В эпоху высокой международной конкуренции туристский спрос претерпевает значительные динамичные изменения. В этой связи необходима разработка новых принципов и подходов к формированию и продвижению туристского продукта Республики Казахстан со стороны заинтересованных структур в целях создания наиболее эффективной системы туристского «опыта» для внутреннего и международного посетителя. Следует принять во внимание, что, несмотря на уникальность и качество туристского продукта, отсутствие высокоразвитой инфраструктуры (транспортной инфраструктуры, телекоммуникационных каналов связи, бытового обслуживания и т.д.) снижает степень удовлетворения от путешествия, что, как следствие, приводит к сокращению количества туристских прибытий и снижению уровня конкурентоспособности территории на внутреннем и мировом туристских рынках.
В связи с этим необходима разработка новых подходов в организации туризма на различных территориальных уровнях (страны, области, района, города). Одним из таких методов является кластерный подход.
|
|
В настоящее время для отечественного туризма задача формирования кластеров с целью повышения конкурентоспособности соответствующего административно-территориального образования стала наиболее актуальной.
Туристский кластер - это сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с индустрией туризма и рекреационными услугами.
Цель создания туристского кластера – повышение конкурентоспособности территории на туристском рынке за счет синергетического эффекта, в том числе:
1) повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер;
2) стимулирования инноваций и развития новых туристских направлений;
Создание туристского кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование положительного имиджа региона, что в целом создаст высоко интегрированные туристские предложения и конкурентоспособные туристские продукты. В Казахстане возможно создание пяти туристских кластеров: Астана, Алматы, Восточный Казахстан, Южный Казахстан и Западный Казахстан.
Т.к. наибольшее сосредоточение гор в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях, целесообразно говорить о создании кластеров горного туризма именно в этих регионах.
Кластер Алматы - это кластер, включающий город Алматы и часть Алматинской области. Город Алматы будет являться центром кластера, в котором определены следующие ключевые места туристского интереса:
|
|
1) археологический ландшафт Тамгалы с петроглифами (объект ЮНЕСКО);
2) Государственный национальный природный парк "Алтын-Эмель", включенный в предварительный список ЮНЕСКО;
3) Чарынский каньон на территории Чарынского государственного национального природного парка;
4) водохранилище Капчагай;
5) горнолыжные зоны вблизи города Алматы с Иле-Алатауйским государственным национальным природным парком, включенным в предварительный список ЮНЕСКО;
6) туристский центр «Жана-Иле»;
В будущем кластер может расширяться и включать другие части Алматинской области, а также представлять новые места туристского интереса - озеро Балхаш и горная цепь Жетысуского Алатау с петроглифами Ешкиольмес, включенными в предварительный список ЮНЕСКО, а также Иссыкские курганы и объекты, включенные в серийную транснациональную номинацию «Шелковый путь» (городище Талгар, Боралдайские сакские курганы).
Алматы станет центром международного горного, делового и горнолыжного туризма и будет позиционироваться как кластер «Развлечения в городе и в горах». К основным туристским продуктам, которые будут представлять данный кластер, относятся MICE-туризм, культурный туризм и турне, отдых в горах и на озерах, кратковременный отдых.
Кластер Восточный Казахстан включает северные и восточные части Восточно-Казахстанской области. Город Усть-Каменогорск будет являться центром кластера, в котором определены шесть ключевых мест туристского интереса:
1) объекты Государственного историко-культурного заповедника-музея «Берел»;
2) водохранилище Бухтарма;
3) река Ертис - озеро Жайсан;
4) Катон-Карагайский государственный национальный природный парк;
5) Калжирский каньон;
6) Риддер - Анатау и Ивановские горы;
7) озеро Алаколь;
8) город Семей.
В будущем кластер может расширяться, включая оставшиеся части Восточно-Казахстанской области.
Кластер Восточный Казахстан будет позиционироваться как «Мир чудес природы» и являться центром развития экологического туризма.
К основным туристским продуктам, которые будут разработаны в данном кластере, относятся активный и приключенческий туризм, отдых в горах и на озерах.
В целом, местным исполнительным органам необходимо укреплять взаимодействие с центральным уполномоченным органом в сфере туризма, пересмотреть/разработать региональные мастер-планы развития туризма на краткосрочную/долгосрочную перспективы, постоянно обновлять базы данных, содержащие перечень функционирующих туристских организаций, объектов туристской инфраструктуры, включающий места размещения по типам, развлекательные и прочие объекты.
Необходимо усилить работу с предпринимателями в сфере туризма, а также смежных сфер деятельности, определить рычаги, способствующие действенной работе инструментов государственной поддержки на местах. Определить подготовку туристских кадров в регионе одним из приоритетов, поддерживать тесный контакт с учебными заведениями, осуществляющими подготовку кадров туризма.
Также одним из приоритетных направлений деятельности для всех областей является развитие социального туризма, обеспечивающего возможности для удовлетворения потребностей в туристских услугах внутри страны определенных категорий населения, в том числе граждан пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями. В партнерстве с частным сектором и отраслевыми ассоциациями необходимо активизировать работу по продвижению интенсив-туризма и внедрению механизма поощрения работников путевками для отдыха внутри страны. Меры по развитию социального туризма будут включать экономические стимулы для организаторов социального туризма и льготы для его участников при оказании и получении туристских услуг, создании, реконструкции и эксплуатации объектов социального туризма.
|
|
Каждый туристский кластер должен организовать разработку нескольких туристских продуктов, но выбор и приоритеты туристских продуктов зависят от потенциалов развития каждого продукта в каждом кластере. В целом, в рамках развития горного туризма необходимо развитие двух главных продуктов:
Активный и приключенческий туризм
Активный и приключенческий туризм – виды деятельности на природе, включая «мягкие» виды деятельности (кемпинг, ходьба, езда на велосипеде, полноприводном автомобиле, исследование природы, верховая езда, наблюдение за птицами, рыбалка и охота) и «жесткие» виды деятельности (гребля на каноэ, сплав на каяке, спелеотуризм, езда на горном велосипеде, катание на лыжах по пересеченной местности, альпинизм, парапланеризм, спуск на плотах (рафтинг), скалолазание, и джип-сафари).
К основным странам, генерирующим туристские прибытия в Казахстан по данному турпродукту, относятся Казахстан, Россия и Европа.
Выездной (загородный) туризм к горам и озёрам
Отдых в горах и на озерах – программы различной деятельности в сфере отдыха и рекреации - проведение летнего и зимнего отдыха для пар, семей и детей, отдых во время официальных выходных дней, активные виды деятельности в горах, а также экологический туризм.
К основным странам, генерирующим туристские прибытия в Казахстан по данному турпродукту, относятся Казахстан, Россия и Китай.
Развитие упомянутых продуктов туризма подразумевает необходимость развития разнообразных проектов туризма, включая проекты национальной важности. К национальным туристским проектам относятся крупные проекты, инициированные Правительством Республики Казахстан.
Национальные туристские проекты, относящиеся к горному туризму, разрабатывающиеся в данное время, - горнолыжный курорт Южный Каскелен и Кок Жайлау в кластере Алматы.
«Каскелен Юг»
Каскелен Юг – это разработка и развитие большого международного горнолыжного курорта для зимнего и летнего отдыха и разнообразных видов деятельности. Данный проект предполагает развитие туристской инфраструктуры, включающей 3 зоны с поселками/гостиницами, апартаментами, таунхауси шале с общей вместимостью 28 600 койко-мест. Также сопутствующие объекты для обслуживания туристов - 148 километров лыжных трасс для 31 600 горнолыжников, 27 горнолыжных подъемников и 4 985 мест для парковки.
|
|
Общая стоимость проекта оценена приблизительно в 2205 млрд. долларов США, которые будут инвестироваться по этапам в течение последующих 20 лет. Проект «Каскелен Юг» описан в системном плане развития горнолыжной зоны города Алматы.
«Кок Жайлау»
Кок Жайлау - это разработка и развитие круглогодичного горнолыжного курорта, отвечающего международным стандартам качества. Проектом предусматриваются создание международного горнолыжного курорта в пригородной зоне города Алматы, включая пассажирские канатно-кресельные дороги, а также подведение инженерных сетей к основным объектам курорта. Проект «Кок Жайлау» описан в системном плане развития горнолыжной зоны города Алматы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной целью развития активного горного туризма в Казахстане является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, на базе которого будут обеспечиваться условия для развития отрасли как сектора экономики, интеграции в систему мирового туристского рынка и развитие дальнейшего международного сотрудничества в области туризма
В рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития принята отраслевая Программа по развитию перспективных направлений развития туристской индустрии на 2010-2020гг.
В ходе реализации указанных программ согласно данным агентства по статистике были достигнуты следующие результаты.
В Казахстане наблюдалось увеличение туристских потоков по всем направлениям. Так, количество посетителей въездного туризма увеличилось на 14,2%. Количество посетителей по выездному и внутреннему туризму увеличилось на 24,5%.
Доходы от туризма в Казахстане выросли на 5,2%. Для еще большего увеличения доходов необходимо развивать туристскую индустрию вблизи основных приоритетных рекреационных зон, культурно-исторических деловых центров республики с развитой транспортно-коммуникационной инфраструктурой.
Основными задачами развития внутреннего спортивного туризма в Казахстане является создание конкурентоспособной туристской отрасли, включающей развитие инфраструктуры и повышение качества предоставляемых услуг. На сегодняшний день по республике имеется 494 мест отдыха, из них: санаториев - 66, гостевых домов - 71, зон отдыха - 54, домов отдыха - 75, турбаз - 190, охотничьих домов - 11, кемпингов и мотелей - 27. Также в республике ежегодно проводятся туристские мероприятия в целях развития внутреннего туризма.
Министерством туризма и спорта РК на постоянной основе проводится активная работа по продвижению позитивного туристского имиджа Казахстана за рубежом путем участия на ведущих международных выставках в Мадриде, Берлине, Москве, Сеуле, Пекине, Париже, Токио, Лондоне. На данных выставках экспозиция страны неизменно вызывает большой интерес и занимает призовые места.
Кроме того, по регионам Казахстана отрабатываются другие наиболее актуальные инвестиционные и проекты, по которым Министерство оказывает поддержку и продвижение по привлечению инвестиций в целях развития инфраструктуры туризма.
Таким образом, все вышеизложенное будет способствовать повышению конкурентоспособности индустрии туризма и привлекательности Казахстана как туристского направления. Кроме того, дальнейшее развитие отрасли будет направлено на создание конкурентоспособной инфраструктуры индустрии туризма, формирование новых национальных туристских продуктов, их продвижение на международном и внутреннем рынках, а так же развитие спортивного направления горного туризма, его популяризация среди населения.