Конспект лекции
по дисциплине Б1.В.ОД.3 МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
(наименование дисциплины)
Лекция 1. Теории мотивации и их современное значение в управлении персоналом
Содержательные теории мотивации
Содержательные теории мотивации строятся на анализе потребностей индивида, которые реализуются в деятельности.
Все известные содержательные теории мотивации строятся на основе иерархического понимания структуры потребностей человека.
Абрахам Гарольд Маслоу (1908-1970) - основатель гуманистического направления в психологии личности. Автор концепции «пирамиды потребностей».
Теория мотивации А. Маслоу
Иерархия потребностей А.Маслоу
Согласно теории мотивации А.Маслоу люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей:
/по возрастанию уровня иерархии/
-1- физиологические потребности;
-2- потребность в безопасности;
-3- потребность в принадлежности к определенной социальной группе;
-4- потребность в уважении;
-5- потребность в самовыражении, самореализации, личной власти.
|
|
По А.Маслоу, потребность становится мотиватором только после того, как будут удовлетворены потребности низшие в иерархии потребностей.
Рис. 1. Пирамида Маслоу
1. Физиологические потребности, которые являются необходимыми для жизни и существования.
Они включают потребности в еде, питье, убежище, отдыхе и другие.
С точки зрения мотивации труда мы рассматриваем их как материальные, к которым относим потребность в стабильной заработной плате, а также других денежных вознаграждениях.
Удовлетворение потребностей данной группы возможно методами материального стимулирования.
2. Потребность в безопасности (в нашем случае включает в себя и потребность уверенности в будущем).
Это потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические (материальные) потребности будут удовлетворены в будущем.
Эта уверенность базируется на гарантиях пенсионного и социального обеспечения, которые может предоставить хорошая надежная работа, социальные гарантии, а также различные виды социального страхования (медицинское, пенсионное и др.).
3. Потребность в принадлежности и любви (в случае описания мотивации трудовой деятельности их называют социальными потребностями).
Эти потребности выражаются в многолетней привычке работы в определенном коллективе, дружеских отношениях с коллегами по работе.
Часто, даже при недостаточной оплате своего труда, работники не покидают своего места работы в поисках лучшего именно в силу хорошего удовлетворения социальных потребностей.
|
|
Для удовлетворения социальных потребностей работников в процессе коллективного труда следует проводить следующие мероприятия:
давать сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться в процессе трудовой деятельности;
проводить с подчиненными периодические совещания;
стараться не разрушать возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба;
создать условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.
4. Потребность в признании (уважении) включает в себя:
потребности в самоуважении,
личных достижений,
компетентности,
уважении со стороны окружающих.
Для удовлетворения потребностей в признании у своих работников руководитель может применить следующие меры:
предлагать подчиненным более содержательную работу;
высоко оценивать и поощрять достигнутые подчиненными результаты труда;
делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия;
обеспечивать обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.
5. Потребность в самоактуализации (самовыражении) - это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
По Маслоу, основным источником человеческой деятельности, человеческого поведения, поступков является непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению.
Самоактуализация - явление врожденное, она входит в природу человека.
Для удовлетворения потребностей в самовыражении работников следует:
обеспечить подчиненным возможности для обучения и развития, которые бы позволили полностью использовать их потенциал;
давать подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи;
поощрять и развивать у подчиненных творческие способности.
Общий вывод, который делает А. Маслоу о базовых потребностях, следующий:
«Наше представление об иерархии потребностей будет более реалистичным, если мы введем понятие меры удовлетворенности потребностей и скажем, что низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие.
Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви - на 50%, потребность в самоуважении - на 40%, а потребность в самоактуализации - на 10%....
Ни одна из упомянутых нами потребностей почти никогда не становится единственным, всепоглощающим мотивом поведения человека».
N. Kunc указывает, что в образовательных системах наблюдается изменение порядка иерархических уровней в пирамиде Маслоу: потребность в принадлежности к социальной группе поднялась выше, чем потребность в уважении и признании, и заняла предпоследний этаж в иерархии. Kunc называет это состояние инверсией. [1]
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена.
Поэтому и процесс мотивации поведения человека через его потребности бесконечен.
Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, необязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью.
Даже если в данный момент преобладает какая-либо одна из рассмотренных потребностей, то человек в своей деятельности руководствуется не только ею.
После появления теории А. Маслоу, руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей.
|
|
Для того, чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.
В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:
дефицитные мотивы,
мотивы роста.
Д-мотивы направлены на удовлетворение дефицитарных состояний - например, голод, холод и опасность.
Они являются стойкими характеристиками поведения.
В отличие от Д-мотивов, мотивы роста (или метапотребности, или бытийные потребности, или Б-мотивы) имеют отдаленные цели.
Их функция состоит в обогащении и расширении жизненного опыта.
Сравним два мотива обучения:
Я хочу ликвидировать свой дефицит знаний в этом вопросе.
Я хочу узнать как можно больше нового.
В первом случае, ликвидировав дефицит знаний, можно прекращать обучение.
Во втором случае, путь к знаниям, как путь к горизонту, не имеет конца.
Клейтон Пол Альдерфер (р. 1940) – автор трехфакторной теории мотивации.
Теория мотивации К. Альдерфера
Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы.
В отличие от теории иерархии потребностей Маслоу, он считает, что таких групп существует три, и они соотносятся с группами потребностей теории Маслоу:
потребность существования (безопасность, физиология);
потребность связи (причастность, принадлежность, безопасность);
потребность роста (самовыражение, причастность).
К. Альдерфер не соотносил потребности с иерархической структурой и утверждал, что все потребности могут быть активными в любой данный момент.
Несмотря на то, что результаты практических исследований в области человеческих потребностей лучше вписываются в теорию Альдерфера, она не составила альтернативы популярной и более понятной иерархии потребностей Маслоу.
|
|
Соотношение иерархии потребностей Маслоу и теории Альдерфера:
Эти группы потребностей сопоставимы с выделенными Маслоу, но отличаются тем, что движение от потребности к потребности происходит не только снизу вверх, но и в обе стороны.
Наверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня.
При этом неудовлетворенная потребность более высокого уровня усиливает действие потребности более низкого уровня, и человек переключается на удовлетворение этих потребностей, даже если они были полностью удовлетворены.
Движение с более высокого уровня на более низкий Альдерфер называет фрустрацией, то есть разочарованием, крушением надежды на удовлетворение.
Фредерик Ирвин Герцберг (1923-2000) -американский психолог, автор двухфакторной теории мотивации.
Группой исследователей под руководством Герцберга был проведен опрос 200 инженеров и служащих лакокрасочной фирмы о том, как они себя чувствуют после выполнения служебных обязанностей - хорошо или плохо и могут ли они это подробно описать.
Выводы, сделанные Герцбергом, позволили ему выделить две большие категории, которые он назвал гигиеническими факторами и факторами мотивации.
Ф. Герцберг предложил двухфакторную теорию мотивации.
Он выделил следующие группы факторов, мотивирующих работника к труду:
Мотивационные факторы (или факторы удовлетворения) – это достижение, признание, ответственность, продвижение; работа сама по себе, возможность роста.
«Гигиенические» факторы (или факторы условий труда) – это заработная плата, безопасность на рабочем месте, статус, правила, распорядок и режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношение с коллегами и подчиненными. Эти факторы удерживают на работе.
Гигиенические факторы связаны со средой, в которой выполняется работа.
По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости человека своей работой.
Но, если они представлены в достаточном объёме, сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к нужным действиям.
Как полагал Герцберг, улучшение условий труда не будет мотивировать работников.
По его мнению, если мы хотим действительно стимулировать людей, необходимо думать о вознаграждении, связанном с признанием, достижениями и личным профессиональным ростом.
Ф. Герцберг:
"Результаты нашего исследования, а также результаты, полученные мною в ходе обсуждений с другими специалистами, использовавшими совершенно иные методы, позволяют заключить, что факторы, вызывавшие удовлетворение работой и обеспечивавшие адекватную мотивацию, - это иные и существенно отличные факторы, чем те, которые вызывают неудовлетворение работой.
Поскольку при анализе причин удовлетворенности или неудовлетворенности работой приходится рассматривать две различные группы факторов, то эти два чувства не являются прямо противоположными друг другу.
Обратным чувству удовлетворения от работы является его отсутствие, а не неудовлетворенность. Обратным чувству неудовлетворенности является в свою очередь его отсутствие, а не удовлетворение работой".
Теория мотивации Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу.
Гигиенические факторы соответствуют физиологическим потребностям и потребностям в безопасности и уверенности в будущем, описанным выше.
Факторы мотивации Герцберга сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу, то есть потребностями в признании и самовыражении.
Однако между этими двумя теориями есть серьезное различие.
Как полагал Герцберг, улучшение условий труда не будет мотивировать работников.
По его мнению, если мы хотим действительно стимулировать людей, необходимо думать о вознаграждении, связанном с признанием, достижениями и личным профессиональным ростом.
Маслоу рассматривал факторы, соответствующие гигиеническим, как нечто, вызывающее ту или иную линию поведения. Например, если руководитель дает работнику возможность удовлетворить одну из таких потребностей, то работник в ответ на это станет лучше работать.
Герцберг, напротив, считал, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.
Для эффективного использования теории Герцберга необходимо составить перечень гигиенических факторов и факторов мотивации и предоставить возможность сотрудникам организации самим определить и указать то, что они предпочитают.
Мотивацию по Герцбергу следует воспринимать как вероятностный процесс.
То, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать на него никакого воздействия в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации.
Дэвид Кларенс МакКлелланд (1917 - 1998) - американский психолог, профессор психологии, автор теории потребностей.
Д. МакКлелланд считал, что людям присущи три потребности:
власть,
успех,
причастность.
Потребность во власти проявляется как стремление контролировать ход событий и воздействовать на других людей.
Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции.
Часто они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других людей.
Управленческие структуры очень часто привлекают людей с потребностью власти, поскольку дают возможность проявить и реализовать ее.
Потребность в успехе и достижении целей выражается в стремлении к достижению поставленных целей, умении их ставить и брать на себя ответственность за их осуществление.
Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.
Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно.
Если требуется мотивировать людей с потребностью успеха, то перед ними следует ставить задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и определенным образом поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.
Потребность в причастности проявляется в стремлении человека к любви, привязанности, дружеским отношениям с окружающими.
Мотивация на основании этой потребности схожа с мотивацией в социальной потребности теории А. Маслоу.
Люди, обладающие этой потребностью, заинтересованы часто бывать в компании знакомых людей, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим людям.
Люди с развитой потребностью в причастности могут быть привлечены к таким видам трудовой деятельности, которые будут давать им обширные возможности для социального общения.
Руководители, заинтересованные в производительном труде таких людей, должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.
Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей определенной группой, например, для обсуждения какой-либо задачи, стоящей перед организацией.