Возможное разнообразие форм учебной работы сводится к однотипным занятиям – изучению последовательности движений в разных танцах (на профессиональном языке «связкам»), влекущим за собой переутомление, эмоциональное напряжение, мышечную усталость. Как сделать обучение хореографии менее жёстким, пробудить и поддерживать у него интерес к занятиям, найти сферу приложения способностей каждого и развить то, что заложено от природы? Каждый ребёнок стремится быть не только наблюдателем, но и активным участником процесса обучения. Если деятельность ребёнка – творческая, она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. В этой связи важной является музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность детей. Такая деятельность связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в себе новых возможностей, к приложению необходимых усилий для преодоления трудностей. Особенно важно, чтобы участие в сочинении танца, его исполнении и восприятии было ребенку по силам

Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность обучения. Уроки не должны быть одинаковыми, тем более в дополнительном образовании! Однообразие всегда утомляет. Один из способов развития познавательной активности учащихся – это применение современных мультимедиа технологий. С их помощью учебный материал можно представить как систему ярких опорных образов, позволяющих облегчить запоминание и усвоение материала. Более того, сегодня изменение технологии обучения и формы представления образовательной информации являются требованием времени. Компьютер с проектором пригодится на теоретических частях занятия для изучения стилей танцев, для уроков с видео-тренером, камера – для съемок и работы над ошибками. Активным, творческим, пробуждающим в детях художественное и творческое начало должен быть весь процесс обучения танцу. Через танцы проходят почти все люди, все дети. Это один из наиболее стабильных видов досуга молодежи. Сегодня в школе если и присутствуют элементы хореографии, то как некое исключение из правил: обычно это выступления учащихся, которые занимаются различными направлениями танцевального искусства «профессионально». Для большинства же детей красивые и слаженные движения под музыку на публике кажутся чем-то недостижимым. Но ведь все хорошее хочется попробовать самому, а где это сделать, если не в школе? Искусство танца в той или иной степени доступно для изучения любому ребенку независимо от его природных дарований и возраста. Осваивая танцевальную лексику, ребенок не просто воспринимает красивое, но и преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна.

Так важно найти подход к каждому ребенку, завоевать симпатии детей, разглядеть в каждом только ему присущие качества. Главная наша задача – не только дать детям знания, умения, навыки, но создать условия для свободного владения ими, их творческого использования.


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ В «МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «ПИРАМИДА» ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: