Существование множества различных определений понятия «общение» прежде всего связано с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение.
Общение –сложный многoплановый процесс установления и развитияконтактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятель-ности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой страте-гии взаимодействия, восприятие и понимание другoгo человека. В узком смысле слова общение – это взаимодействие людей, имеющих общие или взаимодополняющие интересы либо потребности.
6
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или бо-лее людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера, направ-ленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания от-ношений и достижения общего результата.
Наиболее простая модель общения может быть представлена следую-
|
|
щим образом: С1 С2. Заметим, что в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.
Во множестве определений общения выделяют:
• общение как вид самостоятельной человеческой деятельности;
• общение как атрибут других видов человеческой деятельности;
• общение как взаимодействие субъектов.
В специальной социально-психологической литературе есть взгляд на общение как коммуникативную деятельность. Опираясь на концеп-
цию А. Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим ее основные струк-турные компоненты: предмет общения– это другой человек,партнер пообщению как субъект; потребность в общении состоит в стремлении чело-века к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке; коммуникативные мотивы – это то, ради че-го предпринимается общение; действия общения – это единицы коммуника-тивной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения – инициативные и ответные); задачи общения – это та цель,на достижение которой в конкретной комму-никативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; продукт общения – образования ма-териального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.
Общение как деятельность представляет собой систему элемен-тарных актов. Каждый акт определяется:
а) субъектом – инициатором общения (субъект-инициатор);
|
|
б) субъектом, которому адресована инициатива (субъект-партнер);
в) нормами, по которым организуется общение;
г) целями, которые преследуют участники общения;
д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
Структура акта общения. Каждый акт общения состоит из цепи вза-имосвязанных коммуникативных действий:
1.Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию.
7
2. Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуа-ции (благоприятная, неблагоприятная и т.д.).
3. Ориентация в коммуникативной ситуации.
4. Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия.
5. Постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей си-туации общения.
6. Подход к субъекту взаимодействия.
7. Пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию.
8. Привлечение субъектом-инициатором внимания субъекта-партнера.
9. Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимо-действие.
10. Настройка субъектом-инициатором на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера.
11. Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъ-ектов общения, формирование общего эмоционального фона.
12. Коммуникативное воздействие субъекта-инициатора общения на субъекта-партнера.
13. Оценка субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воздействие.
14. Стимулирование «ответного хода» субъекта-партнера.
15.«Ответный ход» субъекта-партнера по общению.
Из пятнадцати названных действий и организуется акт общения. За-метим, что для возникновения акта общения нужна инициатива. Субъект об-щения, который берет эту инициативу на себя, назван нами «субъект-инициатор». А субъект, который эту инициативу принимает, определя-ется как субъект-партнер.
Содержание общения. Общение может иметь различное со-держание, которое выражается в следующем:
1. Передача от человека к человеку информации.
2. Восприятие партнерами по общению друг друга.
3. Взаимооценка партнерами по общению друг друга.
4. Взаимовлияние партнеров по общению друг на друга.
5. Взаимодействие партнеров друг с другом.
6. Управление групповой или массовой деятельностью и т. д.
8
Функции общения. Функции общения выделяются в соответствии ссодержанием общения.
Различают четыре основные функции общения:
1. Инструментальная функция характеризует общение как социальныймеханизм управления и передачи информации, необходимой для исполне-ния действия.
2. Интегративная функция раскрывает общение как средство объе-динения людей.
3. Функция самовыражения определяет общение как форму взаимо-понимания психологического контекста.
4. Трансляционная функция – функция передачи конкретных способовдеятельности, оценок и т. д.
5. Экспрессивная – функция взаимопонимания переживаний и эмо-циональных состояний;
6. Функция социального контроля – регламентация поведения и дея-тельности.
7. Функция социализации – формирование навыков взаимодействия
в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами и т. д. (ор-ганизация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формиро-вание и развитие межличностных отношений).
В психологии выделяют следующие виды общения:
1. «Контакт масок» – формальное общение,при котором отсутствуетстремление понять и учесть особенности личности собеседника. Использу-ются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., т. е. набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяю-щих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт ма-сок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
|
|
2. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и со-держание и средства общения социальными ролями партнеров по обще-нию: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил уличного движе-ния, контролер и пассажиры автобуса и т.д.
3. Деловое общение, целью которого является организация и опти-мизация того или иного вида предметной деятельности: производст-венной, научной, коммерческой, учебной и др. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника.
4. Светское общение определяется формальной вежливостью.Его осо-бенность состоит в том, что люди фактически не общаются, а как бы ис-
9
полняют ритуал, говоря то, что положено в определенных ситуациях.
5. Духовное межличностное общение, при котором раскрываются глу-
бинные структуры личности. Духовное общение характеризуется полным взаимопониманием.
Цели общения:
• цель общения – вне самого взаимодействия субъектов;
• цель общения – в нем самом;
• цель общения – приобщение партнера к опыту и ценностям инициа-тора общения;
• цель общения – приобщение самого его (инициатора) к ценностям партнера;
• цель общения – удовлетворение потребностей партнеров по обще-нию (в престиже, доминировании, аффилиации, в безопасности, в индивидуальности, в покровительстве, в познании, в красоте и др.).