Значение национальных традиционных обычаев в процессе воспитания детей и подростков

Выступая результатом деятельности той или иной этнической общности, каждая национальная культура отражает специфику географических, экономических, исторических и иных факторов формирования и развития самого этноса. Эта культура находит свою репрезентацию, прежде всего, в форме специфичной самоорганизации, которая отличает одну национальную культуру от других. Эта специфика проявляется себя в продуктах материальной и духовной сфер деятельности, системе социальных, духовных аксиологических модусов, отношениях с природной окружающей средой. Национальная культура предполагает выработку единых, общепринятых в рамках социума правил поведения, общей картины мира, общей памяти. Именно на эти стабилизирующие и интегрирующие аспекты функционирования культуры направлено действие механизма традиции [16].

Формирование ритуалов, обычаев направлено на сдерживание роста вариативности поведения, способного привести к распаду самого общества.

Каждый человек когда-либо в своей жизни сталкивался с такими понятиями, как традиция, обычай или обряд. Их смысловое значение уходит корнями глубоко в древность, и со временем, их историческая суть и ценность сильно изменились. Определенные ритуалы являются неотъемлемым атрибутом жизни людей, а мы, не задумываясь, следуем обычаям и традициям, вряд ли отличая одно от другого [7].

Обычай, пожалуй, является наиболее простым, понятным элементом культуры, с помощью которого осуществляется культурная регуляция. Обычай – это то, что имеет давнюю устойчивую традицию, что совершается в установленное время, в установленном месте, по установленному поводу. Это признанная привычка (стереотип поведения), санкционированная массовым сознанием. Хотя по своей сути он не носит жестких, однозначных стандартов, его, как правило, придерживаются либо все, либо большинство людей, входящих в данное культурное сообщество [1, c. 230].

В обычаях проявляется своеобразие той или иной культуры, субкультуры, а также семейного и личностного поведения. Они играют немаловажную роль в деле инкультурации человека, а также в познании различных аспектов культурного бытия. Нарушение обычаев влечет за собой определенные санкции, которые могут быть как жесткими, влекущими наказание, так и мягкими, в виде неодобрительного или осуждающего общественного мнения. Обычай родственен таким феноменам, как обряд, ритуал, традиция, привычка, нрав, однако, полностью с ними не совпадает. Обряд и ритуал, к примеру – строго формализованные явления, имеющие жесткий характер [8].

Обычаи иногда называют менее важными социальными нормами (Н. Смелзср). В любом обществе обычаев очень много. Даже в самом примитивном их насчитываются тысячи, а в развитых обществах – гораздо больше. Не случайно слово «обычно» произошло от слова «обычай» и означает многократно повторенное действие.

Обычаи касаются в первую очередь элементарных норм поведения: как сидеть, есть, здороваться, держать вилку, нож, каков набор блюд за завтраком, обедом, ужином, как вести себя по отношению к женщине (мужчине), старшим, детям и т.д. и т.п. Процесс усвоения культуры часто начинается с обычаев, которые особенно важно знать, когда попадаешь в чужую (и чуждую) для себя среду. К числу обычаев относят табу – различного рода запреты (на мясо некоторых животных, на произнесение бранных слов и т. д.) [12].

В основе обычаев лежат первичные биологические потребно­сти, то есть те, что связаны с инстинктами и направлены на выживание человека как вида. Соответственно, появление обычаев связано с естественными биологическими реакциями организма на окружающие условия, и лишь позднее обычаи пре­вращаются в культурные механизмы, регулирующие поведение членов общества.

Из инстинктивных импульсов выводит обычаи З. Фрейд. Более того, истоки обычая он видит в индивидуальной привычке. Индивид предпринимает какие-либо необычные действия и совершает необъ­яснимые поступки согласно формуле: «Если я сейчас этого не сде­лаю, то произойдет несчастье», или «Если я совершу это, то мне повезет». З. Фрейд напоминает, что у каждого из нас в арсенале имеется набор ритуальных действии, обязательных в какой-то тре­вожной ситуации или в ответственный момент. Например, человек, которого ожидает важное дело, заламывает веточку на одном и том же дереве, и поступает так всякий раз, когда предстоит трудный день. Студент, отправляющийся на экзамен, проглатывает счастли­вый автобусный билет. Даже не будучи уверенным в эффективности действия, человек склонен к его периодическому повторению. По мнению венского психоаналитика, делается это с целью самоуспоко­ения. Так, импульсивное бессознательное действие становится обы­чаем, то есть повторяющейся схемой поведения, которой придается значение [9].

Культура изобретает такие механизмы, с помощью которых человек максимально эффективным способом приспосабливается к среде и обеспечивает себе выживание. Если где-то возникают странные, на наш взгляд, обычаи, то необходимо искать какие-то рациональные, целесообразные основания, ускользающие от понимания, потому что мы не видим первоначального практического смысла.

Время идет, все меняется. Человеческая жизнь очень непостоянна. Сегодня одна работа, завтра другая, сегодня одна любовь, а завтра можно встретить новую. Поэтому и приходится менять обычаи. Пример таких изменений: исчезновение свидетелей на свадьбах.

Раньше эти люди играли такую же важную роль, как жених и невеста. Но со временем обычай приглашать свидетелей потерял свою актуальность. Сегодня молодожены отлично обходятся без них, а значит, нет надобности назначать друзей на эту роль.

Другой пример – это крещенские гадания. Раньше девушки занимались этим делом каждый год. Сегодня этот обычай потерял популярность. Молодым особам не хочется проводить время в темной бане в обществе свечей и зеркал. У них есть более интересными (любопытными) занятия. Получается, обычаи умеют умирать благодаря смене общественных интересов.

Сегодня идет американская глобализация всех стран. Большая часть товара и услуг, которые мы привыкли потреблять каждый день – это продукт не нашей культуры. Нравы и обычаи необходимо знать и соблюдать, чтобы не потерять свои корни и национальность. Ведь Россия – эта страна со своей самобытной культурой, речью и искусством. Конечно, необходимо модернизировать страну, обновляя обычаи и традиции, но это не значит, что нужно заимствовать их из других стран. Почему же так плохо заимствовать чужую культуру, ведь раньше это было нормой жизни и при захвате одной страны, культура другой навязывалась против воли граждан. Но сегодня это кажется ужасным, так как, забывая свою историю, люди перестраивают свое мышление. И в итоге может получиться такой вариант, когда обществом будет править один человек, навязывая всем единственный возможный образ жизни. Стоит прочесть хоть одну антиутопию, чтобы понять, как плохо будет житься при таком раскладе [19].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: