Хоровая музыка направления Барокко

ЛЕКЦИИ ПО ХОРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Лекция 1. Часть 1.Западноевропейская хоровая музыка XIV – XV веков

Характер хоровой музыки западноевропейского средневековья обусловлен следующими явлениями и процессами:

1. Существование и передвижение в Западной Европе множества племен и народов, находящихся на различных ступенях исторического развития, множественность укладов и политических строев в различных частях Европы и, при этом, настойчивое и последовательное стремление католической церкви к объединению многоликого мира не только идеологией, но и общими принципами музыкальной культуры.

2. Неизбежная двойственность музыкальной культуры на протяжении всей эпохи средневековья: церковное искусство неизменно противопоставляло свои каноны многообразию народной музыки и одновременно было вынуждено идти на компромисс – уступать вторжению местных народных музыкальных элементов в свои канонизированные формы.

Итак, характер средневековой культуры определялся зависимостью от христианской церкви, т.е. отрицались все ценности земной жизни ради воздаяния после смерти, во всем проповедовался аскетизм.

Григорианский хорал.

На протяжении II-VI вв. идет процесс формирования церковной музыки.

Музыкальный язык этого периода опирался на приемы псалмодии, как особого рода речитации с мелодическими вступлениями и заключениями (истоки из ритуального древнеиудейского пения) и приемы мелизматического склада ряда песнопений, например, широко распетых аллилуй (истоки из коренных мелизматических традиций в музыки Сирии, Армении, Египта).

Трехвековая деятельность римских певцов при участии духовенства разрешилась результатом – церковные напевы, отобранные, канонизированные, распределенные в пределах церковного года, составили официальный свод – антифонарий. Входящие в него хоровые мелодии получили название григорианского хорала и стали основой богослужения католической церкви с конца VI века.

Термин «Григорианский хорал» происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590-604 гг), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии.

Исполнялся григорианский хорал мужскими голосами в унисон на различные церковные тексты, в том числе и прозаические. Языковой основой хорала являлась латынь, однако некоторые песнопения исполнялись на греческом языке, а в некоторых восточно-европейских странах (Хорватии и Чехии) допускалось исполнение и на церковнославянском языке. Тестами служили библейские строки.
Григорианское пение монодийно, хотя, в дальнейшем григорианский хорал становится основой ранних форм многоголосия (органума, дисканта). Ладово-интонационная основа григорианского хорала – 8 модусов, называемых также церковными ладами. Ритмика хорала основана на нерегулярном чередовании длинных и кратких длительностей.

Григорианский хорал записывался при помощи безлинейной невменной нотации, на основе которой, в XII в. возникла линейная квадратная нотация. Появление нового способа записи отразило ряд изменений, происшедших в григорианском хорале – диатонизацию мелоса, сведение ритмики к последованию равных длительностей (т.н. cantus planus – ровное пение). В этом виде григорианский хорал сохранился в эпоху Возрождения, барокко и в XVIII- XIX вв. и послужил тематической и конструктивной основой многоголосной хоровой музыки.
В эпоху средневековья происходит становление и развитие хорового многоголосия от раннего двухголосия до вершин полифонии готического стиля (эпоха Перотина XIII в.) и ars nova XIV в.

На протяжении 6 веков хоровое многоголосие формировалось параллельно с гармонией и ритмикой, стабилизация ритма привела к следующим результатам:

1) формирование определенного ритмоинтонационного материала мелодических линий;

2) организация вертикали;

3) установление складов многоголосия;

4) развитие определенных техник письма;

5) зарождение соответствующих принципов организации музыкальной формы.

Жанры хоровой музыки эпохи средневековья:

Монодийные:
• Псалмы
• Секвенции
• Гимны – песнопение-посвящение божеству или герою

Многоголосные:
• Органум
• Кондукт
• Клаузула
• Мотет
• Месса

Лекция 1. Часть 2. Хоровая музыка эпохи Возрождения

Ренессанс или эпоха Возрождения в истории западноевропейской культуры характеризуется крупнейшими экономическими и социально-политическими преобразованиями, расцветом светской гуманистической мысли, возрождением античного культурного наследия.

Временные рамки музыки эпохи Возрождения исследователями определены с первой половины XVв. (творчество Дж.Данстейбла, Г.Дюфаи – формирование ренессансного идеала, гармонии, красоты, норм строгого письма) и вторая половина XVI в., как завершающей стадии (творчество Л.Палестрины, О.Лассо, композиторов венецианской школы – разрушение норм строгого стиля, рождение гомофонно-гармонического склада, формирование принципа контраста).

Исследователи музыки эпохи Возрождения Ю.К.Евдокимова и Н.А.Симакова отмечают, что в музыке данной эпохи присутствует специфический момент – почти все основные жанры (светские и духовные) строятся на основе какого-либо предварительно-известного музыкального материала, иначе говоря, сориентированы в их исходных посылках на заданный тезис - cantus planus factus.

Довольно четко обозначен круг первоисточников, на материал которых опираются авторы эпохи, например, мотеты и мессы известных композиторов сочинены на темы Pater noster, Ave Regina, Regina coeli, Alma Redemptoris Mater. Lauda Sion и др.

В своем творчестве Дюфаи, Данстейбл, Окегем, Обрехт, Жоскен, Гамбер, Моралес, Пьер де ля Рю, Щютц, Палестрина, Лассо будто соревнуются между собой, вновь и вновь обращаясь к одним мелодиям, черпая из них художественные импульсы для своих произведений, по-новому осмысливая напевы как исходные интонационные первообразцы для хоровых многоголосных форм.

С конца XVв. в эту традицию включаются многоголосные светские композиции, прежде всего chanson. К середине XVI в. в круг первоисточников – «моделей» для месс вводится мадригал. Таким образом, стали более ощутимыми тенденции к органическому сближению, воссоединению прежде отличных ветвей музыкального творчества – духовной и светской музыки.

Эпоху Возрождения часто называют «золотой эпохой хоровой музыки», поскольку именно в это время в качестве звукового идеала устанавливается человеческий голос, как своего рода символ гуманизации искусства Возрождения.

Все это нашло отражение в хоровой музыке. Музыковеды Ю.К.Евдокимова и Н.А.Симакова в своем труде «Полифония средних веков и эпохи Возрождения». Авторами на основе глубокого анализа выделены особенности музыкального языка данного периода, которые могут служить руководством для хорового исполнительства:

1) В хоровом многоголосии строгого стиля нет ведущего и сопровождающего голосов, их функции и возможности в принципе, однородны, кроме нижнего голоса – носителя гармонии.

2) Строгость вокального рисунка голосов ведет к отбору определенного круга ритмоинтонаций, которые образуют типовой слой мелоса во всех голосах. Из сцепления этих мелодических оборотов рождаются более протяженные музыкальные фразы.

3) В фактуре появляется феномен диагонали: переключение внимания в процессе музыкального движения с одной партии на другую, даже если ткань не имеет имитаций, но обладает разновременной фразировкой в голосах, паузированием одних для выделения других.

4) Принцип формообразования строфический, суть которого заключается в имитационном развитии обновляемых интонационно мотивов.

5) В системе строгого стиля происходит взаимовлияние мелодии и гармонии: а) мелодические голоса в полифонии ориентированы на вертикаль – ее трезвучное строение, возникающее в результате смены ритма, позволяет образовывать созвучия разных ступеней;

б) полифоническое голосоведение влияет на отбор определенного типа связей аккордов.

6) В плане голосоведения предпочтительными оказываются терцовые и кварто-квинтовые соотношения аккордов.

 

В эпоху Возрождения при опоре на общестилистические закономерности происходило активное формирование национальных школ:

Наименование национальной школы Представители
1. Нидерландская Дюфаи, Окегем, Обрехт, Жоскен Депре, О.Лассо
2. Итальянская Палестрина, Маренцио, К. де Роре, Джезуальдо
3. Французская К.Жанекен, Сертон, Лежён
4. Немецкая Финк, Арнольд фон Брук, Резинариус, Зенфль, Гаслер
5. Английская Данстейбл, тавернер, Бёрд, Морли, Гиббонс, Вотор
6. Испанская Моралес, Т.Л. де Виктория, Ф.Герреро, Х.Бермудо
7. Чешская Турновский, гарант, Рыхновский, Галлус-Хандль
8. Польская Миколай из Радома, Гомулка, Вацлав из Шамотул, Зеленьский

 

Основные жанры хоровой музыки эпохи Возрождения:

Мадригал (пеня на родном языке) – светский музыкально-поэтический жанр. Истоки восходят к народной поэзии и староитальянской пастушечьей песне. В поэзии мадригалы появились в начале XIVв. И отличались сободой поэтической ритмо-структуры, что проявилояь в свободной рифмовке. Обычно они складывались из двух, трех или более трехстрочных строф, за которыми следовало двухстрочное завершение. Наиболее известны мадригалы автора Петрарка.

С XIVв. Мадригал стал использоваться и в музыке, он предствалял собой двух-трехголосное произведение с текстом любовно-шуточного лирического характера. Мадригал в музыке представлял собой слепок поэтической формы. Хотя мог не отражать смысла поэтического текста, так как был связан с художественным принципом свободного воплощения мыслей и чувств. По форме – это музыкальное построение, состоящее из двух, трех куплетов и припева на текст заключения. Для вехнего голоса было характерно изоболие украшений. В XVI в. мадригал получил распространение во всех странах западной Европы и существовал до появления оперы.

 











Хоровая музыка направления Барокко

Художественное направление барокко зародилось в Италии в начале XVII века и господствовало в искусстве на протяжении XVII в. и первой половины XVIIIв., охватив всю Европу. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского perola barroca — жемчужина причудливой формы (дословно «жемчужина с пороком»), в переводе с итальянского «барокко» означает «странный, причудливый» (от итальянского barocco – синонима в русском языке - «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам»).

Следует заметить, что термин «барокко» применительно к музыке появился относительно недавно. Впервые его использовал музыковед Курт Закс (англ. Curt Sachs) в 1919 году, затем термин появился лишь в 1940 году в статье Манфреда Букофцера (Manfred Bukofzer). И до самых 1960-х годов в академических кругах не утихал спор, правомерно ли применение единого термина к сочинениям таких разных композиторов, как Якопо Пери, Антонио Вивальди, К. Монтеверди, Ж. Б. Люлли, Доменико Скарлатти, Ф.Генделя и И. С. Баха, но слово прижилось и сейчас повсеместно используется для обозначения широкого спектра музыки.

Это художественное направление складывалось в сложной исторической обстановке того времени. Все европейские страны развивались в одном направлении от феодализма к капитализму, но движение это принимало острые драматические формы: в Англии произошла буржуазная революция (социальная революция, основной задачей которой является уничтожение феодального строя или его остатков, установление власти буржуазии); во Франции был расцвет абсолютизма (где главой государства являлся монарх, который рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти); в Италии происходили контрреформации (комплекс мер, направленных на подавление протестантской Реформации и возвращение территорий и населения, отпавших от католичества); в Германии, где еще существовала феодальная раздробленность, велась 30-летняя война (1618-1648).

Несмотря на это, в XVII веке намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса. Именно в этот период в церкви происходит раскол, который влечет за собой борьбу различных вероучений, роль государства усиливается, и, как следствие, светское начало существенно возрастает.

Исторические изменения дают импульс развитию наук – в области географии совершаются путешествия, развивается оптика, появляются новые различные законы физики и т. д. В области искусства так же происходят изменения, барокко – это не просто время перехода от эпохи Возрождения к эпохе Классицизма, а большая значительная самостоятельная фаза в развитии мировой культуры.

Первоначально барокко проявилось в таких видах искусства как архитектура, живопись, позднее в литературе и музыке.

В музыкальном искусстве XVII века сформировались и набирали силы новые музыкальные жанры такие, как опера, концерт, соната, кантата, оратория, происходит интеграция вокальной, хоровой, инструментальной музыки, расширяются рамки жанров и вырастает сложность исполнения музыкальных произведений. Перемены произошли и в теории музыки, которая приобретает научность, многие достижения музыки барокко стали основой музыкального образования. Например, несмотря на то, что практика генерал-баса вышла из употребления, она осталась частью музыкальной нотации.

В теории музыки зрелого барокко определяется фокусированием композиторов на гармонии и на попытках создать стройные системы музыкального обучения. В последующие годы это привело к появлению множества теоретических трудов. Замечательным образцом подобной деятельности может служить работа периода позднего барокко — «Gradus ad Parnassum» (русск. Ступени к Парнасу), опубликованная в 1725 году Иоганном Йозефом Фуксом (нем. Johann Joseph Fux) (1660—1741), австрийским теоретиком и композитором. Это сочинение, систематизировавшее теорию контрапункта, практически до конца XIX века было важнейшим пособием для изучения контрапункта

В это время происходит решительные изменения в музыкальном мышлении – полифонию строгого стиля, царившую в эпоху Возрождения, сменяет новый музыкальный язык, отличавшийся речитативно-декламационной и фактурно-фантазийной полифонической техникой. Специфика музыкального языка проявилась в смешении разных стилей и техник, в соединении «старого» и «нового». Гармоническое мышление существовало и у некоторых композиторов предыдущей эпохи, например, у Карло Джезуальдо, но во время барокко оно стало общепринятым. Необходимо заметить, что термин «гармония» употребляется здесь в значении «объединение звуков в созвучия и их закономерное последование», то есть имеется в виду тональная гармония. До тональной гармонии существовала так называемая модальная гармония, основанная на ладах, не имеющих различий в звуковом составе, лишённых централизованного тонального тяготения. Всё больше и больше полифония и гармония выглядели, как две союзницы.

Изменения, произошедшие в период барокко, нашли свое отражение и в хоровой музыке. К XVII веку в мире музыки наметилось вполне четкое деление на светскую и культовую. Светское направление выразилось в бурном развитии театральной музыки и нашло свое отражение в жанрах хоровая кантата и оратория. Для культовой (церковной) музыки было характерно пристальное внимание к внутренней, духовной жизни человека, которое смогло выразиться в жанрах месса и пассион.

В обществе XVII века общение между людьми регулировалось правилами риторики и потому музыка барокко риторична. Для композиторов музыкальное произведение являлось моделью такого общения.

С конца XVII века авторы музыки начинают подписывать свои произведения, что влечет за собой появление в теории музыки нового термина «композитор».

Наиболее яркими композиторами направления барокко являются К. Монтеверди, Г.Шютц, А.Скарлатти, Ж.Б.Люлли, Г.Перселл, А.Вивальди, Корелли, Рамо, Куперен, Телеман, Г.Гендель, И.С.Бах.

Их хоровые творения прошли проверку временем и постоянно включаются в репертуары различных хоровых коллективов. Представим краткие характеристики хорового творчества некоторых композиторов:

 

Клаудио Монтеверди – итальянский композитор, одна из ключевых фигур эпохи, когда на смену музыкальному стилю Ренессанса приходило новое художественное направление барокко. Монтеверди является основателем хорового речитативного стиля, Наряду с этим он в своем мадригальном творчестве соединил полифонию строгого стиля с фактурой, где выделяется верхний голос. В список хоровых сочинений Монтеверди входят мессы, мотеты, псалмы, гимны, магнификат, хоры из опер «Орфей» и «Коронация Помпеи» и другие хоровые произведения.

 

Генрих Шютц - представитель композиторов из Германии. Именно он внес в немецкое искусство театральность, жанры и стилевые приемы оперного творчества, помимо этого он является основоположником немецкого кантатно-ораториального жанра «духовные истории», среди которых – пассионы (жанр хоровой музыки, повествующей о страдании Иисуса Христа), «духовные симфонии», в круг хоровых жанров, составляющих творческое наследие этого композитора, помимо вышеназванных, входят мотеты, псалмы, мадригалы, магнификат.

Хоровые сочинения Шютца психологически выразительны, эмоциональны и отличаются «живой трактовкой». Шютц первым стал использовать обозначения темпа и динамики, что способствовало появлению различных исполнительских трактовок.

 

Заслугой Георга Фридриха Генделя в области хоровой музыки является основание и развитие такого вокально-хорового жанра, как оратория.

Оратория - это крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. От оперы отличается отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета. Интересна история возникновения этого жанра хоровой музыки.

Родиной оратории, как и оперы, была Италия. Ее возникновение относится к XVI веку, и связано с религиозными беседами и чтением духовных книг, проводившимися вне часов церковной службы. Для собраний верующих отводилось особое помещение при храме, именуемое ораторием. Целью такого времяпровождения была религозная пропаганда, стремление сплотить вокруг католической церкви как можно большее число приверженцев. Чтобы оживить эти нравственные поучения, вводили пение молитв и духовных стихов, которые исполнялись хором всех присутствующих. Со времен, когда подобные собрания пустили корни, стали поручать обработку старинных мелодий и сочинение новых музыкантам-профессионалам.

Музыка стала главной приманкой для посетителей оратория. К музыкальному оформлению религиозных собраний римской аристократии были привлечены самые выдающиеся музыканты Рима, в их числе знаменитый Палестрина.

Почти одновременно с оперой, на рубеже XVII века, в Италии появляется произведение, в котором духовный текст, распределенный между участвующими в его чтении, целиком был положен на музыку, выдержанную в речитативном стиле. «Представление о душе и теле» (Эмилио дель Кавальери, 1610) – первый образец нового жанра – оратории.

Развиваясь параллельно с оперой, оратория перенимала ее музыкальный стиль, формы все более смыкаясь с ней, превращалась своего рода «духовную оперу». Жанровой особенностью оратории оставался ее повествовательный, эпический склад, отсутствие драматического действия и его сценического воплощения.

В зрелом виде оратория из Италии проникает в другие страны и обретает там новую жизнь. Особенно «привился» жанр оратории в Германии и Англии, где оратория смогла «заменить» несуществующую национальную оперу.

Первые ораториальные произведения Генделя относятся ко времени пребывания в Гамбурге и Италии, а последующие тридцать ораторий он сочинял на протяжении всей творческой жизни. Правда, до конца 30-х годов Гендель уделял им сравнительно мало внимания. Только отказавшись от оперы seria, он начал всесторонне разрабатывать этот жанр. Поэтому ораториальные произведения последнего периода можно рассматривать как художественное завершение творчества Генделя. Все, что в глубине сознания десятилетиями вынашивалось, частично претворялось и совершенствовалось в процессе работы над оперой и инструментальной музыкой, именно в оратории получило наиболее законченное и совершенное выражение.

Гендель в высокой степени владел мастерством оперного композитора, все свои достижения в оперной музыке сделал достоянием оратории.

Величественный облик его ораториям придавали именно хоры, которые являлись формой передачи мыслей и чувств народа.

 

Сочинения с участием хора составляют значительную часть наследия Иоганна Себастьяна Баха. В его творчестве представлены все основные жанры эпохи позднего барокко за исключением оперы, хоровое наследие составляют: духовные кантаты (пять циклов таких кантат на каждое воскресенье и на праздники церковного года); из биографии Баха известно о 5 циклах пассионов, из которых нам доступны только два: Страсти по Иоанну (Johannespassion), и Страсти по Матфею (Matthäuspassion); магнификат; оратории – Рождественская, Пасхальная; 6 мотетов, 186 хоралов; кантаты духовные (сохранилось ок. 200) и светские (24) – «Состязание Феба и Пана», «Умиротворенный Эол», «Охотничья», «Крестьянская», «Кофейная» и др.

Среди других жанров, «месса» занимает особое положение в хоровом творчестве Баха. Месса - это многочастное произведение для хора, солистов и оркестра. Музыкальная форма мессы развилась из песнопений церковной службы, она состоит из шести разделов: Kyrye eleison (Господи, помилуй), Gloria (Слава), Credo (Верую), Sanctus (Свят), Benedictus (Благословен) и Agnus Dei (Ангел Божий).

Кроме четырех коротких месс, состоящих из двух частей — Kyrie и Gloria, Бах создал также полный цикл католической мессы. Это «Высокая месса» или месса «h-moll», которая включает в себя 24 номера. Она принадлежит к высшим достижениям ораториального жанра и является одним из величайших и грандиозных творений Баха.

Подведя итоги, по художественному направлению барокко в хоровом искусстве, мы видим как велико его значение для развития всего музыкального искусства в его исторической ретроспективе. Искусство барокко является темой - источником, питающим как исследователей теоретиков, так и исполнителей практиков.

 

 

Тема 2. Месса, Реквием как жанры хоровой музыки.
Реквием (Эволюция жанра)


Лекция 2. Часть 1

Месса - это многочастное музыкальное произведение для хора, солистови оркестра, представляет собой собрание частей католической литургии латинского обряда, тексты которой положены на музыку. Мессы, представляющие собой музыкально-художественную ценность, могут исполняться вне богослужения на концертах, более того многие мессы позднейшего времени специально сочинялись либо для исполнения в концертном зале, либо по случаю какого-либо торжества.

Уже с XIV века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались главным образом на основе неизменяемых частей мессы. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (Messe de Notre Dame) — ок. 1350 года. К концу XIV века музыка к 6 частям ординария заняла главенствующее положение в иерархии музыкальных жанров. Среди месс этого периода преобладают мессы на Cantus firmus.

Автором первой мессы на единый cantus firmus для всех частей считается английский композитор Джон Данстейбл, а вершиной развития таких месс было творчествоЖоскена Депре (ок. 20 месс), который также был одним из первых, кто использовал прием пародии.

В XVI веке заимствованная музыка в мессе перемешивалась с сочиненной заново, тем самым образуя тип мессы-пародии. Писались они большинством композиторов позднего Возрождения, в т.ч. Палестриной, Лассо и др. Тогда же получили распространение иные типы - каноническая месса и месса-паравраза, основанные на свободном использовании григорианских напевов. В XV—XVI веках сложилась также органная месса, где вокальные части чередуются с частями исполняемыми на органе, позднее органные мессы предполагали солирующую роль органа в сопровождении, но есть также органные мессы, где вокальные части вовсе заменены органными обработками, например, Органная месса И.С. Баха.

В XVII—XVIII веках было усилено концертное начало: расшириласьроль сопровождающего пение оркестра, появились облигатные инструментальные партии, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам, в итоге сложилась т.н. месса-кантата, в которой отдельные части мессы, в основном длинные Gloria и Credo делятся на несколько частей.

В эпоху венских классиков важную роль отвели различным симфоническим методам развития, а в эпохуромантизма большое внимание уделялось оркестровке. Мессы сочинялись также на протяжении XX века, основываясь как на традициях, так и на новых течениях в музыке.

Основной структурой музыкальной мессы является ординарий — неизменяемый текст латинского католического богослужения, который состоит из следующих частей:

Музыкальная форма мессы развилась из песнопений церковной службы, традиционно она состоит из шести разделов: Kyrye eleison (Господи, помилуй), Gloria (Слава), Credo (Верую), Sanctus (Свят), Benedictus (Благословен) и Agnus Dei (Ангел Божий).

Богослужение, во время которого исполняется музыкальная месса, т.е. все части ординария полностью поются, — Торжественная месса или Высокая месса («Высокая месса» — в протестантском направлении Высокой церкви). Если неизменяемые части мессы не поются, а полностью или частично читаются, такое богослужение — Тихая месса или Низкая месса.

Некоторые композиторы не писали мессы целиком, а писали кантату на одну неизменяемую часть мессы. Из наиболее известных — Kyrie соль минор RV 587, Gloria RV 589 и Credo ми минор RV 591 Антонио Вивальди, Gloria FP 177 Франсиса Пуленка.

 

В настоящее время музыковеды различают следующие типы месс:

· Месса на Cantus firmus

· Месса-пародия (на основе мотетов, шансон и мадригалов)

· Каноническая месса

· Заупокойная месса - Реквием

· Короткая месса

· Месса-парафраза

· Органная месса

· Месса-кантата

· Металлическая месса

 

Состав исполнителей мессы долгое время определялся эпохой, предписанными церковным руководством (заказчиком) указаниями, канонами и традициями, но мог быть и по желанию самого композитора, поэтому мессы по своему составу весьма разнообразны. До XIX века мессы писались исключительно для мужского состава исполнителей, высокие хоровые исольные партии исполнялись мальчиками (дискант, альт) или мужчинами – контр тенорами, а также кастратами, что важно учитывать при аутентичном исполнении.

 

 

Основные хоровые составы:

· Мужской хор

· Хор мальчиков, юношей и мужчин

· Смешанный хор

· Детский хор

 

Дополняющие разновидности:

· А капелла (в т.ч. мессы Григорианского пения)

· Струнное, оркестровое и/или органное сопровождение

· Два хора

· Вокальные и/или инструментальные солисты

 

Среди известных месс можно перечислить:

· Гийом де Машо — «Месса Нотр-Дам» («Messe de Notre Dame», ок. 1350)

· Иоганн Себастьян Бах — Высокая месса си минор BWV 232 для солистов, хора и оркестра (1749) — выдающийся пример мессы-кантаты, где 6 частей ординария делятся на 24 части.

· Иоганн Себастьян Бах — «Немецкая органная месса» BWV 669—689

· Людвиг ван Бетховен — Торжественная месса для трёх солистов (сопрано, тенор, бас), хора и оркестра (1824)

· Гектор Берлиоз — Торжественная месса для трёх солистов (сопрано, тенор, бас), хора и оркестра (1824)

· Ференц Лист — Гранская месса для солистов, хора, оркестра и органа (1855)

· Франц Йозеф Гайдн написал 14 месс, из которых наиболее известные:

· Missa brevis (ок. 1750, Hob.XXII:1)

· Missa in honorem Beatissimae Virginis Mariae, «Большая органная месса» (1770, Hob.XXII:4) для хора, солистов, органа и оркестра

· Missa brevis Sancti Johannis de Deo, «Малая органная месса» (ок. 1778, Hob.XXII:7) для хора, солистов, органа и оркестра

· Missa Cellensis, «Мариацельская месса» (1782, Hob.XXII:8)

· Missa in Angustiis, «Нельсон-месса» (1798, Hob.XXII:11)

· Джакомо Пуччини — Месса для четырехголосного хора и оркестра (1880)

· Леош Яначек — Glagolská mše («Глаголическая месса» с текстом на церковнославянском языке, 1926)

· Ян Дисмас Зеленка — Missa Dei Patris ZWV 19 (Месса Бога-Отца) для хора, солистов и оркестра


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: