Памятник Артёму (Святогорск)

Памятник Артёму — памятник в городе Святогорске, сооружённый в 1927 году в честь революционера, советского государственного и партийного деятеля Фёдора «Артёма» Сергеева.

Автор памятника — скульптор И. П. Кавалеридзе. Входит в комплекс памятников Святогорского историко-архитектурного заповедника.

Фигура памятника высотой 22 метра возвышается на горе, используя ее как постамент. По расчётам специалистов, общая площадь монумента составляет 400 м², вес — около 800 тонн. Высота памятника равна 22 метрам. Вместе с фундаментом, который должен быть не менее 5—6 метров, общая высота сооружения составляет 27—28 метров.

На постаменте памятника выгравированы слова: Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо.

вместе с датами жизни: 1883—1921 и посвящением: Пламенному вождю пролетариата 1-й ВДО

После гибели Фёдора Андреевича Сергеева в железнодорожной катастрофе Всеукраинский центральный исполнительный комитет 3 августа 1921 года принял постановление об увековечении памяти «товарища Артёма». Летом 1923 года конкурсной комиссии было представлено 68 проектов планируемого памятника. Сооружение было поручено скульптору Ивану Кавалеридзе и соответствующий памятник был возведен в Артемовске.

В середине 1920-х годов решено было присвоить имя Артёма 1-му Вседонецкому Дому отдыха, располагавшемуся тогда на территории бывшего монастыря, а в ознаменование этого построить там еще один памятник Артёму. К возведению нового памятника вновь был привлечен Кавалеридзе. Первоначально планировалось установить бюст Артёма, на который была рассчитана смета в 9 тысяч рублей, из них на материалы для строительства выделялось 4 тысячи рублей, а на авторский гонорар — 5 тысяч рублей. Как вспоминал сам Кавалеридзе, когда его вызвали к председателю Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета Григорию Петровскому и предложили эту работу, скульптор сразу внёс предложение о строительстве не бюста, а гигантского памятника на горе, которая станет естественным постаментом для монумента. Петровский отметил, что бухгалтерия не даст ни копейки сверх лимитированных сметой, но это не остановило художника.

Летом 1927 года началось сооружение монумента. Сначала возводился макет памятника в натуральную величину. Для этого нашли место на территории Степного Дома отдыха, в двух километрах от места строительства.

Куски формы для памятника изготовлялись так, чтобы четыре человека могли взять часть модели, положить в бричку и вывезти к месту возведения памятника. Затем формы монтировали одна на другую. Таким образом, монумент Артёма сооружали непосредственно на месте методом заливки бетона в установленный каркас. Общая высота памятника — 22 метра.

Цемент для бетона привозили из Новороссийска. По замыслу автора памятника, бетон должен был иметь розовый оттенок и напоминать по фактуре природный камень — розовый гранит.

Открытие памятника Артёму 11 сентября 1927 года стало торжественным событием в присутствии многих тысяч рабочих, солдат, делегаций из городов и районов Донецкого бассейна. Состоялся своеобразный парад красноармейцев, играл духовой оркестр. Под оружейные залпы был торжественно открыт памятник, который был виден с расстояния десятков километров.

Во время Великой Отечественной войны жестокие бои, которые происходили в течение 1941—1943 годов, оставили на памятнике повреждения, выбоины от пуль и снарядов, однако он сохранился. После 1943 года за ним уже стояли обелиски на братских могилах советских воинов, а также памятник генерал-майору, командиру 79-й гвардейской стрелковой дивизии Николаю Филипповичу Батюку, которого похоронили возле монумента Артёму боевые товарищи. Впоследствии, в 1985 году к 40-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне на месте этих отдельных памятников был создан Мемориал Великой Отечественной войны.

Сам памятник Артёму был отреставрирован к 100-й годовщины со дня рождения Ф. А. Сергеева в 1983 году. Научные исследования и обмеры монументальной скульптуры были осуществлены специалистами историко-архитектурного заповедника под руководством архитектора А. Дашевского. Скульптурные формы памятника, пострадавшие в период войны, реставрировали с участием скульптора А. Скорых. Сам проект реставрации был выполнен коевским институтом «Укрпроектреставрация», непосредственно ремонтные работы выполнила Сумская реставрационная мастерская. Текущие ремонтные работы проводились специалистами краматорского ПМВП «Юнион», специализирующихся в области промышленного альпинизма.

27 декабря 2001 года Правительство Украины определило наиболее ценные в художественном плане памятники монументального искусства Украины и внесло их в Государственный реестр национального культурного наследия. Среди 44 выдающихся произведений значится монументальная скульптура Артёма (Фёдора Андреевича Сергеева) 1927 года в г. Святогорск Донецкой области.

Этот памятник — конструктивистский проект художника. Несмотря на общепризнанное отнесение Артёма к кубизму, следует заметить, что сам автор отрицал упрощённое отношение к своему произведению. В начале 1960-х годов во время кампании против авангардистских течений в искусстве, критика в адрес автора и его «ужасных произведений» прозвучала из уст Н. С. Хрущёва.

Монумент Артёма — заметная часть ландшафта Святогорска и одна из его архитектурных доминант. Вместе с тем памятник Артёму обусловил формирование рядом с собой Мемориала Великой Отечественной войны.

 

 

Саур-Могила

Вершина Саур-Могилы до разрушения мемориала в августе 2014 года

Сау́р-Моги́ла — курган в Шахтёрском районе Донецкой области, одна из высот Донецкого кряжа. На вершине кургана находились сторожевой казацкий пост, укрепления Миус-фронта. После Великой Отечественной войны на Саур-Могиле был создан мемориальный комплекс. Курган входит в состав регионального ландшафтного парка «Донецкий кряж».

В ходе боев в августе 2014 года во время Вооружённого конфликта на востоке Украины мемориальный комплекс был разрушен постоянными обстрелами.

Саур-Могила — одна из высочайших точек Донецкой области. Географические координаты: 47°55′22,75″ северной широты, 38°44′25,94″ восточной долготы. Высота кургана — 277,9 метров над уровнем моря.

Курган представляет собой останки одного из размытых отрогов Донецкого кряжа. Курган большей частью состоит из песчаника, также попадаются друзы горного хрусталя. Верхняя часть кургана была насыпана во втором тысячелетии до нашей эры племенами срубной культуры. Насыпная часть имеет высоту 4 метра и диаметр 32 метра.

Саур-Могила видна на расстоянии 30—40 километров из-за того, что окружающая местность относительно ровная. С вершины кургана видна степь, Амвросиевский цементный завод и терриконы шахт. В хорошую погоду с вершины кургана можно увидеть Азовское море, находящееся за 90 километров к югу.

Высота расположена в бассейне рек Крынка и Миус. Около кургана много балок и небольших речек из бассейна реки Миус.

Курган входит в состав регионального ландшафтного парка «Донецкий кряж».

Топоним «саур» в русском языке и «савур», «савор» в украинском языке по одной версии происходит от тюркского слова «сауыр», который дословно переводится как «степная высота с округлой вершиной в виде конского крупа». По другой версии, название происходит от названия племени сарматов — савроматов.

В иранских языках имеется схожий корень с значением «бык» — ср. Саурская революция, где тадж. Савр и тат. Сыер — бык, телец, каз. Сәуір — апрель.

В греческом слово «саура» (σαύρα) означает «ящерица».

Народная этимология связывает название с именем человека Саура. По одним легендам это казак, по другим — народный мститель.

Слово «могила» в древнерусском языке имело значение «холм», «курган».

В первом номере журнала «Русский вестник» за 1856 год вышла статья П. Леонтьева про раскопки кургана в Екатеринославской губернии. В нём речь шла про Луговую могилу. Тарас Григорьевич Шевченко прочитал эту статью и ошибочно подумал, что речь идёт о Саур-Могиле. В связи с чем в его дневнике в 1857 году появилась следующая запись: Я развертываю книгу, и мне попалась литературная летопись. Читаю, и что же я читаю? Наша славная-преславная Савор-Могила раскопана. Нашли в ней какие-то золотые и другие мелочи, не говорящие даже, действительно ли это была могила одного из скифских царей. Я люблю археологию. Я уважаю людей, посвятивших себя этой таинственной матери истории. Я вполне сознаю пользу этих раскапываний. Но лучше бы не раскапывали нашей славной Савор-Могилы. Странная и даже глупая привязанность к безмолвным, ничего не говорящим курганам.

Впервые же курган был описан в 1864 году русским археологом Иваном Егоровичем Забелиным. В его описании диаметр кургана составляет 150 метров, высота — 6 метров.

Верхняя часть кургана была насыпана во втором тысячелетии до нашей эры племенами срубной культуры. Под насыпной частью находилось захоронение срубной культуры в каменном ящике. Это захоронение в 1960-х годах изучал Т. О. Шаповалов. Во время строительства мемориального комплекса захоронение было частично повреждено. Из-за этого стало невозможно проводить дальнейшие археологические исследования и ответить на вопрос, состояло ли это захоронение только из погребальной камеры, или была найдена только входная камера более сложного сооружения.

Также существовали легенды о разбойничьем кладе на Саур-Могиле. В 1932 году В. М. Евсеевым было записано про многочисленные ямы «чёрных» копателей, которые искали клад на Саур-Могиле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: