Содержание понятия «связная речь»: психологический и психолингвистический аспекты

Солнечногорский муниципальный район Московской области Комитет по народному образованию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида №77

Тел: 633668                                             141591, М.о. Солнечногорский р-н, Новая ____

 

Методика использования схем и моделей при составлении описательных рассказов   

 Т.А.Ткаченко, Т.Б. Полянская, О.С. Гомзяк,

Бойкова С. В.

Внедрила:

Проплетина Татьяна Юрьевна

 

Содержание

1. Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи:

· Содержание понятия «связная речь»: психологический и психолингвистический аспекты;

· Использование мнемотаблиц;

· Наглядное моделирование.

 

2. Методика использования схем и моделей при развитии связной речи дошкольников с ОНР.

 

3. Методика Т.А. Ткаченко "Использование схем в составлении описательных рассказов".

Коррекционная работа по развитию навыков связной речи.

· Формирование представлений о структурных единицах языковой системы.

· Формирование лексико-грамматических категорий.

· Формирование связной речи.

· Пересказ текста.

· Составление описательных рассказов.

· Составление описательных рассказов по сюжетной картине.

· Составлении рассказов по замыслу.

 

5. Внедрение методики.

6. Оценка эффективности использования методики схем и моделей при составлении описательных рассказов.

7. Список используемой литературы.

8. Приложение.

 

Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи

Содержание понятия «связная речь»: психологический и психолингвистический аспекты

 

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка.

По определению, А.А. Леонтьева, речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.

Рассмотрим основные положения теории деятельности вообще и речевой деятельности в частности.

Во-первых, стоит остановиться на условиях, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна. (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.В. Ахутина и др.)

1. Потребность в высказывании - условия возникновения и развития речи. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли человек не заговорил бы.

2. Содержание речи - условие наличия материала высказывания, т.е. того, о чем нужно сказать. И от полноты, богатства этого материала зависит содержательность высказывания. Четкость, логичность речи определяются тем, насколько подготовлен материал.

3. Средства языка - условие вооружения человека общепринятыми знаками, т.е. главным образом словами, их сочетаниями, различными оборотами речи.

Речевые действия:

- Сориентироваться в условиях общения - это значит определить для себя место, роль высказывания в деятельности общения, а также в самых общих чертах его форму: с учетом общего мотива деятельности уточнить цель речевого действия и, отталкиваясь от основных условий коммуникации (устное или письменное общение, с одним человеком или со многими людьми, одностороннее или двустороннее, в официальной или неофициальной обстановке и др.), решить вопрос о форме (устная / письменная), виде (монолог / диалог), стиле высказывания.

- Вторая фаза речевого действия - планирование заключается в отборе содержания, в составлении программы высказывания. Здесь решающую роль играет предмет речи - тема и основная мысль высказывания; однако существенны также и ограничения, накладываемые на отбор содержания требованиями стиля, типа, вида и формы речи.

- Переход от программы к ее реализации в языковом коде составляет третью фазу речевого действия. Для нее характерны операции выбора слова, перебора и сопоставления синтаксических вариантов, причем и здесь, так же как и на этапе планирования, говорящий стремится отобрать языковые средства, адекватно передающие предмет речи, раскрывающие тему и основную мысль и соответствующие условиям и задаче общения.

- Четвертая фаза речевого действия - фаза контроля - состоит в том, что говорящий сопоставляет результат речевого действия и задачу общения. В случае несовпадения полученного эффекта с намерениями говорящего делается попытка найти ошибочное звено. Для этого, обычно мысленно, прослеживается операционный состав речевого действия во всех фазах его формирования и выясняется, где был допущен просчет: возможно, не были учтены какие-то существенные для данного случая общения условия речевой ситуации, или неудачно было спланировано содержание высказывания, или, может быть, программа была нарушена на стадии ее реализации (не удалось точно выразить мысль).

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. В жизни человек пользуется именно связной речью: он рассказывает, делает доклады, пишет письма, статьи, конспектирует и реферирует книги, статьи, составляет заявления и объявления, заполняет анкеты и т. п.

Понятие «связную речь» относиться как к диалогической, так и монологической формам речи.

Диалогическая речь - это обмен высказываниями, репликами между двумя или несколькими лицами.

В диалогической речи одно высказывание порождается другим. Для диалогической речи типичны нераспространенные и неполные предложения, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штампы).

Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук - психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики.

Монологическую речь принято определять как форму речи, образуемую в результате речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие.

Сложность монологической речи, отмеченную исследователями, автор объясняет потребностью «передать в речевом плане более или менее обширное речевое целое, предназначенное для постороннего слушателя и ему понятное».

Согласно методической традиции принято выделять следующие виды связной речи: описание, повествование и рассуждение. Кратко охарактеризуем их.

В повествовании говориться о последовательных событиях, связанных между собой. Повествовательные тексты имеют сюжет, и в этом они близки к рассказам как литературно-художественному жанру. последовательность изложения в повествовании обыкновенно определяется естественным ходом изображаемых событий. В повествовательном тексте главное внимание уделяется фактам, событиям, поэтому текст насыщен глаголами и существительными.

Рассуждением называется такой связный текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения используются суждения, приводятся примеры, делаются сопоставления и выводы, приводящие к новым суждениям и в конце подтверждающие или опровергающие первоначальное утверждение (так называемый тезис)

Особо хочется остановиться на описании, в котором нет сюжета, нет событий и действующих лиц. В них изображены картины природы, отдельные предметы и явления, процессы и действия. Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлении, обычно признаков существенных. В описании автор изображает внешний вид предмета, его внутреннее содержание, составные части, наиболее заметные детали, его красоту. Он передает и свое отношение к изображаемому.

В свою очередь, Нечаева О.А. указывает, что для описания характерно перечисление одновременных признаков предмета в широком понимании. Само перечисление признаков - это еще не описание как речь, а только способ, употребленный в описании. Описание как речь - это сочетание предметного значения объекта мысли и речи в широком понимании (портрет, картина природы и т. д.) с его способом выражения, изложения в виде перечисления одновременных признаков этого предмета, т. е. описательным способом.

По определению этого автора, описание - особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

Нечаева О.А. в своих трудах дает следующие определение этому типу речи: «Описание-функционально-смысловой тип речи, являющийся ее типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющий для этого определенную языковую структуру».

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что связную речь на современном этапе развития науки рассматривают как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: