Специфика организации дистанционного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» (ОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа.

Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничением их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений склетно-мышечной системы во времени и пространстве.

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Условно выделяют три группы детей с нарушениями ОДА.

Первая группа включает детей, страдающих остаточными проявлениями парезов и параличей. Эти нарушения, как правило, не являются препятствием к обучению в общеобразовательной школе.

Вторую группу составляют дети, страдающие ортопедическими расстройствами, вызванными поражением костно-мышечной системы. Расстройства движений затрудняют обучение, поэтому дети нуждаются в специальных условиях обучения.

В третью группу входят дети, перенесшие полиомиелит или с последствиями церебрального паралича. Недостаточность проявляется в нарушении равновесия и координации движений. Требуются специальные условия организации обучения.

Основным ограничением, определяющим трудности освоения образовательной программы в дистанционном режиме, является нарушение моторики, невозможность производить дифференцированные движения, например, нажатие на клавишу стандартной клавиатуры, наведение мыши на объект, щелчок или двойной щелчок кнопками мыши. Наибольшие трудности возникают у детей со спастической диплегией и гиперкинетической формой ДЦП, обучающиеся с двойной гемиплегией практически не в состоянии освоить компьютер из-за тяжести заболевания

Для тех учеников, которые в связи с тяжелыми двигательными нарушениями не могут работать на компьютере, используя стандартный набор технических средств (обычную клавиатуру и мышь), необходимы специальные технические средства, которые компенсируют эти недостатки.

Создание условий для организации обучения с применением дистанционного обучения

 

Организация рабочего места начинается с ортопедического режима - необходимо помочь ребенку принять удобную для обучения позу. Для этого следует использовать стандартные ортопедические приспособления – специальные стулья и вертикализаторы, позволяющие зафиксировать ребенка в необходимой позе.

Далее происходит подбор альтернативных устройств ввода информации и управления компьютером: это специальные клавиатуры, специальные мыши и выносные кнопки.

Специальные клавиатуры предназначены для содействия в использовании компьютера ученикам с нарушением ОДА. Различные типы клавиатур адаптированы к определенным видам ограничений: ограничение подвижности рук, нарушение координации движений, неподвижность рук.

Для детей, имеющих нарушение зрения, двигательные возможности которых позволяют нажимать на клавиши стандартного размера, используется клавиатура для слабовидящих - клавиатура черного цвета, на клавиши стандартного размера нанесены буквы белого цвета в увеличенном формате.

Клавиатура со специальной накладкой, ограничивающей нажатие двух и более клавиш, используется в работе с детьми, имеющими гиперкинезы и спастику.

Сенсорная клавиатура IntelliKeys. Размер клавиш на этой клавиатуре больше, чем на стандартной, поэтому ею могут пользоваться и ученики с ослабленным зрением. Для ввода информации пользователь дотрагивается до нарисованных на клавиатуре буквенных и цифровых клавиш, пиктограмм. Используя установочную панель, можно менять настройки клавиатуры под конкретного пользователя. Клавиатура поддерживает следующие функции:

- регулируемая задержка нажатия клавиши (скорость реакции клавиатуры);

- функция исключения двойного нажатия (при задержке пальца на той же клавише повторного нажатия не будет, чтобы нажать следующую клавишу, необходимо снять палец с клавиатуры);

- регулирование скорости повторного нажатия и блокирование модифицирующей клавиши, такой как SHIFT, Ctrl и др. (например, напечатать заглавную букву можно с помощью одной руки, также можно последовательно нажать клавиши, требующие одновременного нажатия на стандартной клавиатуре - CTRL-ALT-DELET);

- полное замещение функций мыши (курсор передвигается с помощью клавиш на клавиатуре, так же производятся щелчки мыши).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: