Вытаптывание на снегу

       Развиваем образное мышление, учимся ходить приставными шагами.

       Наигравшись в следопытов, можно приступить к самостоятельному «изготовлению» следов! Для начала попробуйте отпечатать автомобильные шины: поставьте ноги вместе и принимайтесь переставлять шаги чётко след в след. Вытаптывать можно параллельно с мамой, тогда у вас получится след от очень смешной машинки. По мере роста мастерства можно перейти к изображению ёлочки (пятки вместе – носки врозь), велосипедного следа (идти по одной прямой, приставляя носок к пятке) или тракторной гусеницы (передвигаться боком, ставя ноги вместе), но для этого придётся приложить немало усилий!

 

Камешки – цветочки

       Развиваем логическое мышление.

       Наступило самое время научить ребёнка видеть последовательность и понимать закономерность действий. Для этого выберите наиболее яркие и привлекательные предметы, например, цветы и каштаны, и начинайте их поочерёдно выкладывать, обязательно поясняя свои действия. «Маша, смотри, я сначала кладу цветочек, потом каштанчик, затем опять цветочек и снова каштанчик. Цветочек, каштанчик, цветочек, каштанчик, цветочек, каштанчик, … а теперь что положим?» Ребёнок должен самостоятельно показать или положить цветок, если же малыш затрудняется, повторите цепочку действий, акцентируя внимание на закономерности появления предметов, а в конце сами продолжите ряд.

       Обучать чередованию можно ещё и на бордюрах, по которым так любят шлёпать юные пешеходы. Бордюры обычно выкрашены, и вам остаётся толь выбрать нужное место для тренировок, к примеру, классическое чередование чёрного и белого. Детям нравится это занятие, к тому же оно ещё и способствует развитию. И не забудьте про волшебную палочку, она как никогда поможет справиться со сложным заданием!

 

Разведчики

Тренируем зрительное внимание и логическое мышление.

       Выберите игрушки, различные по следам, например, зайчик, кукла и машинка, и старательно рассмотрите их отпечатки на песке. Затем отвлеките малыша и незаметно оставьте оттиск одной из перечисленных игрушек. Задача малыша – догадаться, кому принадлежит след. Если ребёнку сложно, помогите ему, приложив игрушку к отпечатку. Поняв смысл игры, ребёнок станет более наблюдательным и внимательным, что так важно в работе разведчика!

Разноцветные карусели

       Повторяем цвета, развиваем логическое мышление.

       Закрепить название цвета можно, катаясь на каруселях (они, как правило, покрашены в разные цвета). Раздайте детям билетики (листочки, травинки и т.д.) и укажите их места: «Сашенька, сядь не на красное, не на синее и не на жёлтое сиденье (на зелёное). Катюша, а ты сядь не на зелёное, не на красное и не на жёлтое сиденье (то есть на синее)». Такое задание придаёт значимость событиям и превращает катание в увлекательное путешествие!

 

«Фигурные домики»

       Тренируем логическое мышление, повторяем геометрические фигуры и цветы, развиваем пальчики.

       Нарисуйте вместе с малышом на асфальте геометрические фигуры разных цветов, например, три треугольника (красный, синий и жёлтый), три круга (красный, синий и жёлтый) и три квадрата. «Превратите» их в домики и предложите малышу «пойти» в гости: «Танечка, пойдём в синий треугольный домик или давай встанем в красный квадратный домик» и т.д.

       Если ваш ребёнок справляется с заданием не задумываясь, то его непременно нужно усложнить: «Танюша, а теперь найди домик не треугольный и не квадратный» (т.е. круглый). В этом случае выбирать нужно из трёх фигур (а не из 9, как прежде) и цвет уже не называть, чтобы не сбивать малыша с толку.

Найди соседа

       Развиваем внимание, мышление, ориентацию в пространстве.

       После выполнения этого задания можно смело отправляться в разведку! Нарисуйте с малышом ёлочку, слева от неё (чётко установив местоположение объекта) – грибочек, а справа – цветочек. Проговорите задание для разведчика: «Сашенька, запомни и нарисуй шифровальное письмо: грибочек – слева от ёлочки, а цветочек – справа от неё!» Как и полагается в разведшколе, по окончанию обучения нужно сдать экзамен, вот вы и спросите, где находятся второстепенные предметы по отношению к главному (естественно, говоря на языке учеников)!

       Следующим этапом повышения квалификации будет самостоятельное размещение фигур по просьбе главнокомандующего, например, «Катюша, а нарисуй-ка тучку слева от домика, а солнышко – справа от него.» За правильное решение задачи повышенной сложности наградите ребёнка бурными аплодисментами!

 

Чьи это носочки?

       Ознакомиться с понятиями «больше», «меньше».

Необходимый инвентарь: корзина и несколько пар носков различных размеров, принадлежащих разным членам семьи.

       Сложите в корзинку приготовленные носки. Выберите один носок и наденьте его на детскую ножку. Спросите: «Чей это носочек?» Потом скажите, кому принадлежит носок. После того как вы попробовали несколько носков, попросите малыша передать вам носочек сестры или папы. Если вы выложите носки на полу, то можете сравнить большие размеры с маленькими.

 

 

           

 

Развивающие игры и упражнения

Для детей 3 лет

 

Логическая цепочка

       В процессе игры ребёнок учится отделять часть от целого.

       В игре может участвовать от 4 до 10 детей. Для начала игры нужно поговорить с детьми о разных профессиях: поваре, враче, спортсменах и т.д., действия которых наиболее легко воспроизвести в пантомиме.

       На игровом поле рисуется круг радиусом 2 м. внутрь круга встаёт ведущий. Остальные дети выстраиваются по кругу. Ведущий (для начала им должен быть взрослый) загадывает какое-нибудь действие. Например, работу повара. Он начинает изображать без слов его работу. Например, мешать суп в кастрюле.

       Остальные дети должны догадаться, кого он изображает, и включиться в игру, начав изображать какое-нибудь другое действие, присущее работе повара (резать овощи, чистить картофель, тереть морковь, разливать суп по тарелкам и т.д.).

       Ведущий всё это время внимательно смотрит за действиями других игроков и пытается понять, попадают ли их движения под действия загаданного им героя. Если да, то он приглашает игрока в круг. Они начинают двигаться вместе, и, уже оба высматривают среди играющих, кого можно пригласить в круг.

       Игра заканчивается, когда все играющие оказываются в кругу.

       После игры все вместе обсуждают, кого они изображали. Раскручивается логическая цепочка: кто что придумал показывать, кто кого отгадал и ввёл в круг.

 

Весёлая уборка

       Способствует развитию внимания, логического мышления, помогает изучить цвет и форму предметов.

       После игры в комнате остались разбросанными все игрушки? Уборку можно сделать весёлой и полезной. Предложите ребёнку собрать все красные фигуры (по цвету), все треугольники (по форме), все маленькие фигуры (по размеру).

       Если ваш малыш с этим легко справляется, попросите его собрать только красные треугольники или только маленькие зелёные круги. Комбинируйте названия фигур, цветов и размеров.

 

Четвёртый лишний

       Способствует умению обобщать и классифицировать предметы.

       Для игры понадобятся четыре картинки с изображениями предметов, три из которых относятся к одному общему понятию.

       Разложите их перед ребёнком и предложите ему определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их одним общим словом (каким?), а какая из этих картинок лишняя (почему?).

       Набор картинок может быть разнообразным. Например, чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и стул; ёлка, берёза, дуб и рыба.

       Если ребёнок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать животных (птиц, рыб), овощи (фрукты), которые он знает.

       Более сложный вариант – подобрать картинки с предметами, относящиеся к общему понятию, но отличающимися каким-то одним свойством: берёза, дуб, липа и ель.

 

Угадай предмет

       Эта игра направлена на развитие памяти, способности к анализу и синтезу, выделению существенного в предмете.

       Взрослый выбирает любой предмет в комнате и описывает его ребёнку, рассказывая, где он находится, для чего предназначен, из какого материала сделан и т.д. ребёнок должен отгадать, что загадали.

       Для того, чтобы усложнит задание, можно предложить малышу самому задавать вопросы о загаданном предмете.

       Отвечать нужно только «да» или «нет». В этом случае ребёнок лучше научится выделять существенные признаки предмета.

 

Противоположности

       Игра расширяет словарный запас, помогает ребёнку закрепить навык определения противоположностей явлений, предметов.

       Взрослый называет: «Ночь». Ребёнок должен ответить: «День».

       Солнце – луна, холодно – жарко, зима – лето, красивый – страшный….

 

Запутанная история

       Игра помогает научиться организовать повествовательную речь. Обучает умению слушать и продолжать развивать услышанную мысль. Формирует навыки логического изложения, творческой фантазии.

Необходимый инвентарь: карточки с изображением различных предметов.

       Для начала, подготавливая карточки, постарайтесь использовать очевидные логические связи. Например, солнце – река – мячик – лодка – удочка – рыба – панама – палатка – ложка – костёр – велосипед.

       Участники садятся в круг, им раздаются по две карточки. Первый игрок начинает рассказывать историю, произнося предложение, в которое включен предмет, изображённый на его карточке. Использованную карточку игрок кладёт в центр круга. Второй участник должен продолжить его историю, его цель – включить в неё предмет, изображённый на его карточке. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут использованы.

       В процессе игры ребёнок учится удерживать в памяти элементы нескольких уровней:

1. Первый уровень: предложение с заданным предметом.

2. Второй уровень: то же предложение, но связанное с предшествующим.

3. Третий уровень: представление обо всей истории в целом.

 

Старенькая бабушка

Способствует развитию логического мышления.

Необходимый инвентарь: много разных пуговиц – 5 больших, 3 средний, 4 с ножками, 5 покрытых материей, 3 шершавых, 2 квадратных и т.д.

       Игроки садятся за стол. Им завязывают глаза. Ведущий раздаёт каждому по 10 или 20 пуговиц разного размера, формы и фактуры. Пуговицы надо рассортировать. Побеждает тот, кто сделает это быстрее и без ошибок.

       С каждой игрой разнообразие форм, размера и фактур используемых пуговиц рекомендуется увеличивать.

 

Двадцать палочек

Способствует развитию логического мышления.

На столе рассыпают 20 палочек (карандашей, фломастеров). Двое игроков по очереди берут по одной, две или три палочки. Проигрывает тот, кому придётся взять последнюю палочку.

 

Какой он?

С помощью игры закрепляются знания характеристик величины, формы, цвета, умения соотносить их с конкретными предметами.

Необходимый инвентарь: любой предмет, имеющий ярко выраженную геометрическую форму (мяч, книга, косынка и др.).

       Взрослый показывает предмет детям и просит назвать его характеристики: «Какой он?». Например, мяч: круглый, лёгкий, большой, маленький, жёлтый, зелёный и др.

       Второй этап игры – введение более сложных предметов: дерево, машина и др.

 

Кто больше?

       Игра помогает ребёнку научиться анализировать предметы, выделяя их по форме.

       Ведущий называет геометрическую фигуру, а дети должны назвать соответствующий предмет. Побеждает тот, кто больше всех найдёт и назовёт соответствий. Например: прямоугольник – дом, автобус, хлеб, стол и др.

       Можно разбиться на пары взрослый – ребёнок и устроить командную семейную игру.

 

Фигуры

       Игра помогает закрепить знания о предметах, их геометрической форме. Закладывает основы абстрактного мышления.

       Ведущий называет любой предмет, а дети должны определить геометрическую фигуру, которая лежит в его основе. На первом этапе игры можно использовать наглядный материал: карточки или сами предметы. Затем необходимо перейти к словесной передаче информации. Это поможет ребёнку развить абстрактное мышление.

       Сначала берите знакомые и несложные по форме предметы (дверь, мяч, окно и др.). Например: кастрюля – круг; окно – квадрат; спящая кошка – овал и т.д.

       Когда ребёнок освоит простые геометрические фигуры, следует переходить к более сложным формам: многоугольникам и пр.

 

Были – небылицы

       Игра помогает развивать логическое мышление, развивает умение фиксировать противоположные высказывания. Закладывает навыки ведения аргументированного отстаивания своей позиции, умение корректно спорить.

       Ведущий задаёт детям вопросы подобного содержания: «Может ли крокодил летать? Почему? А может ли он летать в самолёте? Может ли маленькая девочка водить машину? А почему? А если её посадил на колени папа? Может ли торт быть солёным? А почему? А если мама перепутала банки?» и т.д.

 

Холодно – горячо

       Игра помогает научиться координировать свои действия, обучает навыкам локализации места в пространстве. Обучает логическому мышлении.

Необходимый инвентарь: небольшой предмет или игрушка.

       Один из игроков прячет предмет, остальные дети должны его искать. Ведущий должен помогать ребятам найти предмет. Ему можно произносить только слова «холодно» и «горячо», «теплее» и «холоднее».

       «Горячо» обозначает, что ищущий подошёл к предмету очень близко, «холодно», что отошёл слишком далеко.

 

Антонимы

       Игра расширяет словарный запас, помогает ребёнку закрепить навык определения противоположностей явлений, предметов.

       Игроков может быть двое, а может и больше. Можно играть с водящим, тогда он предлагает всем слова, но лучше говорить по очереди.

       Один играющий произносит слово, другой должен назвать противоположность.

       Это просто, когда говорятся слова, имеющие чёткую пару: быстро – медленно или долго, холодный – горячий или жаркий.

       Но если противопоставить огню – воду, веткам – корни, а забору – дыру или проход достаточно просто, то искать противоположности предметам одежды, профессиям, частям тела или геометрическим фигурам – занятие захватывающее и полезное.

 

Обручи

       Игра помогает ребёнку научиться классифицировать предметы по форме и по цвету.

Необходимый инвентарь: два обруча, разные игрушки по форме и по цвету или разные геометрические фигуры из детского конструктора.

       Для начала возьмите простые предметы: например, кубики красных и синих цветов или круглые и квадратные предметы. Ребёнок должен разложить предметы по признакам в разные обручи.

       Усложнить игру можно, вводя более сложные предметы, которые обладает обоими признаками: и цветом, и формой. Возможно, ребёнок сам придумает, как включить такой предмет в обе группы. Если он не догадается, покажите, как можно положить обручи, образуя пересечённое пространство, чтобы синий кубик в красных полосках оказался сразу в двух обручах.

       С помощью обруча меньшего размера внутри групп можно создавать подмножества: например, подмножество больших предметов среди синих предметов или подмножество больших кубиков среди кубиков.

 

Игра с цветами

       Игра помогает ребёнку научиться классифицировать предметы по форме и по цвету.

Необходимый инвентарь: парные таблички красного, синего и жёлтого цвета из картона.

       Таблички выкладываются в два ряда в произвольном порядке.

       Взрослый подбирает пары, выкладывая их на столе, предлагает ребёнку повторить самостоятельно.

       Можно дать ребёнку табличку и попросить отыскать в комнате предмет такого же цвета.

       Возьмите парные таблички основных цветов плюс дополнительные: зелёный, фиолетовый, чёрный и т.д. Попросите ребёнка выбрать три понравившихся дополнительных цвета, остальные таблички уберите. Из оставшихся табличек ребёнок выкладывает пары.

       Вариант: взрослый выкладывает все таблички от самого тёмного до самого светлого цвета, потом просит ребёнка повторить.

       Вводится усложняющий вариант игры: оттенки одного цвета – от самого тёмного до самого светлого. Взрослый сам выкладывает спектр, затем просит ребёнка повторить его действие: выложить линейку цвета от самого тёмного оттенка до самого светлого.

 

Макароны

       Игра помогает ребёнку научиться классифицировать предметы по форме и по цвету.

       Наверняка в вашем кухонном шкафу есть макароны разных форм, размеров и доже цветов.

       Из них можно складывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

 

Игры на кухне

Игра помогает ребёнку научиться классифицировать предметы по форме и по цвету.

Вспомните золушку, которая перебирала крупу. Но вы же не злая мачеха, поэтому предложите ребёнку не мешок, а небольшое блюдце, на котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать. Это не только игра, но и тренировка для маленьких пальчиков.

Одновременно ребёнок будет осваивать разные формы – круг, овал; размеры – большой, маленький.

       Можно ввести в игру элемент счёта.

 

Алгоритмы

Эта игра поможет вашему ребёнку без утомительных нотаций научиться правильно планировать время и самостоятельно принимать решения.

       Давайте для начала вспомним, что алгоритм – это разбиение действия на его составные части. Для составления даже простого алгоритма мы должны осмыслить детали наших действий, а сами действия подразделить на составные элементы. А для этого необходимо научиться находить начало и конец действия и уметь выделить его отдельные этапы.

                                                                                                                 Вариант 1

       Самый простой вариант – составление алгоритма действия, уже один или много раз совершённого ребёнком. Например, чтобы составить алгоритм дороги в детский сад или на игровую площадку, необходимо мысленно проделать это путешествие, дробя его на различные этапы (оделся, обулся, открыл дверь, вышел, закрыл дверь, спустился по лестнице и т.д.).

                                                                                                                 Вариант 2

Этот вариант игры посложнее: ребёнок составляет последовательность действия, ни разу не совершённого им, то есть он прогнозируется. Для таких случаев хорошо подходят игры на программирование – составление алгоритмов для управления игрушечными «роботами». «Роботами» могут быть машинки, поезда, куклы, любимые игрушки.

                                                                                                                 Вариант 3.

Можно попросить ребёнка представить себя в сказочной ситуации и описать по порядку, что нужно сделать, чтобы достичь определённой цели (например, провести автомобиль по дороге среди гор или леса).

       Для того чтобы начать игру, нужно сначала нарисовать игровое поле или «лабиринт» и придумать «цель». Вот примеры:

*провести автомобиль по дороге среди гор или леса;

*помочь мышонку проползти по подземному лабиринту его норки;

*превратиться в космонавта и пройти по поверхности планеты;

*помочь маме доехать на машине к магазину;

*доехать с помощью карты дорог от дома до Чёрного моря;

*помочь лисичке перейти через поле с лесами и речками.

       Для начала можно использовать поле из прямоугольных клеток (лист бумаги), размеченных, например, тонкой линией. Стенки можно изображать толстыми сплошными линиями. В принципе, клеточки не обязательно должны быть прямоугольными, и само поле может оказаться довольно сложным. Главное, чтобы малышу было ясно, как им пользоваться.

       Активно вводите в речевой оборот ребёнка слова «верх», «низ», «право», «лево».

 

Угадай животное

       Игра помогает развить и закрепить умение классифицировать, разделять и объединять.

       Угадывать можно не только животных, подойдёт любая группа предметов или существ, поддающихся классификации.

       Для детей трёхлетнего возраста проще всего играть именно в животных, потому что классификация животных – одна из первых классификаций, с которыми знакомится ребёнок.

       Один из детей загадывает животное. Остальные по очереди задают ему вопросы, на которые ведущий должен отвечать «Да» или «Нет». Выигрывает тот, кто угадал.

       Ведущий выигрывает, когда сдаются все игроки.

 

Быстрые ассоциации

       Игра развивает ассоциативное мышление, помогает быстро организовываться, собираться с мыслями, закрепляет навыки концентрации.

Взрослый называет какое-нибудь слово. Ребёнок должен ответить ему первой попавшейся ассоциацией. Через некоторое время можно поменяться ролями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: